Моделирование РППС в условиях реализации ФГОС ДО
консультация на тему
Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая позволит ребенку проявлять творческие способности, реализовывать познавательные и коммуникативные потребности. Моделирование предметной среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический совет в ДОУ | 63.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Тема: Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО.
Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах детского сада и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
Форма проведения: семинар-практикум
План проведения.
- Выполнение решений педсовета № 2
- Создание проблемной ситуации
- Требования к организации РППС
- Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной РППС в группах
- Принятие решения педагогического совета
Ход педсовета.
- Вступительное слово заведующего ДОУ
- Создание проблемной ситуации – старший воспитатель
- Требования к организации РППС с свете ФГОС ДО (презентация)-старший воспитатель
- Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды (карта)-воспитатели групп
Выступление заведующей:
Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, исследователь. Предназначение педагога – дать каждому малышу жить по и полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый ребенок перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых.
Формирование личности является важной задачей педагогики, т.к. позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает его действительность, искать и преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развития ребенка.
Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая позволит ребенку проявлять творческие способности, реализовывать познавательные и коммуникативные потребности. Моделирование предметной среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей..
Старший воспитатель
Вопросы педагогам.
Как сделать так, чтобы в век Интернета и новых технологий детям было интересно в детском саду?
Как сделать предметно-пространственную среду в группах комфортной и уютной, чтобы дошколятам было интересно и весело проводить время?
Развитие ребенка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемом педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно, развивает физические качества, формирует сенсорные навыки.
Среда должна быть развивающей, но не каждая среда развивающая, пространство организованное для детей может быть как стимулом развития, так и преградой, мешающей проявить творческие способности( например: стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетики)
При составление «дорожной карты», у нас задача одного из разделов это создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
ФГОС ДО п 3.3. нам говорит о требованиях РППС
3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Важно учитывать принципы построения развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Подробнее рассмотрим принципы построения среды.
- Какие принципы в построении среды учитываются?
Принцип дистанции позиции при взаимодействии
- Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого и ребенка. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза» Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
- Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки)
Принцип активности
- Ориентирован на совместное участие взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и легко трансформироваться
- В групповых комнатах можно оборудовать центры воды и песка, мастерские, ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования.
Принцип стабильности-динамичности.
- Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной категории – это зона стабильности.
- В них должны быть: сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, игрушки.
- Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (напр-р мягкая мебель, как часть игровой)
- Следует рассмотреть: использование спортивного оборудования, мебель-трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерную, игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
- Построение непересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности не мешая друг другу
- Игровые и тематические зоны (общения, сюжетно-ролевых игр, театральный, ИЗО деятельности, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования, спортивный….)
- Важно иметь большое количество «подручных материалов» (веревок, коробочек, проволок(, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладением чтением , математикой: буквы, слова, цифры, игры.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
- ВАЖНО Эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Особое внимание необходимо уделять визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип
- Возможность для мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми нормами
- Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Т.е. мальчикам инструменты, девочкам что-то для рукоделия
Принцип этапности и учета возрастных особенностей.
- Данный принцип отображает образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с возрастом и ориентирован на зону «ближайшего развития»
- Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие : игровых зон, зон уединения, современных игрушек, развивающих игр, дидактического и демонстрационного материала, атрибутики для творческой активности, уголков экспериментирования, уголков природы, фонотеки, видеотеки, спортивного оборудования и т.д.
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, транформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
- Данный принцип, по сути, объединяет все выше сказанное, и решает образовательные задачи
Принцип доступности
Среда должна быть доступна для ребенка, мебель, оборудование, игрушки должны соответствовать возрасту.
Принцип безопасности
Среда должна быть безопасна, все должно быть подобрано в соответствии с СанПином
Как назвать игровые мы должны с вами определить сами.
В заключении, развивающая предметно-пространственная среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи. Необходимо помнить, что развивающая предметно – пространственная среда не окончательна, так как необходимо поэтапно изменять, дополнять и реоганизовывать ее. Созданию и оснащению предметно – пространственной среды в группе необходимо уделять значительное внимание.
Пример уголков по художественно-эстетическому развитию.
Приложение 1
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Данная программа предполагает следующий вариант построения развивающей предметно – пространственной среды. Пространство группы может быть разграничено на зоны («центры», «уголки»).
В качестве таких центров развития могут быть:
- Уголок для ролевых игр.
Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Большая ширма, маленькая ширма, фланелеграф стойка – вешалка для костюмов. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
- Книжный уголок.
В каждой группе, в удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.
- Зона для настольно – печатных игр.
- Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и тд.)
- Уголок природы (наблюдения за природой).
Место для уголка природы выбирается с достаточным дневным и искусственным освещением, чаще всего у окна. Комнатные растения размещаются на подоконниках, полочках, подставках. Для уголков природы комнатные растения подбираются быстрорастущие, с красивыми цветками, листьями разной формы, величины и окраски, не требовательные к уходу и содержанию и в соответствии с возрастом.
Примерный подбор оборудования
- Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).
- Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы и т. д.
- Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями.
- Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам).
- Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, открытки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт.)
- Настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания
- Природный материал.
- Информация по валеологии.
Рекомендованные растения для разных возрастных групп.
Подготовительная группа
растения старшей группы без средней + новые:
- Узумбарская фиалка или симполия.
- Хлорофитум двух видов.
- Эпифилиум.
- Зигокактус.
Старшая группа.
- Плющ обыкновенный.
- Традесканция трех видов.
- Амаралис.
- Зефирантес.
- Кринум.
- Цикламен.
- Кливия.
- 1 – 2 вида кактусов без колючек.
Средняя группа
- Герань душистая.
- Бегония пятнистая.
- Бегония металлическая.
- Бегония Рекс.
- Алоэ.
- Колеус.
- Аспарагус перистый.
- Маранта.
Младшая группа
- Фикус.
- Аукуба (золотое дерево) - 2
- Бегония вечноцветущая – 2
- Бальзамин (огонек) – 2
- Герань зональная.
- Китайский розан.
- Азалия.
- Спортивный уголок.
Необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. В спортивном уголке могут быть: цветные флажки, платочки цветные, ленты разноцветные, кегли или булавы, кубики (деревянные или пластмассовые), мячи надувные, обручи, скакалки.
При этом в групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек.
Пособия для спортивного уголка в разных возрастных группах.
№ п/п | Возрастная группа | Наименование | Размеры, см |
1 | Вторая группа раннего возраста Первая младшая группа |
| 20*20 см. 25 – 30 50 – 60 Высота 25 – 20 3*3*3; 4*4*4 Диаметр 6 – 8 Диаметр 20 - 25 Диаметр 40 Диаметр 100 – 160 Диаметр 55 – 65 Диаметр 15 - 20 (плоские, картонные или пластмассовые) |
2 | Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа |
| Диаметр 20 – 25 Диаметр 10 – 12 Диаметр 6 – 8 Диаметр 55 – 60 (круглые, плоские) Диаметр 40 Длина 75 – 80 75 – 80 см. 15 – 20 м. 120 – 150 см. 3 м. Масса 150 – 200г. Масса 400г. |
- Уголок для игр с песком. (Центр науки )
В данном уголке могут быть выделены:
- Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)
- Место для приборов.
- Место для выращивания растения.
- Место для хранения материалов (природного, «бросового»).
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.)
Приборы и оборудования для центра науки:
- Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.
- Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п. ); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п. )
- Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
В младших группах (от 2 до 4) рекомендуется также отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с водой и песком, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра, в которых будет находиться песок, вода или глина, краски. А с другой - закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки – забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички и др.), поролоновые губки, формочки, ведерки, штампики и т. д.
- Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
- Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.
Программа «От рождения до школы» предусматривает систематическую и последовательную работу с детьми по развитию у них конструктивных способностей. Эта работа осуществляется как в непосредственной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. Дошкольники учатся создавать разнообразные постройки из строительного материала, сочетая геометрические фигуры по цвету, форме, расположению на плоскости.
Для конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал.
Конструктивная деятельность детей лишается смысла, если построенные конструкции не обыгрываются. Поэтому как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности дошкольникам необходимы игрушки.
В центре для конструктивной деятельности рядом со строительным материалом хранятся в папках – файлах чертежи, рисунки, фотографии и прочий иллюстрированный материал. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал хранится на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмассовых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии построек, выполненных детьми ранее.
Для изобразительной деятельности детей подбирается хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Этот центр желательно оборудовать выставкой, на которую воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы.
Примерный набор оборудования центра искусств.
Рисование:
- Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже усвоили.
- Фоны разного размера, цвета и формы (прямоугольник, овал, круг).
- Краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д. (в соответствии с возрастом).
- Кисти разных размеров.
- Подставки для кисточек.
- Стаканчики для воды.
- Салфетки для кисточек.
- Палитры для смешивания красок.
Лепка
- Пластилин или глина (влажная в закрытом контейнере – готовая для работы).
- Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки), иллюстрации.
- Дощечка для раскатывания пластилина или глины.
- Стеки.
- Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т. д.).
Аппликация
- Иллюстрированный материал по ближайшей теме.
- Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).
- Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.
- Подставки для кистей, кисти.
- Клееночки.
- Ножницы на подставке.
- Клей в закрытой баночке.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам
Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):
•куклы-неваляшки;
•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
• набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
•атрибуты к музыкальным подвижным играм;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей;
•поющие и двигающиеся игрушки;
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:
•металлофон;
•шумовые инструменты для детского оркестра;
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
•фланелеграф или магнитная доска;
•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;
•ширма настольная и набор игрушек;
•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музыцирования:
• магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
•портреты композиторов;
•иллюстрации из «Музыкального букваря»;
•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;
•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
•ширмы: настольная и ширма по росту детей;
•музыкальные лесенки трех-, пяти - и семи ступенчатые — озвученные;
• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):
•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
•портреты композиторов;
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;
•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
•музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные);
•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. "
- Игровой центр с крупными и мелкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр. для легкого изменения игрового пространства).
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Приложение 2
Предметно-развивающая среда в младшей группе
Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. При оформлении микрозон в младшей группе особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов и схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия. Педагоги обязательно должны подробно объяснить детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ.
Микро-зона, центр | Оборудование и примерные наименования |
Раздевал- ка | 1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса одевания. 2. Стенды для взрослых: «Вот что мы умеем» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду); «Давайте поиграем»(рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационный стенд «Визитная книга» (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления). «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, родительские собрания и т.п. |
Уголок «Малень-кие строители» (можно соединить с уголком по правилам дорожного движения) | 1. 1.Крупный строительный конструктор. 2.Средний строительный конструктор. 3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. 4.Конструкторы типа «Лего». 5.Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками. 6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.). 7. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет. |
Уголок по правилам дорожного движения | 2. «Светофорчик» (наклеить светофор) 3. 1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать). 4. 2.Средний транспорт. 5. 3.Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели. 6. 4.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных). |
Уголок художест-венного творчества | «Маленькие художники» 1.Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные каранда-ши (12 цветов), фломастеры (12 цветов), гуашь, пластилин, глина. 2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани. 3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты. 4.Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы. 5.Готовые формы для выкладывания и наклеивания. 6.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф. |
Уголок дидакти-ческих игр
Уголок дидакти-ческих игр | «Игротека» Материалы по сенсорике и математике - на стене или дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров и цветов. 1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска. 4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках». 5.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. 6.Блоки Дьенеша. 7.Палочки Кюизенера. 8.Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета). 9.Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.). 10.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). 11.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). Материалы по развитию речи и познавательной деятель-ности. 1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. 2.Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3.Серии из 3-4 картинок для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тема-тикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой). 7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. |
Книжный уголок | «Книжкин дом» 1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. 2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. 3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д. |
Музыкаль-ный уголок | «Веселые нотки», «Музыкальная шкатулка» 1.Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки. 2.Магнитофон. 3.Пластковые прозрачные емкости с разными наполнителя-ми: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№ 1. - с.-21). 4.Карточки с картинками. |
Спортив-ный уголок | «Озорные мячики» 1.Мячи большие, средние, малые. 2.Обручи. 3.Толстая веревка или шнур. 4.Флажки. 5.Гимнастические палки. 6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания. 7.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки. 8.Кегли. 9.Мешочки с грузом малые(для бросания). 10.Скакалка. 11.Доска ребристая или дорожка ребристая. 12.Нетрадиционное спортивное оборудование (см. «Обруч». -2002.-№ 1.-с.-12, «Игра и дети».-2004.-№ 3.-с.-22). |
Театраль-ная зона | «Петрушкин театр» 1.Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф. 2.Набор масок сказочных животных. 3.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках. 4.Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи). 5.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц. |
Уголок сюжетно-ролевой игры | 1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита. 2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки. 3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.). 4.Коляска для кукол (3шт.). 5.Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская» и т.д. 6.Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п. 7.Мягкие игрушки: крупные и средние. |
Экологи-ческий центр
Экологи-ческий центр | Центр воды и песка: «Занимательный уголок» 1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверх-ностью из пластика. Пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2.Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды. 3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. 4.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. 5. Предметы для игр с тенью. 6.Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). Уголок природы: «Зеленый уголок» 1.Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная. 2.Растения, характерные для различных времен года: - осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов; - зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений; - весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами; - летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.; 3.Аквариум с крупными улитками и ярко окрашенными рыбками: 1-2 разновидности золотой рыбки – вуалехвост. 4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки. Календарь природы Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы. |
Центр краеведе-ния | 1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду». 2.Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и 3.Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Чувашии», «Наш город в разные времена года». 4.Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе. 5.Совместные работы из бросового и природного материала. 6.Образцы декоративно-прикладного искусства чувашского народа. 7.Куклы в чувашских костюмах. |
Туалетная комната | «Хозяйство тетушки Швабры» «Уголок Чистюлькина» Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания. |
Уголок уединения | Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской. |
Приложение 3
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе
Группа _____________________________ дата _______________
3 балла – присутствует в хорошем состоянии
2 балла – присутствует, но состояние требует реставрации или замены
1 балл – присутствует частично, его состояние оставляет желать лучшего
0 баллов – отсутствует
Уголки/баллы | 3 | 2 | 1 | 0 |
|
Вывод
Приложение 4
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды
Принцип дистанции позиции при взаимодействии
- Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого и ребенка. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза» Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять пространственные позиции ребенка и взрослого.
- Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки)
Принцип активности
- Ориентирован на совместное участие взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и легко трансформироваться
- В групповых комнатах можно оборудовать центры воды и песка, мастерские, ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования.
Принцип стабильности-динамичности.
- Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной категории – это зона стабильности.
- В них должны быть: сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, игрушки.
- Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (напр-р мягкая мебель, как часть игровой)
- Следует рассмотреть: использование спортивного оборудования, мебель-трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерную, игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
- Построение непересекающихся сфер активности, что позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности не мешая друг другу
- Игровые и тематические зоны (общения, сюжетно-ролевых игр, театральный, ИЗО деятельности, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования, спортивный….)
- Важно иметь большое количество «подручных материалов» (веревок, коробочек, проволок(, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладением чтением , математикой: буквы, слова, цифры, игры.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
- ВАЖНО Эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Особое внимание необходимо уделять визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип
- Возможность для мальчиков и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми нормами
- Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Т.е. мальчикам инструменты, девочкам что-то для рукоделия
Принцип этапности и учета возрастных особенностей.
- Данный принцип отображает образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с возрастом и ориентирован на зону «ближайшего развития»
- Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие : игровых зон, зон уединения, современных игрушек, развивающих игр, дидактического и демонстрационного материала, атрибутики для творческой активности, уголков экспериментирования, уголков природы, фонотеки, видеотеки, спортивного оборудования и т.д.
- Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, транформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
- Данный принцип, по сути, объединяет все выше сказанное, и решает образовательные задачи
Принцип доступности
Среда должна быть доступна для ребенка, мебель, оборудование, игрушки должны соответствовать возрасту.
Принцип безопасности
Среда должна быть безопасна, все должно быть подобрано в соответствии с СанПином
.Приложение 5
Анкета для педагогов ДОУ.
Группа ___________________________________
- Как вы считаете на сколько, данная тема актуальна? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, соответствует оформление группового помещения задачам и содержанию программы, по которой вы работаете с детьми, или нет? В чем конкретно это проявляется? (приведите 2-3 примера). _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вы довольны эстетическим оформлением своей группы или нет? Что хотели бы изменить в ней? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какая помощь вам необходима по данному направлению от администрации и специалистов дошкольного учреждения? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что понравилось, что не понравилось? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА.
- Провести самоанализ развивающей среды в группе
- Привести развивающую предметно-пространственную среду в группах в соответствии с принципами ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного учреждения.
- Провести конкурс уголков «уединения» в группах в апреле 2015 года.
- Проконтролировать наличие спортивного уголка – инструктору физкультуры, музыкального и театрализованной деятельности – музыкальным руководителям, уголка развития речи – учителям-логопедам, уголка «уединения» - педагогу психологу, уголок природы и экспериментальной деятельности – старшему воспитателю, так же его наполняемость, оборудование соответствие возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в средней группе комбинированной направленности «Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» «День рождение группы «Солнышко» »
Конспект установочного родительского собрания....
Проект на тему: «Организация РППС в условиях реализации ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования».
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересо...
Консультация для педагогов:"Моделирование ППРС в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО"
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...
Технологии ТИКО моделирования для развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Технологии ТИКО...
Моделирование и проектирование образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Моделирование и проектирование образовательного пространства ДОУ....
Авторский взгляд на моделирование РППС в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста
Авторский взгляд на моделирование РППС в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста: создание в группе оптимальных условий для формирования позитивных, дружеских д...