Алгоритм «Окно возможностей»
методическая разработка
Данная статья посвящена алгоритму действий по использованию педагогом нетрадиционных техник изобразительной деятельности для повышения эффективности освоения детьми основных компетенций ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает: открытие перед детьми «горизонта возможностей», позволяет освоить необходимые компетенции, определенные ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм «Окно возможностей».
Лисицына Оксана Васильевна
Воспитатель ГБДОУ №16 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Аннотация:
Данная статья посвящена алгоритму действий по использованию педагогом нетрадиционных техник изобразительной деятельности для повышения эффективности освоения детьми основных компетенций ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает: открытие перед детьми «горизонта возможностей», позволяет освоить необходимые компетенции, определенные ФГОС.
Ключевые слова: компетенции, ФГОС дошкольного образования, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, дошкольники, алгоритм, интеграция.
В современных условиях педагог, стремящийся к получению достойных результатов в воспитании, развитии и образовании детей, должен иметь свой профессиональный стиль, найти тот инструмент, при помощи которого он может обеспечить реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Представленная тема «Продуктивная творческая деятельность, основанная на нетрадиционной технике изобразительной деятельности, как эффективная форма освоения детьми основных компетенций ФГОС ДО» раскрывает направление и стиль педагогического взаимодействия с детьми, обеспечивающее реализацию принципов ФГОС ДО.
Цель: разработка алгоритма действий по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности для повышения эффективности освоения детьми основных компетенций ФГОС .
Заданная цель определила направления деятельности.
Первая задача: изучение видов нетрадиционных техник изобразительной деятельности и анализа имеющейся литературы по теме.
В результате проделанной работы удалось:
- составить картотеку литературы по нетрадиционной технике;
- сделать вывод о том, что нетрадиционная деятельность чаще всего используется как вид изобразительных техник, но практически нигде не рассматривается как способ формирования компетенций ребенка;
- сделать вывод о том, что использование нетрадиционной техники можно положить в основу поиска своего стиля педагогической деятельности, соответствующего требованиям ФГОС на основе интеграции ОО.
Вторая задача работы заключалась в разработке алгоритма реализации задач.
Алгоритм («Окно возможностей») предполагает открытие перед детьми «горизонта возможностей», позволяющих освоить необходимые компетенции, определенные ФГОС.
Алгоритм «Окно возможностей»
В основе алгоритма лежат идеи:
- интеграция, как средство максимального погружения в тему;
- индивидуальные возможности каждого ребенка;
- восприятие ребенка как целостной «системы»;
- прикладной характер детской деятельности.
Алгоритм включает в себя следующие элементы:
Проектирование деятельности (тематическое планирование) состоит из:
- построение интегративной модели совместной деятельности с детьми ;
- определение возможностей использования продукта творческого труда в быту;
- индивидуальное сопровождение ребенка в процессе творческой деятельности, что предполагает знание не только возрастных особенностей данной категории детей, но особенностей развития внимания, памяти, речи, моторики конкретного ребенка
1. Мотивация. Создание побудительного мотива творческой деятельности с предоставлением свободы выбора;
2. Информационное наполнение и сенсорный опыт, т.е продумывание организации возможности для детей «добыть» необходимые знания об изображаемом объекте; предоставление возможности получения стимула развития познавательных процессов;
3. Знакомство с материалом и его изобразительными возможностями. Использование процесса знакомства с материалами для освоения изобразительных умений и навыков, предоставление возможности выстраивать модель взаимодействия со сверстниками и взрослым;
4. Эмоциональное обогащение ребенка. Необходимым условием является обогащение эмоционального опыта ребенка, в том числе за счет синтеза искусств (изобразительное искусство, музыка, художественное слово) и фольклорного материала;
5.Организация творческого пространства и художественного труда навык, являющийся одним из показателей школьной готовности. Дети постепенно приучаются организовывать рабочее место;
6. Совместная оценка результата. Умение оценивать себя является фундаментом для формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Оценка всегда проходить в процессе свободного общения , без навязывания суждений взрослого
7. Использование продуктов творческой деятельности осуществляется на основе выбранного мотива.
Любая деятельность эффективна только в благоприятных условиях.
В этой логике была выделена третья задача - создание условий, а именно:
- разработка тематического планирования по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми;
- создание РППС;
- создание картотеки дидактических игр, направленные на формирование навыков, умений работы с разными материалами
- разработка рекомендаций в помощь родителям для включения их в образовательное пространство группы.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка, для этого были разработаны рекомендации.
Важным моментом в деятельности педагога является отслеживание эффективности работы по заданной теме. Четвертая задача - разработать мониторинг эффективности работы с детьми с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
В ходе анализа литературы были выделены следующие критерии:
- Использование в творческой деятельности разнообразных материалов и техник;
- Организация процесса творческого труда;
- Постановка цели и планирование деятельности;
- Наличие мотива творческого труда;
- Оценочные суждения о результатах труда.
Данные критерии наиболее точно позволяют определить эффективность работы с детьми по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности для повышения эффективности освоения детьми основных компетенций ФГОС ДО.
Мониторинг эффективности работы с детьми с использованием нетрадиционных изобразительных техник выявил:
1. к концу учебного года у детей наблюдается положительная динамика по анализируемым показателям.
2. кроме того, дети стали:
- увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью;
- появился интерес к творческому экспериментированию;
- повысился уровень ручной умелости, координации движений.
Графики анализа результативности работы .
Рис.1
Начало года:
Рис.2
Конец года:
Полученные результаты доказывают эффективность реализации алгоритма «Окно возможностей» в вопросе освоения детьми основных компетенций ФГОС ДО по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Таблица 1.
Алгоритм | Формируемые компетенции |
Проектирование деятельности (педагогом) | |
Мотивация. | Информационная компетентность |
Информационное наполнение и сенсорный опыт. | Информационная компетентность Технологическая компетентность |
Знакомство с материалом и его изобразительными возможностями. | Информационная компетентность Технологическая компетентность |
Эмоциональное обогащение ребенка. | Социально-коммуникативная компетентность |
Организация творческого пространства и художественного труда. | Технологическая компетентность |
Совместная оценка результата. | Социально-коммуникативная компетентность |
Использование продуктов творческой деятельности | Технологическая, Социально-коммуникативная компетентность |
Проделанная работа по теме, помогла определиться с путями реализации ФГОС, собрать интересный практический материал, который может оказать помощь в работе моим коллегам:
- тематическое планирование по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми;
- дидактические игры, направленные на освоения детьми основных компетенций дошкольного образования;
- дидактические игры, используемые для подготовки к работе в нетрадиционных техниках;
- рекомендации в помощь родителям для включения их в образовательное пространство группы;
- консультации для педагогов по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Дошкольник – открытая для творчества еще не написанная книга, и перед ним лежит необъятное окно возможностей.
Список литературы:
1. Нормативно-правовые акты
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года/ "Российская газета", N 303, 31.12.2012;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"/"Российская газета", N 30384, 25 ноября 2013 г.
- Книги
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
- ДавыдоваГ.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий», 2008г.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно – образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
- Никитина Н.А. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2014г.
- Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Статьи:
- Дьякова Н. Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей / Н. Н. Дьякова // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 386-389.
- Шинкарёва Н. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни / Н. А. Шинкарёва, О. А. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 572-573.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветы на окне и за окном
Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....
алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна
алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна...
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения .Алгоритм действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации Алгоритм действий людей в помещении при внезапном возникновении урагана. Если возник пожар Захват заложников
Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая ...
Использование алгоритмов в работе с детьми по речевому развитию. Алгоритм "Времена года"
Составление связного рассказа по алгоритму "Времена года"Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.В качестве основного приема обучения используется об...
Алгоритм посадки огорода на окне
В алгоритме представлены этапы посадки огорода на окне....
Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)
Актуальность. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, е...