Обобщение опыта на районном форуме "Требования к насыщенности РППС с введение ФГОС"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на районном форуме
«Современные аспекты педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС»
ТРЕБОВАНИЯ К НАСЫЩЕННОСТИ РППС
Потеева Л.В
Воспитатель МКДОУ
«Детский сад «Тополёк»
р.п Куйтун
2015
ТРЕБОВАНИЯ К НАСЫЩЕННОСТИ РППС
В связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
На сегодняшний день Развивающая предметно-пространственная среда должна соответствовать определённым принципам, которые вам хорошо известны. И об одном из этих принципов я хочу вам рассказать, это о содержательной насыщенности к развивающей предметно- пространственной среде.
« Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями; каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны». (Л.С. Выготский)
Можно сказать, что создание развивающей среды – это стержень, на который педагоги могут « нанизывать отдельные образовательные блоки.
Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать целостности образовательного процесса ,но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При отборе предметного содержания важно ориетироваться на «зону ближайшего развития» , т.е на завтрашние возможности детей.
Насыщенность РППС должна обязательно иметь привлекательный вид;
выступать в роли естественного фона жизни ребенка; не мало важный такой показатель как
снижение утомляемости;
помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Насыщенность среды должна нести только положительное эмоциональное ощущение ребёнка в группе, а также отсутствие конфликтов среди детей; и конечно невысокий уровень шума.
Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течении года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» -материал, с которым дети начинают знакомиться во время какой- либо деятельности или в других организационных формах взаимодействия со взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра»- материал с которым предстоит познакомиться.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
В РППС любой уголок несёт насыщенность, которая должна соответствовать целям, задачам, возрастным особенностям. Оформляя любой уголок, педагог должен соблюдать принцип насыщенности. При организации насыщенности среды я стараюсь плавно перейти с группы на участок.
Ведь насыщенность среды:
Это разнообразие материалов, оборудования и инвентаря не только в здании, но и на участке. Работая во 2 мл группе при изучении домашних животных, диких животных наших лесов организовав настольный зоопарк, фланелеграфный зоопарк, я посчитала, что этой насыщенности не достаточно для изучения данной темы.
И уже 2- й год у меня на участке работает зоопарк диких животных наших лесов, где дети могут потрогать, поиграть в подвижные игры, обыграть. Далее насыщая уголок в мире животных наши педагоги изготовили животных тёплых стран для детей старшего возраста.
Насыщенность среды развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть не только насыщенной, но и мобильной.
Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя. Воспитатели должны не только создавать насыщенность развивающей среды, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами. Поэтому насыщенность играет большую роль в развитии ребёнка.
У меня в групповой комнате созданы условия для того, чтобы была возможность видеть глаза ребёнка: имеется разноуровневая мебель, напольный строитель, трансформеры, театральная ширма, мягкая мебель, сюжетный коврик, книжный уголок.
Насыщенность предметно развивающей среды должна быть подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей, чтобы соответствовать ФГОС. . Материалы и оборудование для одной образовательной области использую и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняю в соответствии с планированием образовательного процесса.
Только правильно использованная насыщенность среды может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса.
Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
И конечно нельзя не отметить, что все требования к РППС между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.
И в завершении хочу сказать:
Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой моей работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой! ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)
Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...
Требования к РППС в условиях введения ФГОС
Содержание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ...
Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Буклет для воспитателей...
Обобщение опыта на районной августовской конференции Тема "Развитие творческого потенциала ребёнка через бумажную мозаику"
Одним из источников формирования у детей эстетического отношения к действительности выступают произведения декоративно-прикладного искусства. Оно близко к понятию детей, привлекает простотой фор...
Обобщение опыта «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий».
Первые семь лет жизни человека – наиважнейший и самый неповторимый путь развития человека: физиологического, психического, интеллектуального. Именно в этот период идёт активное формировани...