Рекомендации по оформлению и организации работы в уголке природы
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii-po-oformleniyu-i-organizatsii-raboty-v-tsentre-prirody.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
Задачи уголка природы:
• Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.
• Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений.
• Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)
Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть:
• неразрывную связь живого организма с внешней средой,
• многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,
• появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,
• специфику живого организма, его отличие от предметов,
• многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.
Оборудование уголка природы в группах содержит:
- календарь природы,
-комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
- инвентарь для ухода за ними (ёмкости для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки),
-оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
- природные зоны (макеты),
- дидактические игры по экологии, презентации о природе,
- уголок дежурств (начиная со средней группы),
- наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)
- природный материал для поделок,
- образцы семян растений, гербарии,
- аудиозаписи звуков природы,
- природоведческая литература (методическая и детская),
- материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).
Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.
При отборе растений в уголок природы необходимо
учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детьми:
- растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
- растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.
Для выполнения своей роли уголок природы должен соответствовать требованиям:
• Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения
• При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным
• Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками
• Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.
• Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.
• Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.
• Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены
• Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками
• Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве
• Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным
• В каждой группе должен быть календарь природы
В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
• В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.
• В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.
• В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.
• В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
• Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
• Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
• Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
• В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
• В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
• В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
• Муляжи овощей и фруктов.
• Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
• Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
• Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
• Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
• Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
• Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.
Но не наличие уголка природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков.
Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса
в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и организация воспитательно-образовательной работы в уголке природы подготовительной к школе группе
сообщение для методического объединения 2008 г....
Проект правильного оформления и организация работы в книжном уголке.
Консультация для родителей....
Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов.
ПланФормирование у детей дошкольного возраста интереса и любви к художественной литературеПедагогические требования к организации книжного уголкаСодержание уголка книги, формы работы. Методика работы ...
организация работы в уголке природы
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их познание....
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...
Организация работы в уголке природы (старшая группа).
Консультация для воспитателей...
Формы организации работы в уголке природы. Слайд -шоу.
Для постоянного общения детей с растениями в каждом детском саду должен быть оформлен и оснащен уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает гр...