Требования РППС в условиях ФГОС ДО.
статья на тему

Поленова Надежда Тихоновна

В статье конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде в ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_rpps_v_usloviyah_fgos_do.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Требования РППС в условиях ФГОС ДО

В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Первым и важнейшим требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее содержательная насыщенность. Которая предполагает наличие необходимых и достаточных материалов для разных видов детской деятельности: игры, продуктивной, познавательной деятельности и физической активности.

Согласно п.3.3.ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной;

-трансформируемой;

-полуфункциональной;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной;

Важным требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее трансформируемость, которая подразумевает возможность изменений пространства в зависимости от характера игры, сюжета, меняющихся интересов и возможности детей. Наличие в группе предметов (легких перегородок, ширм, геометрических модулей, скамеек, больших лоскутов ткани) и их передвижение с целью создания новых зон и преобразование имеющихся позволит оптимально использовать площадь помещения в предметно-пространственной среде и трансформировать ее под конкретную игру. Но так как большинство обследованных групп оснащено традиционными игровыми уголками для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами (кухня, магазин, парикмахерская, больница и т.д.)

Подобные жесткие, неподвижные игровые модули провоцируют стереотипные действия. Кроме того, такое стационарное оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости предметно-пространственной среды, а так же вносит в детскую игру штампы, мешая проявлению самостоятельного игрового творчества детей, что противоречит игровой деятельности.

Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации детьми игрового пространства самой разнообразной тематики.

Следующее требование-полуфункциональность материалов-предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. Например, детская мебель в игре может стать маркером игрового пространства (стул-машиной, стол-жилищем). Так, в ходе обследования групп более развернутые формы сюжетной игры наблюдались там, где педагоги разрешают воспитанникам включать в игру стулья или столы. Запрет на перемещение мебели существенно обедняет возможности свободной игры. Детские стульчики и столы незаменимы в создании игрового пространства.  А игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Вариативность предметно-пространственной среды предполагает наличие различных игровых пространств, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей. Практически во всех ДОО соблюдается принцип зонирования пространства. Однако отсутствуют уголки уединения, где ребенок может побыть в одиночестве. Это делает его пребывание в группе психологически напряженным, снижает эмоциональный настрой и в целом нарушает его право на отдых. Создание и оборудование таких уголков в пространстве группы, предоставление возможности уединится, помогут ребенку почувствовать себя в покое, в безопасности, восстановить необходимые ресурсы.

Вариативность игровой среды включает так же периодическую сменяемость игрового материала, появление новых игрушек и предметов, вызывающих у детей эмоциональный отклик и стимулирующих у них игровую активность и развитие игровой деятельности.

В предметно-пространственной среде так же выделяется ее доступность, которая предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, игровым материалам. Нередко в детских садах новые красивые игрушки экспонируются на верхних полках вне досягаемости воспитанников. Такое хранение игрушек бессмысленно. Они нужны не для украшения помещения, а для того, чтобы дети в них играли.

Доступность предметно-пространственной среды так же предполагает исправность и сохранность игрушек, от которых часто зависит возможность играть с ними. Если у машинки отваливаются колеса, а у куклы плохо держится голова, если детали пазлов или мозаики растеряны, играть с ними невозможно, таких неисправных игрушек и неполноценных комплектов в детских садах достаточно много.

Безопасность ППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Несмотря на отмеченные недостатки, в ходе проведения обследования были выявлены и определенные позитивные тенденции. Среди них приблизить условия ДОО к домашним – использование мягкой мебели, создание зон для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах.

Особое внимание уделяется эстетике интерьера, которую с полным правом можно отнести к лучшим традициям российского дошкольного воспитания. При скромном материально-техническом оснащении работники ДОО обеспечивают оформление интерьера на высоком эстетическом уровне за счет собственного художественного творчества и помощи родителей. Занавески, покрывала, роспись стенных шкафов, декоративные панно, икебана, вышивки, разнообразные оригинальные поделки подчас являются истинно художественными изделиями.

В ряде ДОО музыкальное сопровождение используется не только на специальных занятиях, но и в разных режимных моментах, как в помещениях, так и на участке, что создает музыкальную среду развития ребенка.

Таким образом, проведенное обследование выявило как позитивные, так и негативные тенденции в организации предметно-пространственной среды ДОО. При этом оно показало, что требования ФГОС дошкольным образованием реализуется в детских садах недостаточно. Нередко имеющиеся недостатки объясняют нехваткой средств. Однако предметно-пространственную среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса.

Если игровой или дидактический материал представляет собой «выставку» для визитов возможных «комиссий», не принадлежит детям, не может использоваться ими в свободное время и не соответствует их возрасту, он остается лишь бессмысленным «материально-техническим обеспечением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование РППС в условиях реализации ФГОС ДО

Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая позволит ребенку проявлять творческие способности, реализовывать поз...

Требования к РППС в условиях введения ФГОС

Содержание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ...

Проект на тему: «Организация РППС в условиях реализации ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования».

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересо...

РППС в группе раннего возраста в условиях ФГОС

В статье описана РППС группы раннего возраста по областям развития...

Авторский взгляд на моделирование РППС в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста

Авторский взгляд  на моделирование РППС  в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста:  создание в группе оптимальных условий для формирования позитивных, дружеских д...