Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками
консультация (подготовительная группа) на тему
Семинар-практикум ориентирован на педагогов ДОУ, с целью освещения актуальности использования театрализованной деятельности в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» |
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
Предварительная работа: педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы:
- Значение театрализованной деятельности в детском саду.
- Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми?
- Какие виды кукольных театров Вы знаете?
- С какими видами театра знакомят детей в разных возрастных группах?
- Как вы думаете, какая развивающая среда по театрализации должна быть оформлена в группе?
- Какие методические пособия и технологии вы используете при реализации данного направления?
- Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
- Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
- Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?
Оборудование: карточки и кубики с артикуляционной гимнастикой, карточки с заданиями по интонации, скороговорки разной сложности, атрибуты пальчикового театра и головные уборы, презентация по теме «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Все участники семинара занимают места за 2 столами (веселая и грустная маски).
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
- Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
- Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
- Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
- Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
- Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
- Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.
ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».
Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку с этими упражнениями.
Например, поТЕМЕ: « ТРАНСПОРТ»
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.
ЗАДАНИЕ №2 «Пальчиковый игротренинг»
Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.
Например
«Теремок»
На поляне теремок, (Соединить ладони «домиком».)
Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в «замок».)
Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в «колечки».)
Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, (Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
ЗАДАНИЕ №3 «ПОКАЖИ-УЗНАЙ»
Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды)
«Отгадай, кто я, что я делаю»
Сесть, как королева;
как побитая собака;
как подсудимый на скамью,
как провинившейся малыш;
как пчелка на цветок.
-
пройдемся, как артисты балета;
как манекенщица;
как больной человек;
как старый человек;
-
попрыгаем, как профессор через лужу;
как кенгуру;
как большой заяц;
как маленький зайчик.
Изобрази! (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)
- вдеть нитку в иголку,
- пришить пуговицу,
- подбросить и поймать мяч,
- наколоть дров,
- обстругать доску,
- заточить карандаш,
- остричь ногти,
- перенести предмет с одного места на другое.
- развернуть и сложить газету,
- несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
- плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы себя
не облить.
- понюхать яблоко, апельсин.
- разрезать арбуз и съесть кусок.
«Артисты пантомимы»
Под музыку или без музыки нужно изобразить:
1) кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, трактор в поле, мотоцикл, часы с боем.
2) Без звука: горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг, испорченный телевизор
3) Парикмахера, Айболита, водителя такси, продавца музыкального магазина
4) Ситуация из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зубы, хозяйка чистит овощи, шофер чинит автомобиль.
5) Объекты (походку, голос, манеру поведения), разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус.
6) Пешеходов: старушку с собакой на поводке, милиционера, прохожего с больным зубом;
7) Походку курицы, утки, пингвина.
ЗАДАНИЕ №4 « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
- Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить:«Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай... Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
- Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.
Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла..
Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят малюток.
ЗАДАНИЕ № 5 «СКОРОГОВОРКИ Н А РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.
ЗАДАНИЕ № 6 « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Перед вами 2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф ит.д.), 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.
Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.
И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
В Вашу «Педагогическую копилку» добавляю буклет «Театрализованная деятельности в развитии речи дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....
Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками компенсирующей направленности с ЗПР
В данном материале я раскрываю работу коррекционно-воспитательного процесса через театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, ...
Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"
Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками" ...
Сценарий педагогического совета "Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"
Сценарий педагогического совета в ДОУ " Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"....
Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками»
Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике....
Доклад на тему: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» (Педагогические чтения).
Театральная деятельность - это самый распространенный виддетского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана сигро...