Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принципы воспитания и обучения: учить и воспитывать играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изо и театр | 984.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности
для развития речи дошкольников.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
(В. А. Сухомлинский).
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принципы воспитания и обучения: учить и воспитывать играя.
Начиная с младшего возраста дети очень отзывчивы на представленные воспитателем игровые моменты: кому-то помочь, сделать подарок.
Огромное поле для речевой активности, привлечения ребенка к диалогу.
Игровой момент может быть по речевой установке воспитателя, который утром шел и встретил белочку, зайчика.
Нарисовать куда катиться колобок, рассказать кто ему встретится?
Белке нарисовали орешки, кого угостит белочка, какие бывают орешки большие, маленькие, круглые и не очень.
Зайчик попросил нарисовать перчатки. Зачем нужны перчатки?
Рисование «Перчатки для зайки» Обводка левой и правой руки, украшение одними формами, цветом, сохранение узора.
Или с присутствием театральных кукол, игрушек, оживших потешек.
Кукла хочет пригласить друзей, а посуда не раскрашена, ей нравится посуда в горошек.
Ёжик очень любит яблоки, знакомиться с детьми, просит нарисовать ему много красных яблок. Каму подарит он яблоки? Что бывает вкусного из яблок?
Это волшебный мир театра, мир игр и приключений, любой малыш хочет там побывать. Этот мир формирует доверительные отношения, важный детский мир сопереживания.
Мир «грустный и веселый», «добрый и злой», «сильный и слабый», «смелый и трусливый».
И это все театр, знакомые герои, новые рассказы о приключениях.
Рисование «Зайка−трусишка», дети используют пантомиму, мимику, жесты рассказывая о своей зайке.
«Веселый и грустный клоун», дети предают свое отношение формой и мимикой, в заключении занятия все с охотой рассказали о своем клоуне, чем он смешит и почему это смешно.
Он грустный, потому что у него не получается, но потом получилось, собачки показали, какие они умелые.
Рисуя дети уже говорят внутри себя, они создают рассказ на листе и могут об этом рассказать, может вначале с помощью педагога, но уже происходит нарастание речевого опыта, происходит коррекция коммуникативных качеств, появляется чувство удовлетворения, радости, значимости, уверенности в себе.
Сказки. Герой какой сказки?
Театрализованные игры помогают создать радостную, непринужденную обстановку на занятии, дети свободно вступают в беседу, отвечают на вопросы.
Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.
Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности способна создать уникальные возможности для раскрытия каждого ребенка, как творческой личности во всех его отношениях. Это не только развитие изобразительных навыков и умений, это целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; направляет на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов, а все это возможно только при хорошо развитой речи.
Использование простых форм оригами, варианты аппликаций, конструирования, изготовление масок, все это прекрасный материал для самостоятельного театрального творчества, предметов заменителей для сюжетно−ролевых игр – истоков театральной деятельности.
Именно разыгрывание сказок способствует развитию разнообразным выразительным средствам в их сочетании: речь, напев, мимика, пантомимика, динамика характерных движений.
На занятиях по изобразительной деятельности в основном используются знакомые сказки, любимые герои которые несут в себе яркость характера, совокупность выразительных средств, знакомые социальные отношения.
Даже выполняя работу индивидуально, изо деятельность всегда может объединить любую тему и занятие получает коллективный вид деятельности при завершении, подводя итог, что способствует образному развитию речи.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
НОД «Знакомые сказки».
Цель: изготовление масок для самостоятельной театральной деятельности детей по речевой установке воспитателя.
Задачи:
− учить детей на основе готовой формы киндер−сюрприза создавать маску для пальчикового театра;
− создать положительный настрой на театрализованную игру;
− побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль;
− активизировать речь детей;
− активизировать воображение, фантазию.
Работы детей после проведения занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельнос...
Практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повышение компетентности педагогов по заданной теме....
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников
Информация для воспитателей и родителей...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Послушай – и ты узнаешь,посмотри – и ты поймешь,сделай – и ты научишься....
Комментарии
Интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности
Здравствуйте, Антонина Михайловна. Согласна с Вами: применение театрально-игровых приёмов на занятиях художественно-эстетической области, действительно, эффективно. Попробовала с детьми 1,5-3 лет сделать аппликацию и обыграть русскую народную сказку "Колобок" Это способствовало появлению речевой активности младших дошкольников. Возьму на заметку Ваши приёмы работы в данном направлении. Спасибо!