организация работы в уголке природы
методическая разработка по окружающему миру по теме
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_v_ugolke_prirody_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы в уголке природы в дошкольном учреждении, его оснащение.
Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку наиболее яркие представления , чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения детей с растениями в каждом детском саду должен быть оформлен и оснащен уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года. В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.
С раннего возраста у детей закладываются не только основы личности, но и большинство ценностей, в частности отношение к природе. Уголок природы в детском саду не просто часть интерьера, его значение трудно переоценить. Непосредственная близость с природой оказывает на дошколят положительное влияние, делая их добрее, внимательнее и мягче. Ухаживание за обитателями уголка развивает в детях ответственность, бережливость и заботливость. А наблюдения за изменениями в природе, происходящими в разное время года формируют у малышей любознательность, умение логически мыслить и подмечать детали. Что учесть в первую очередь? Живой уголок оформляется в каждой возрастной группе с учетом санитарных норм, возраста воспитанников и их возможностей.
Правилам САНПИНа для Доу 2.4.1.3049-13 п.6.11. установлено, что размещение животных, аквариумов и птиц в групповых комнатах (раздевальная, групповая, спальня, буфет, туалет) не допускается. Поэтому главными обитателями уголка станут растения: комнатные цветы и мини огород на подоконнике. Мини огород составляется из чеснока, лука, овса и других культур, выращиваемых в ящиках осенью и зимой.
Целесообразно чтобы в детском саду была создана общая «экологическая гостиная». Где обитателями были бы животные, птицы, аквариумные рыбки, пресмыкаюшиеся, земноводные и т. д. Там можно было бы представить многообразие комнатных растений. Организовать «детскую лабораторию» где проводились бы опыты и экологические исследования.
При отборе растений в уголок природы мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:
· Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
· Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
· Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки , подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
· Растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.
· Уголок природы - место посильного труда и наблюдений детей. Уход за обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
· Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума. Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и др) нуждаются в большом количестве солнечного света – их следует поставить в самое светлое место, другие (узумбарская фиалка, бегония др) плохо переносят солнечные лучи – их помещают в затемненное место).
· При размещении растений учитывается и эстетическая сторона: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер групповой комнаты. При этом, объекты размещаются таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать за объектами уголка природы.
Рекомендации по содержанию и оборудованию уголков природы в детских дошкольных учреждениях.
Уголок природы.
Постоянные объекты:
I. Комнатные растения (2 – 3 вида): Красиво цветущие крупнолистные: фикус, аспидистра, герань зональная, пеларгония. Цветущие растения в течение года заменять: вечно цветущие (бегония, бальзамин).
II. Животные:. 1. Рыбы в аквариуме: 1-2 крупные яркие, золотые рыбки. Аквариум просторный, четырехугольный, красиво размещена зелень.
2. Клетки с птицами.
Уголок природы во II младшей группе.
I. Постоянные объекты:
1. Комнатные растения (3 – 4 вида):
а) красиво цветущие крупнолистные;
б) с типичным строением: стебель, листья, цветы. Состав: фикус, аспидистра, герань зональная, пеларгония, бальзамин.
2. Животные: а) рыбы в аквариуме: 1-3 крупные яркие: золотые рыбки, бычки, скалярии. Аквариум просторный, четырехугольный, красиво размещена зелень.
б) птицы в клетке: канарейка и амадин.
II. Временные объекты: Букет осенних листьев в вазах: цветущие растения цветника, семена деревьев, каштаны, желуди. Ящики с посадками лука, овса. Посев крупных семян цветов. Ветки деревьев в вазах. Весенние цветы в вазах, букеты в вазах. При наличии помещений для животных на участке детсада – кролики, куры.
III. Уход за растениями и животными осуществляет воспитатель с привлечением детей.
Уголок природы в средней группе.
I.Постоянные объекты
1.Комнатные растения (4 – 5 видов):
а) красиво цветущие с декоративными листьями;
б) с типичным строением: стебель, листья, цветы;
в) два одновидовых растения с ярко выраженной потребностью в воде. Состав: аспидистра, герань зональная, пеларгония, бальзамин, бегония «вечно цветущая», колеус.
2. Животные:
а) рыбы в аквариуме: 1-2 вида крупных или средней величины рыб, кроме золотых рыбок и тех, что были во II младшей группе; Могут быть: барбусы, меченосцы, карп.
б) морская свинка, . Хомяк живет на участке в хорошо оборудованной клетке.
II. Временные объекты: в течение года вносятся букеты садовых цветов, красиво расцвеченные листья (3-4 дерева), ветки деревьев, кустарника для наблюдения за распусканием почек; помещаются растения, перенесенные из цветника (астры, левкои, гвоздики); плоды деревьев (каштаны, желуди, шишки); проращиваются в течение зимы: овес, зелень для корма птиц, посадка моркови, свеклы, лука, бобов, фасоли; вносятся лесные ягоды (2-3 вида иллюстрации),грибы 2 вида – муляжи, иллюстрации. При наличии помещений для животных на участке детсада – кролики, куры, еж, белка, цыплята. Вносятся эпизодически: бабочки, стрекозы, жуки: плавунец, прудовик. III. Уход за растениями и животными осуществляет воспитатель с привлечением детей. Вводится систематическое дежурство в уголке природы. IV. Календарь погоды.
Уголок природы в старшей группе.
I.Постоянные объекты:
1. Комнатные растения (5 – 6 видов):
а) растения, имеющие разнообразное строение стебля, листьев;
б) с ярко выраженной потребностью в свете, влаге. Состав: герань (разновидности), пеларгония душистая крупноцветковая, бальзамин, колеус, традесканция, кливияг, плющ.
2.Животные:
а) рыбы в аквариуме: набор разновидностей золотых рыбок, обыкновенная вуалехвост, телескоп, комета, карась; б) птицы в клетке: один вид декоративных птиц (волнистый попугай, канарейка). в) черепаха, хомяк, еж, морская свинка. При наличии помещений для животных на участке детсада – куры, гуси, утки, еж, кролик, морская свинка. II Временные объекты: в течение года вносятся листья (4-5 деревьев), 2-3 вида кустарников; периодически помещаются 5-6 травянистых растений луга, леса, сада; плоды деревьев: (каштаны, желуди, летучки); вносятся 2-3 новых вида лесных ягод, грибов – иллюстрации, муляжи; проращивают зеленый корм для птиц, животных; выращивают корнеплоды (морковь, свекла, репа); выращивают растения, цветы из семян, клубней, луковиц. Вносятся эпизодически: бабочки – 2 вида, стрекоза, жуки– 2 вида, муравьи, ящерицы. III. Календарь природы, погоды.
Уголок природы в подготовительной к школе группе.
I. Постоянные объекты.
1. Комнатные растения (5 – 6 видов):
а) растения, имеющие разнообразную форму листьев, их окраску, цветущие в разные сроки;
б) растения с ярко выраженной потребностью в свете, влаге; в) растения, размножающиеся вегетативным способом (черенкованием, усами, листьями). Состав: амариллис, циперус, хлорофитум, фуксия, папоротник, герань (разновидности), пеларгония душистая крупноцветковая, бегония – рекс. 2. Животные:
а) рыбы помещаются в два аквариума разной величины: в большом – постоянно живут экзотические рыбки – золотая, комета, вуалехвост, телескоп; в меньшем аквариуме живут рыбы местных водоемов: верхоплавки, караси, карпы. Воспитатель постоянно их меняет.
б) Птицы в клетке: один вид декоративных птиц (волнистый попугай, канарейка). в) Черепаха, хомяк, еж, морская свинка.
II. Временные объекты: вносятся букеты цветов, ветки деревьев (5-6 видов), кустарников (3-4 вида), красиво окрашенные листья растений, наиболее распространенные в данной местности; травянистые растения (6-7 видов) леса, луга, поля, сада; 4-5 видов лесных ягод, грибов (иллюстрации, муляжи); пересаживаются в горшки астры, хризантемы, гвоздики, левкои; плоды каштанов, дуба, клена, сосны. Проращиваются злаки: пшеница, овес, ячмень, лук; сажаются корнеплоды: свекла, морковь, репа; вносятся 4-5 видов лесных ягод, грибов.
III.Временные обитатели уголка природы: бабочки, кузнечики, пчела, ящерицы, дождевой червь, жуки-прудовики, катушки, жук- плавунец, тритон, лягушка.
IV. Календарь природы, погоды.
Оборудование уголка природы.
I. Во всех возрастных группах должен быть один большой аквариум, в подготовительной к школе группе – дополнительно маленький аквариум для отсадки рыб. Для ухода за рыбками необходимо иметь: сачки – 2 шт. градусник – 1 шт. воронка – 1 шт. кормушка – 1 шт. резиновый шланг – 1 шт. рефлектор – 1 шт. щетка и тряпочки для мытья аквариума тазик, банка для отсадки рыб.
II. Для содержания птиц удобные и просторные клетки, вольеры. Для ухода за птицами необходимо иметь: щетки сачки скребок тазик для мытья клеток и кормушек.
III. Для содержания животных удобные клетки (еж, морская свинка, кролик), вольеры (белка). Для ухода за животными необходимо иметь: фартуки клеенчатые – 6 шт. щетки для мытья клеток – 3 шт. щетки твердые – 2-3 шт. скребки – 2 шт. венчики, метелки, совочки, ведерки, тазики для мытья клеток доска для приготовления корма животным – 1 шт.
IV. Для ухода за растениями иметь: тазики – 2-3 шт. поливалки – 3-4 шт. ведерки – 3-4шт. тряпочки – 10 шт. совочки, палочки для рыхления – 10 шт.
V. Для посевов и посадок иметь: ящики 15 см Х 20см Х 40см – 3-4 шт. совочки – 15 шт. палочки со щетками для прокатывания лунок, этикетки с изображением растений.
Кроме этого уголок природы в детском саду должен содержать:
- набор картинок с птицами, насекомыми, животными домашними и дикими, растениями;
- муляжи овощей и фруктов;
- поделки ребят из природного материала;
- оборудование для проведения экспериментов – формочки, емкости разных объемов, лопатки, мерные ложки. Можно проводить дидактические игры и эксперименты с водой, песком, камнями, ракушками, глиной для изучения их свойств.
Деятельность в уголке природы способствует развитию у дошколят трудовых навыков. Уже в младшей группе педагог привлекает детей к выполнению посильных трудовых поручений. В старшей группе вводится дежурство по уголку. Работа в уголке природы доставляет ребятам много приятных впечатлений. Дошкольники учатся понимать окружающий их мир, замечать как общие, так и индивидуальные признаки объектов природы, что подводит их к пониманию неповторимости и разнообразия живых организмов. Общение с природой стимулирует в детях жажду творчества. Правильно организованный живой уголок является мощным воспитательным инструментом в эстетическом, психологическом и нравственном развитии детей.
Растения уголка природы младшей группы (3-4 года).
При подборе растений уголка природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них. Воспитанники младших групп должны научиться узнавать 2-3 растения, их части (стебель, листок, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями поливают водой, приготовленной взрослым. Обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений. В уголке природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовываю детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в уголке природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.
Растения уголка природы в средней группе.
В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей: дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями. Подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев. Дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости. В средней группе кроме растений для уголка природы младших групп помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям), бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань ( с узорчатыми опущенными листьями) В уголке природы средней группы может быть до 6-8 видов растений. Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).
Растения уголка природы старшей группы.
Знания детей старшей группы получат существенные дополнения. Дети узнают, что растения для своего роста нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Если что – то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям объясняется, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени, одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Закрепляется умение определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками). В уголок природы вносится дополнительный ряд растений (при этом часть растений убирается или передается в младшую или среднюю группу). Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности.
Растения уголка природы подготовительной к школе группы.
Основная задача: знакомство детей с природой – формирование у детей элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития. В этой группе продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода за растениями и сам характер организации труда (вводится дежурство по уголку природы). Дети учатся видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим в организации уголка природы обращается внимание на разнообразие растений не только по их внешнему виду, но и по их потребностям в определенных условиях среды. В уголок природы подготовительной группы помещаются растения, резко отличающиеся по своим потребностям: папирус, который 10 месяцев растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не большого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно. В подготовительной группе детей знакомят с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония – рекс, сансевьера, : размножение луковицами (гемантус, принум, амараллис), размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус). Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, позволяет проводить наблюдения и труд в природе более интересным, содержательным и увлекательным.
Объем знаний детей 2 младшей группы.
Объем знаний и задачи: дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки – один, несколько, цвет, запах, листья – большие, маленькие, широкие. Узкие, их окраска. Находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать листья, поливать их. Какие растения должны знать: фикус, бегония, традесканция. Растения должны быть похожими на дерево. траву, неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (бегония), с широкими плотными листьями (фикус), контрастными (традесканция). Что дети должны делать: Поливать растение под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой.
Объем знаний детей средней группы.
Объем знаний и задачи: дети должны знать, названия 4 – 5 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки. Листья, цветы),уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые). Знать основные растительные группы: дерево. трава, куст. Дети должны различать растения и находить сходство по форме. Величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии. Какие растения должны знать: герань, бальзамин, абутион, хлорофитум, циперус. Растения похожие на куст (герань, бальзамин).время от времени в группу вносят новое цветущее растение. Что дети должны делать: продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).
Объем знаний детей старшей группы.
Объем знаний и задачи: Дети должны знать названия 6 – 7 растений, их части : бутоны, корни и т. д. Уметь подробно описывать растения, отмечая расположение листьев, их форму, цвет и поверхность, а также особенности строения стебля и цветов (листья гладкие или с ворсинками, края листьев ровные или с зубчиками).
Знать, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за растениями нужно ухаживать по – разному, в зависимости от времени года. Какие растения должны знать: Детей знакомят с растениями, имеющими неярко выраженные признаки различия и сходства: с 2-мя видами герани, бегонии, а также с растениями имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину и окраску листьев и цветов: колеусом, плющом, комнатным виноградом. Что дети должны делать: самостоятельно ухаживать за растениями, добиваясь хорошего качества выполнения работы.
Объем знаний детей подготовительной группы.
Объем знаний и задачи: дети должны знать названия многих растений, подробно описывать их внешний вид, отмечая существенные особенности, называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, , происхождении растений (например фикуса, амараллиса)., их жизни на родине. Знать о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями (поливка в поддон луковичных, вреда или пользе опрыскивания). Какие растения должны знать и с какими рекомендовано знакомить: С более прихотливыми, требующими сложного ухода (бегония Рекс, узумбарская фиалка); лекарственными (алоэ, туя, герань), интересными своим вегетативным размножением (хлорофитум, камнеломка, бриофиллюм), легко размножающимися черенками ( традесканция, сеткрезии), с разными подземными частями - луковичными, клубнями (кринум, сансевьера). Что дети должны делать: самостоятельно ухаживать за растениями, добиваясь хорошего качества выполнения работы. Помогают воспитателю при пересадке растений – определяют, какое растение нуждается в ней, какого горшок нужен размера.
Критерии смотра – конкурса уголков природы
Вопросы на контроле «Возрастные группы»
1. Наличие достаточного количества растений в группе
2. Ухоженный внешний вид растений
3. Наличие инструментов для ухода за растениями (для рыхления, мытья, полива)
4. Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности
5. Наличие аквариума, достаточный объем для содержания в нем рыбок.
6. Наличие и оборудование мини – лаборатории.
7. Наличие альбомов и их сериация.
8. Наличие природоведческой литературы
9. Работа с родителями по вопросам экологического воспитания (уголок «Вести лесовичка»)
10. Наличие обучающих игр (дидактических) по экологии
11. Эстетичность оформления уголка природы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад №2
Консультация для воспитателей по теме: «Организация работы в уголке природы, его оснащение».
Подготовила: Евтушенко. М. А
воспитатель-эколог
ст.Каневская
2014 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и организация воспитательно-образовательной работы в уголке природы подготовительной к школе группе
сообщение для методического объединения 2008 г....
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Организация труда в уголке природы с детьми старшей группы(посадка черенков комнатных растений)
уход за комнатными растениями...
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...
Организация работы в уголке природы (старшая группа).
Консультация для воспитателей...
Рекомендации по оформлению и организации работы в уголке природы
Задачи уголка природы: • Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека. • Средняя группа - сформировать первые предста...
Формы организации работы в уголке природы. Слайд -шоу.
Для постоянного общения детей с растениями в каждом детском саду должен быть оформлен и оснащен уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает гр...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Просто супер! !!!!мне очень
Просто супер! !!!!мне очень нравится! !!!!!