Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками компенсирующей направленности с ЗПР
статья (подготовительная группа) на тему
В данном материале я раскрываю работу коррекционно-воспитательного процесса через театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, со всем его многообразием через образы, краски, звуки. Они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Заучивание текста способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. Использование музыки, песен, танцев развивает ориентирование, двигательную активность, моторику, пластику, музыкальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Театрализованная деятельность | 582.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Бауэр Ольга Михайловна, воспитатель подготовительной группы детей с ЗПР.
Тема: Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками компенсирующей направленности с ЗПР
Основной целью в работе с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Известно, что игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Но игры детей с проблемами в развитии имеют свои отличительные особенности. Им характерны простейшие манипуляции с игрушками, бедность содержания, неумение договариваться между собой. Причиной тому могут быть как биологические факторы, так и недостаточные представления об окружающем, низкая познавательная активность, нарушение речи и эмоционально-волевой сферы.
Для успешной реализации коррекционно-воспитательного процесса я решила использовать театрализованную деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, со всем его многообразием через образы, краски, звуки. Они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Заучивание текста способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию выразительности речи. Использование музыки, песен, танцев развивает ориентирование, двигательную активность, моторику, пластику, музыкальность.
«Примеряя» на себя ту или иную роль, дети учатся правильно оценивать поступки героев, их поведение, что способствует формированию положительных черт характера, критическому отношению к собственному поведению. Участие в играх - драматизациях, инсценировках, спектаклях помогает ребенку воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
В группе детей с ЗПР коррекционно-воспитательная работа ведется в системе и взаимодействии со всеми специалистами детского сада. Занятия объединены одной общей темой. Опираясь на тематическое планирование, я подбираю соответствующую литературу, художественные произведения, видеоматериалы, музыку, дидактические и подвижные игры. На занятиях знакомимся с произведениями детских писателей, русскими народными сказками. После их прочтения проводится обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляют характеры героев, дают им нравственную оценку, находят краски для воплощения их в роли. Используя игры «Веселые превращения», «Дружные звери», «Кто как передвигается», «Игры с воображаемыми предметами» и другие, дети учатся перевоплощаться в заданных героев.
Большая роль уделяется работе по постановке спектакля. Сначала выбирается с детьми сказка, которую все хотели бы поставить. Распределяются роли по желанию детей. Так были поставлены сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Свои театрализованные представления дети показывали родителям, детям других групп детского сада. Участники спектакля с удовольствием разучивали свои роли, обыгрывали сценки, добивались наибольшего сходства с героями сказок. На музыкальных занятиях разучивали песни, танцы к спектаклю, учились двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой героев.
На занятиях по ручному труду и изодеятельности дети изготавливают сказочных персонажей, атрибуты к спектаклю. Ребята с удовольствием обыгрывают свои поделки – придумывают им имена, сочиняют сказки, рассказы, истории. Это способствует развитию связной речи, творческого воображения, фантазии. Любимые герои сказок приходят к детям и на другие познавательные занятия, они вместе совершают увлекательные путешествия в мир непознанного и неразгаданного, преодолевают трудности в решении задач, отгадывании загадок, в поиске ответа на вопрос. Игровая форма проведения занятия вызывает интерес у детей, внимание их становится более устойчивым, тем самым повышается продуктивность обучения. Для самостоятельной театрализованной деятельности изготовлены, при помощи родителей, ширмы, костюмы, маски, шапочки, подобраны плоскостные, пальчиковые кукольные театры.
Инсценировка сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной и грамотной, а сами они более – внимательными и терпимыми друг к другу.
Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР трудно переоценить, т.к. она способствует не только пополнению знаний и умений, но и формирует общие игровые навыки, речь, личностные качества ребенка, его адекватное поведение в различных ситуациях.
Театрализованные игры как один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить -играя.
Исходя из этого основного положения, цели и задачи курса формулируются следующим образом:
- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
- активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствуются моторика, координация, плавность, развивается эмоционально-волевая сфера;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их, а от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, в первую очередь зависит успешность работы.
Литература
1.Артемова,Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артёмова.- М. – 1991. – 125 с.
2.Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н.Ю Борякова - М., 1999.-145с.
3.Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду.Ю. А. Вакуленко.- Волгоград,- 2007.- 98с.
4.Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду. С-Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,- 2007.-173с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...
Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками"
Педсовет на тему:"Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками" ...
Доклад «Использование театрализованной деятельности в работе специалистов ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников»
Применение театрализованных игр в работе логопеда, воспитателей по физо, изо, музыкального руководителя....
Опыт работы по теме "Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Представленный опыт работы помогает решить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной д...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему "Использование театрализованной деятельности в работе с детьми раннего возраста"
Малыши очень восприимчивы к фольклору, также им очень нравятся небольшие стихотворения и песенки. Воспитатель группы раннего возраста должен иметь в запасе большое количество таких произведений....
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности
Обучение средствам выразительной речи (интонация, жест, мимика) на занятии по развитию речи....
Доклад на тему: «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» (Педагогические чтения).
Театральная деятельность - это самый распространенный виддетского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана сигро...