Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)
проект (старшая группа)
Актуальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать, и ухаживать за ними.
Дети тесно общаются с природой. Они ежегодно видят, как родители или бабушки сажают овощи на своих земельных участках. Но, ни разу не задумывались: а можно ли вырастить растения на окне?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_okne.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ "Детский сад №21"
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Познавательно-исследовательский проект
«Что за чудо-огород, на окне у нас растет»
(с использованием алгоритмов и мнемотехники)
Авторы: дети старшей группы № 6
Бутылкин Александр
Решетников Ярослав
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 21»:
Немченко Наталья Анатольевна
2023 г.
Тема проекта «Что за чудо – огород на окне у нас растёт!»
(с использованием алгоритмов и мнемотехники)
Посадили огород,
Посмотрите, что растет!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы № 6, родители, воспитатели.
Сроки проведения: март – апрель (долгосрочный).
Итоговое событие: презентация «Что за чудо – огород на окне у нас растёт!»
Актуальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать, и ухаживать за ними.
Дети тесно общаются с природой. Они ежегодно видят, как родители или бабушки сажают овощи на своих земельных участках. Но, ни разу не задумывались: а можно ли вырастить растения на окне?
Проблема: «Можно ли вырастить культурные растения на окне?»
Цель: помочь детям вырастить культурные растения в комнатных условиях с использованием мнемотехники и алгоритмов.
Образовательные области | Задачи |
Познавательное развитие: |
|
Социально-коммуникативное развитие: |
|
Речевое развитие: |
|
Художественно-эстетическое развитие: | Помочь детям развитию творческих способностей; умение рисовать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. |
Продукт проектной деятельности: получение рассады для посадки на территории детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы и использования мнемотехники дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на окне.
6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на окне и повышение уровня экологического сознания.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
8. Использование мнемотехники в других видах деятельности детей.
Работа с родителями
С помощью родителей собрать коллекцию семян.
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», создание развивающей среды, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, чтение, игры, труд, составление алгоритмов и мнемотаблиц)
3. Заключительный: презентация проекта «Что за чудо – огород на окне у нас растёт?»
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
План мероприятий:
Обсуждение проблемной ситуации и составления плана действий.
Выявление уровня знаний детей о процессе посадки и выращивания овощных и декоративных культур.
Создание предметно - развивающей среды по теме проекта.
- этап - основной (исследовательский)
№ | Деятельность | Мероприятия |
1. | Познавательно – исследовательская деятельность | Дети обследовали овощи и фрукты, собирали о них сведения и проводили небольшие опыты и эксперименты с целью выявления их различных свойств. Открытое мероприятие: «Овощи разные мы знаем, мы их вместе изучаем». |
2. | Коммуникативная деятельность | Беседа «Нет трудов – нет плодов». «Ешьте больше овощей – будете здоровы!». «Чем опасны немытые овощи». Составление рассказов «Как мы готовили винегрет», «Овощи». Пересказ сказок «Пых», «Репка». С помощью мнемотаблицы дети совместно с воспитателем разучивали стихотворение А. Береснева «Приходите в огород» |
3. | Чтение художественной литературы | Чтение стихотворений: О. Бундур «В огороде», С. Иванов «Весёлый огород», А. Береснева «Женя – огородница», М. Садретдинов «Грядки», Л. Некрасова «Огородники» |
4. | Игровая деятельность | Д/И: «Вершки и корешки», «Съедобное – несъедобное», «Угадай на ощупь», «Что сначала, что потом», «Что едят в сыром виде, а что в варёном?», «Найдите, что опишу», «Кому что по вкусу?» |
5. | Двигательная деятельность | Хороводная игра «Урожай собирай». Подвижные игры: «Посадка картошки», «Вершки и корешки». |
6. | Музыкально – художественная деятельность | Песни: «Весёлый огород» (сл. И муз. О.Григорьева), «Соберем урожай» (сл. И муз. Г. Вихаревой). Слушание «Во саду ли в огороде…» (рус. Нар. мелодия, обр. И. Арсеева). Развлечение: «У ребят полно хлопот – все сажают огород!». Досуги: «Витаминный калейдоскоп». |
7. | Трудовая деятельность | «Только лишь пришла весна, мы сажаем семена». |
8. | Продуктивная деятельность | Лепка «Заходите в гости к нам – витамины я вам дам!». Рисование «Лук – от семи недуг». Аппликация «Овощи на грядке». Составление алгоритмов и мнемотаблиц по данной теме |
9. | Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу. Создание коллекции семян овощных и цветочных культур. | Дети определили, что форма и количество семян у разных растений разное. |
10. | Опытно-экспериментальная деятельность: Земля. | Дети выявили свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д. и составили алгоритм |
11. | Практическая деятельность: посадка лука, овса, цветов. | У детей появился интерес к выращиванию огородной культуры и цветов. Отмечали в дневнике дату посадки. |
12. | Опыт-наблюдение за ростом растений. | Дети находили изменения, которые происходили у прорастающих растений. Зафиксировали изменения в дневнике наблюдений. |
13. | Опытно-экспериментальная деятельность: Вода и растения. | Дети выявили, насколько вода необходима для роста растений и составили алгоритм |
14. | Опыт-наблюдение, сравнение роста растений в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Получили необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло) |
15. | Труд в уголке «Огород на окне» Практическая деятельность: выращивание рассады. | По составленному алгоритму дети сажали и ухаживали за растениями. Отмечали изменения в дневнике наблюдений. |
16. | Наблюдение «Растут ли наши растения?» | Дети замечали изменения в росте и развитии растений. Зафиксировали наблюдение за растениями в дневнике. |
17. | Опытно-экспериментальная деятельность. Солнце и растения. | Определили роль солнца в жизни растений. |
- этап – заключительный.
Презентация проекта «Что за чудо – огород на окне у нас растёт?»
Цель. Рассмотреть растения, выращенные на окне. Сделать выводы. Составить итоговую мнемотаблицу.
Рассада, выращенная на окне, переносится на участок детского сада.
Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность - по пересадке огорода на окне в огород на участке детского сада.
Вывод: на окне можно вырастить огородные растения и рассаду культурных и декоративных растений.
По реализации проекта «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. Приобрели навыки опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили условия необходимые для роста растений.
4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
5. В группе был создан мини - огород на окне.
6. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
7. Использовали мнемотехнику во время проекта.
Литература:
- Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. «Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Парциальная программа Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2016 г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Детские экологические проекты. Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2016 г
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
- Сидорова А.А. «Как организовать проект с дошкольниками» Издательство «ТЦ СФЕРА». 2016 г.
- Омельченко Л..В. «Познавательно – речевое развитие с использованием мнемотехники», Издательство Учитель 2019
- Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2010 г
- Большева Т.В. «Учимся по сказке», Детство – Пресс 2001 г.
Приложение
Опыты с землей
Опыт 1: «Что внутри комочка?»
На тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её ложечкой.
-Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.
Опыт 2 «Воздушные пузырьки»
Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
-Что вы наблюдаете? (пузырьки поднимаются на поверхность)
-А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами )
Вывод: В земле содержится воздух.
Опыт 3: «Растворимость земли».
Землю в стакане с водой хорошо перемешайте ложечкой, подождите немного.
-Растворилась ли земля в воде?
Вывод: Земля в воде не растворяется, но окрашивает воду в черный цвет.
Опыт-наблюдение « Рост лука в разных условиях»
Цель: выявить, какое растение развивается лучше
Содержание опыта: одно растение посажено в почву, другое –в воду, третье в бумагу
Дата заложения опыта: 26 февраля
Через 2 недели: лук в почве и воде пророс, пустил корни, а в бумаге остался без изменений.
Вывод: растению для роста нужна земля и вода, т. к. в них есть питательные вещества.
Опыт: Вода и растение
Цель опыта: Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений
Содержание опыта: проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).
Опыт: Солнце и растение
Цель: Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений
Содержание опыта: два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.
Экскурсия в магазин «Семена».
Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.
Задачи:
1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.
2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.
4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.
Предшествующая работа:
Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.
В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада , цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.
Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:
- Откуда привозят семена?
-Кто и как выращивает такие красивые цветы?
- Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?
- Почему так много горшков для цветов?
- Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?
-Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?
-Как надо правильно садить растения?
Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так- же покупают специальные «подкормки» для растений.
А для чего это надо попросим рассказать продавца.
После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Что за чудо-огород на окне у нас растет"
В данном проекте описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Работа содержит три этапа проведения: подготовительны...
Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.
Презентация к проекту "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....
Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» в старшей группе
Паспорт проекта*1. Организация: МБДОУ д/с «Малыш»*3.Название проекта: «Что за чудо-огород на окошке растет»*4.Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию...
Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» старшая группа
Проект: "Что за чудо-огород на окошке растет" Паспорт проекта1. Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка - детский...
Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений....
Педагогический познавательно - исследовательский проект «Вот так чудо - огород посмотрите, что растет!
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...
Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет "
Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет"...