Содержание и организация воспитательно-образовательной работы в уголке природы подготовительной к школе группе
статья по окружающему миру по теме

сообщение для методического объединения 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_prirody_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

(сообщение на методическом объединение воспитателей г. Липецка)

Содержание и организация

воспитательно-образовательной работы в уголке природы подготовительной к школе группе.

В подготовительной группе обобщаются знания о растениях и животных живого уголка и условиях необходимых для их жизни, роста и развития. Мы учим детей видеть цикличность в развитии природы на примерах обитателей живого уголка. Дополняем знания новыми сведениями об особенностях жизни и развитии растений и животных и их приспособленности к условиям среды. Растения, использующиеся для этой цели, должны быть из разных природных зон и с разными вегетационными циклами развития, например, циперус раскидистый, фиалка узумбарская. На кливии, амариллисе можно пронаблюдать особенности сезонных изменений (зима -период покоя, полива нет). Дети в подготовительной группе также знакомятся с различными видами вегетативного размножения: листьями (узумбарская фиалка, бегония-рекс), луковицами (гемантус, амарилис, кливия), делением куста (аспарагус, циперус), живорождение (хлорофитум, бриофиллюм). Дети должны уметь полностью ухаживать за известными растениями и владеть различными способами вегетативного размножения.

При работе с животными обращается внимание на детали в их строении и образе жизни (у рыб глаза без век, в аквариуме они плавают в разных слоях, держатся поодиночке либо стаей и т.п.). Обращается внимание на размножение некоторых животных (хомяка, белой крысы). Дети подводятся к заключению: чтобы животные чувствовали себя хорошо, условия должны быть приближены к природным. Поэтому лучше использовать неприхотливых животных своей местности. Рекомендуемые объекты могут быть такими.

Рыбы: гуппи, меченосцы (живородящие), барбусы(икромечущие); из местного водоема карась.

Птицы: помимо канареек и попугайчиков, снегири, щеглы, синицы.

Млекопитающие: морские свинки, хомяки, домашние крысы, кролик..

Пресмыкающие: черепаха, ящерица.

Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по количеству, так и разнообразию обитателей. Значительно расширяется объем знаний, которые получают дети 6—7 лет, благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений и животных, а также в результате привлечения детей к более сложным видам ухода за ними.

Учитывая возможности детей и требования программы, в уголке природы подготовительной к школе группы, помимо растений, рекомендованных для старшей группы, нужно вносить такие растения, которые требуют разного ухода в зависимости от условий их жизни на родине. Воспитателям очень важно знать о жизни каждого растения на родине, чтобы обеспечить правильный уход за обитателями уголка природы.

Комнатные растения: в подготовительной группе должно быть 10-12 видов. Это растения, которые должны быть приспособлены к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко зелёная (герань, цикломен); теневыносливые- ориентация на свет не очень выражена (эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые- листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ).

Интересно иметь и такие растения, на которых можно показать детям разные способы размножения: не только стеблевыми черенками и живыми кустиками, но и луковицами-детками, отпрысками селением куста, а также листовыми черенками (бегония рекс, узамбарская фиалка).

Не надо гнаться за большим количеством растений — важно, чтобы они всегда были в хорошем состоянии.

В подготовительной к школе группе в связи с большим количеством животных и птиц, для которых необходим зеленый корм в течение всей зимы, а также в связи с возросшей самостоятельностью детей посевы и посадки в уголке природы занимают большее место, чем в старшей группе.

Детей следует привлекать к подготовке земли: выбрать камешки, палочки, разрыхлить, посеять, полить землю, чтобы она была влажная, но не слишком сырая и не прилипала к рукам.

Дети 6 - 7 лет уже по мере надобности самостоятельно сеют семена: овес, салат, пшеницу, ячмень; сажают корнеплоды для получения молодой зелени. Они могут также вырастить из кочерыжки капустные листья для черепахи.

В группе создаётся огород на окне. С ноября выращиваем травку для животных и лук. Начиная с января – февраля выращиваем рассаду перца и томата, корнеплоды, огурцы.

Занимаемся выгонкой луковичных растений (тюльпан, нарцисс). Продолжаем посадки для получения зелени и проведения опытов.

Организуются наблюдения за ветками кустарников и деревьев, отличающихся по окраске, толщине, гибкости, форме, по запаху (сирень, черёмуха, смородина, вишня, тополь, берёза).

Ведётся календарь наблюдений за набуханием и распусканием почек, развёртыванием листьев, появлением бутонов. У травянистых растений наблюдаются следующие фазы: всходы, образованием листьев, боковых побегов, стеблевание. Проводятся беседы о результатах наблюдения, дети делают зарисовки. Вводятся понятие «цикл жизни».

 Дежурства по уголку природы организуются с начала учебного года. При обучении детей уходу за растениями и животными следует использовать разнообразные приёмы: личный пример, показ, объяснения , напоминания, убеждение. Целесообразно назначать дежурных по каждому объекту отдельно: по уходу за растениями,  за рыбами, за птицами и другими животными. Дежурных назначают на 2-3 дня, так как дежурство в течение нескольких дней повышает ответственность ребят за объект, за которым они ухаживают. В группе имеется график дежурств, в котором оценивается работа дежурных – звёздочка(хорошо) и солнышко (отлично).

Уход за растениями. С некоторыми видами ухода за растениями — поливкой, мытьем листьев, удалением сухих листьев — дети знакомились в предыдущих группах. В подготовительной к школе группе детей учат новым приемам ухода: рыхлению, опрыскиванию, разным способам очистки листьев от пыли, весной — подкормке, пересадке, размножению растений. Дети учатся выявлять заболевания у растений и устранять их. Они должны понимать значение того или иного вида ухода за растениями.

Детям подготовительной к школе группе вполне доступны следующие виды ухода за животными: вымыть поилку, кормушку, налить чистой воды и дать нужное количество корма каждому животному; вымыть и нарезать корнеплоды, зелень для животных и птиц, помочь взрослым при уборке клеток  животных, при смене воды в аквариуме; после дежурства привезти в порядок  и положить на место инвентарь, которым пользовались.

Уголок природы должен быть оснащён следующим оборудованием:

Инвентарь для ухода за растениями и животными – лейки, тазики, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма, сачок для отлова рыб, палочки для рыхления, пульверизаторы, ящики и стаканчики для посадки растений.

Лабораторный материал -  то же, что и старшей группе, плюс оборудование для выращивания кристаллов, изготовления мыльных пузырей, печатки из пробки, моркови, картофеля, копировальная бумага, фольга.

Наглядные пособия – календарь природы, календарь разнообразных наблюдений за птицами, наглядный иллюстративный материал, книги о природе, энциклопедии, альбомы о временах года, муляжи фруктов и овощей, настольные игры.

Есть картотека опытов, дидактических игр, картотека наблюдений за природой.

Работа в уголке природы развивает у детей познавательные способности, сенсорный аппарат, логическое мышление, учит понимать взаимосвязь между живыми организмами и окружающей средой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания мероприятия с родителями «Ребёнок. Дорога. Безопасность» в подготовительной к школе группе.

Тема: «Ребенок. Дорога. Безопасность».Форма проведения: родительское собрание. Аудитория: родители подготовительной к школе группы. Количество участников: 19 родителей, 2 воспитателя,п...

План книжного уголка в подготовительной к школе группе.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, о спокойное, удобное, эстетически оформле...

Совместная образовательная деятельность по трудовому воспитанию Тема: « Труд в уголке природы» Подготовительная к школе группа.

Тема: « Труд в уголке природы»Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.Задачи:Образовательные:1.      Соверше...

Работа в книжном уголке в подготовительной к школе группе

Работа в книжном уголке в подготовительной к школе группе...

Особенности содержания педагогической работы с детьми в подготовительной к школе группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В данной статье педагог представляет систему работы в ДОУ в детьми подготовительной к школе группе. Надеюсь, это может помочь молодым специалистам выстроить свою работу с воспитанниками на этапе завер...

Перспективный план работы книжного уголка в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование работы книжного уголка подготовительной группы. Включает в себя разделы: " Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг", "Рассматриван...

Региональные компоненты содержания патриотического уголка в подготовительной к школе группе

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формировании нравственных качеств.Народ, не передающий все самое ценное из поколе...