Организация сюжетно-ролевой игры
материал на тему
«Организация сюжетной игры в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igry.docx | 123.52 КБ |
organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igry.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, тема моего сообщения
«Организация сюжетной игры в детском саду».
В своем сообщении я раскрою общую стратегию и конкретную тактику поведения взрослого-педагога в совместной игре с детьми на разных этапах дошкольного детства. В основе данной стратегии лежит концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте, разработанная Н. Я. Михайленко и Н.А.Коротковой.
Все мы уже прекрасно знаем, что игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она имеет большое значение для развития ребенка, в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношении между людьми, первоначальные навыки кооперации, развиваются способность к воображению, образному мышлению. Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.
Но, каким же образом передается ребенку игра?
Авторы Михайленко и Короткова выделили принципы организации сюжетной игры.
Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует «умеющего интересно играть партнера». Позиция не «учителя», а «интересно играющего партнера».
Строить игру необходимо таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе у детей возникала необходимость использовать более сложный способ построения игры. Так ребенок с 1,5 – 3 лет может «открыть» условные игровые действия с предметом – заместителем. В 3-3,5 года это освоение цепочки ролевых действий и диалогов. После 5 лет втягивание в игру-придумывание. Если строить совместную игру, таким образом, то можно очень быстро сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения. Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстником. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам. Например, («Я буду купать мишку, это у меня мыло», или «Я теперь шофер» и т.д. Но чтобы самостоятельно ребенок такие пояснения обращал к партнеру - сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей. Итак, чтобы дети могли сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам взрослому или сверстнику.
Далее я предлагаю рассмотреть конкретные приемы, которые позволят реализовать принципы организации сюжетной игры в разных возрастных группах.
Организация игры в первой младшей группе.
Полноценное развитие игры дошкольника зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в раннем детстве.
Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя любые катающиеся предметы (мячи, тележки и. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Для этого можно использовать скамеечку или банкетку. Так, воспитатель предлагает одному из детей встать с одной стороны скамеечки, а сам встает с другой. Говорит ребенку: «Давай поиграем? Будем мячик катать!» Взрослый прокатывает мяч к ребенку и стимулирует его ответное действие: «А теперь ты мне кати». Достаточно4-6 обменов мячом, чтобы ребенок освоил такого рода действия.
В дальнейшем, чтобы переключать детей на партнеров - сверстников, можно покатать мяч вдвоем с младшим воспитателем: «Ребята, посмотрите, как мы играем! Кто теперь так хочет поиграть?». Чтобы избежать однообразия, предлагаем другие предметы (грузовички, вагончики, тележки и т.п.), заменить скамеечку ковровой дорожкой.
Далее совместная игра, направленная на формирование предметного взаимодействия может принимать и другие формы. Например, совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д. Например: «Давайте построим башню. Я положила первый кубик. Теперь ты. А затем ты и т.д.
Параллельно с формированием предметного взаимодействия детей в парах воспитатель должен решать и задачи формирования условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами. Например, ребенок в игре кормит куклу, он может осуществлять условное действие «кормление» 1.игрушечной ложечкой, 2.а может кормить куклу палочкой, т.е. пользоваться предметом – заместителем, и наконец, 3.он может действовать просто воображаемым предметом. Пока ребенок играет один, ему вполне понятны эти действия, но если у него появляется партнер, то ребенку нужно пояснить ему это игровое действие и условное значение предмета. Например, («Я кормлю». «Это у меня ложка»).
Таким образом, задача педагога - сформировать у ребенка к трем годам:
- умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом;
- связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их;
- продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
Наиболее эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком, где взрослый выступаетдля ребенка одновременно как партнер и как носитель формируемого способа игровой деятельности.
Последовательность развертывания совместной игры с детьми раннего возраста:
- Формирование у детей условных действий с сюжетными игрушками, умение подключаться к игровым действиям партнера -взрослого и дополнять их своими действиями.
Для этого взрослый развертывает сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол или других игрушечных персонажей. «Вы играете, и я поиграю с куколкой. Я сейчас ее покормлю, она есть хочет. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, дочка!» При этом взрослый разговаривает с куклой: «Ешь, открывай рот! Вот какая хорошая, ест кашу!». Далее педагог вовлекает в игру кого-либо из детей: «Давай играть. Вот мишка и кукла сидят за столом. И ты с нами садись. А я вас кормить буду!» В игру можно включить и еще одного ребенка: «Я не успеваю всех кормить сразу. Маша, помоги мне, покорми Мишку».
Аналогичным образом с детьми проигрываются и другие сюжетные ситуации: купание куклы, укладывание куклы спать и др.
На данном этапе игровые предметы должны имитировать реальные. Условность, мнимость игровой ситуации подчеркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет, моет водой, которая не течет из игрушечного крана, кукле, которая не изменяется, приписывает разные эмоциональные состояния. При этом сам предмет, которым оперирует ребенок, пока еще должен быть очень похож на настоящий.
Далее по мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками, воспитатель переходит к игре, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом: варит кашу- кормит кашей куклу; кормит кукол - укладывает спать; купает куклу- укладывает ее спать; стирает белье в игрушечном тазике – гладит его утюгом.
При вовлечении ребенка в игру с двумя взаимосвязанными ситуациями важно, чтобы дети не просто повторяли действия взрослого, а дополняли их, продолжали по смыслу. Например, мишка грустный, он хочет каши. Сережа, свари мишке кашу. Или, Сережа, мишка наш поел. Теперь ему пора спать. Уложишь его спать?
- После того, как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действия партнера-взрослого и дополнять их своими действиями, переходим к реализации следующей задачи – формированию игрового действия с предметом-заместителем. Так, наряду с сюжетными игрушками (игрушечная кастрюля, утюг), используют предметы - заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо мыла). При введении в игру предметов - заместителей воспитатель должен не только действовать ими, но и словесно обозначать условный предмет («Это у меня мыло», « Это ложка») и производимое действие («Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло»). Именно в этот период словесные комментарии взрослого особенно необходимы, так как ребенок может не понять данное условное действие. Важно иметь в виду, что дети раннего возраста могут использовать предметы - заместители в том условном значении, который ввел в игру взрослый, т.е. вместо ложечки использовать только палочку. Поэтому, в дальнейшем, следует расширять круг действий с предметами заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий (например, в одной игре палочка используется как ложка, в другой - это градусник, в третьей - расческа). И наоборот, использовать разные предметы для выполнения одного и того же игрового действия (вместо мыла – кубик, коробочку, брусок и др.) На этом этапе важно понимать, что предмет заместитель должен сочетаться с сюжетной игрушкой. Так, если хлеб замещается кубиком, то тарелка, на которой он лежит, должна быть, как настоящая. К двум годам, когда ребенок уже усвоил действия «понарошку», нужно включать в игру наряду с предметом-заместителем и воображаемый предмет. Например, причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко. Так, воспитатель, играя с детьми, протягивает ребенку руку с воображаемой конфетой: «Возьми конфетку и угости мишку». Если ребенок не принимает этого предложения, сам угощает мишку: смотри, ест, улыбается. И еще раз предлагает сделать это ребенку. Овладение ребенком действиями с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение в простенькую игровую ситуацию свидетельствует о том что, ребенок усвоил азы сюжетной игры. По мере овладения детьми условных игровых действий, можно переходить от совместной игры с одним двумя малышами к такой деятельности, которая позволяет включать большое количество детей - всех желающих поиграть вместе с воспитателем. В такой игре можно обойтись и без игрушек, развертывая сюжет таким образом, чтобы дети направляли условные действия с заместителями и воображаемыми предметами на самих себя. Например, воспитатель ставит стульчики в ряд и говорит: «Это автобус, я поеду на автобусе в лес. Кто хочет поехать со мной? Садитесь в автобус. Он у нас большой, все поместятся. Я вас повезу. Где мой руль. Поехали. Едем далеко, далеко. Остановились. Давайте пойдем в лес погулять, выходите. Будем ягоды собирать. (Взрослый срывает воображаемую ягодку и съедает ее). А теперь нам надо ехать обратно. Садитесь в автобус, сейчас он поедет, Никто в лесу не остался?» Подобным образом можно отправиться в лес собирать грибы, в парк, собирать красивые опавшие листья или есть воображаемое мороженое и т.д.
- На этом этапе взрослый уже может направлять ребенка на дополнение
по смыслу игрового действия партнера-сверстника. Для этого взрослый развертывает игру таким образом, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику. Он как - бы «замыкает» детей друг на друге. Например, Вася уже тарелку для каши приготовил. Настя, подай ему, пожалуйста, кастрюльку с кашей.
Организация игры во второй младшей группе.
К трем годам дети уже способны овладеть ролью - более сложным смысловым и структурным узлом игры. Какими же умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построение игры?
Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что он сейчас не Петя, а «шофер») и обозначить ее для партнера (чтобы партнер понимал, что сейчас он имеет дело не с Петей, а «шофером» автобуса);
Ролевое поведение имеет всегда два аспекта: Первый-это специфичные для роли действия с предметами, например (доктор делает укол, шофер ведет машину и т.д.). Второй - ролевая речь, направленная на других людей (доктор узнает у пациентов, что его беспокоит и т.д.). Поэтому, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только
1.Уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;
3. Уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров.
4. Более того, в игре с другими детьми ребенку надо уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Все эти умения формируются постепенно. Каким же образом можно сформировать эти умения. Как я уже говорила, что формирование игровых умений у детей может осуществляться только в совместной игре взрослого с детьми.
Задача воспитателя - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало ролевое поведение.
Роль как социальное образование всегда существует в связях и отношениях с другими ролями, образует с ними целый «смысловой куст», например роль доктора связана с ролями пациента, медсестры, доктора-коллеги и т.д.
Различаются два типа ролей:
- «взаимодополнительные», которые требуют взаимодействия с другой ролью. Пары взаимодополнительных ролей (например: мама-дочка, врач-больной, продавец-покупатель и т.п.) ролей составляют смысловое целое.
- «независимые» роли связаны с другими более опосредовано. Например, шофер, управляющий машиной может везти пассажира, а может – груз. И при этом смысл его действий как шофера не неряется.
Для формирования ролевого поведения следует начинать, используя взаимодополнительные роли.
Воспитатель строит игру, усложняя ее в следующей последовательности:
Взрослый, начиная игру, берет на себя основную роль («Я шофер») и затем втягивает ребенка, предлагая ему дополнительную роль («Хочешь ехать со мной? Будешь пассажиром?»). Потом разыгрывается сюжет, который включает 2-3 события. Модель ролевого поведения на слайде:
Осн. роль доп. роль
(взр.) (реб.)
Можно играть с детьми, используя разные бытовые темы. Например, доктор-больной, Айболит и больные звери, мама – дочка, продавец-покупатель и др.
Так же воспитатель может начать игру и с кукольным персонажем (на дополнительной роли), а затем предложить такую же роль ребенку, например игра «Доктор». Воспитатель говорит: «Давай у тебя дочка заболела, заходите. Что болит у вашей дочки?» и т.д. происходит разговор с ним.
доп. роль
(кукла)
Осн. роль (взр.)
такая же роль
(ребенок)
Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли и обращение к партнеру, как носителю роли, разговор с ним.
В дальнейшем воспитатель подключается к ребенку уже начавшему игру, беря на себя подходящую по смыслу дополнительную роль, если ребенок «лечит», то взрослый становится пациентом. Взрослый вместе с ребенком развертывает несколько игровых действий, а затем оставляет его и ребенок продолжает играть самостоятельно. В ходе игры взрослый вербально обозначает свою роль и роль ребенка.
Осн. роль доп. роль (реб.) (взр.) Для менее продвинутых в игре детей взрослый начинает играть рядом с ребенком, осуществляя такие же действия, как и ребенок, но при этом вводит более разнообразные действия. Если у ребенка есть кукольный персонаж, с которым он играет, взрослый берет себе такого же (или подобного). Развернув действия, взрослый называет свою роль и роль ребенка. Например, «Ты доктор, и я тоже, я лечу мишку», «Заходите, больной» и демонстрирует ребенку цепочку игровых действий, сопровождая ее ролевым диалогом. Для этого сюжета предлагается такой смысловой куст:
осн. роль доп. роль (реб.) (взр.)
кукол. кукол. персонаж персонаж
На следующем этапе формирования ролевого взаимодействия, необходимо ориентировать ролевое поведение ребенка и на партнера – взрослого, и на партнера-ребенка, т.е. происходит «замыкание» детей друг на друга. Взрослый берет на себя основную роль и втягивает в свою игру последовательно 2-3 детей, предлагая им одинаковые дополнительные роли. Например, взрослый- доктор, дети могут быть и пациентами, а могут быть «папами» и «мамами» больных кукол.
доп. роль (ребенок 1)
Осн. роль такая же доп. роль (ребенок 2)
(взр.)
такая же доп. роль (ребенок 3)
Используя этот смысловой куст, можно организовывать игры по мотивам известных сказок: «Три поросенка», где волк это взрослый, а поросята – дети; «Волк и козлята», волк-взрослый стучится к козлятам, разговаривает с ними и т.д. Далее, на следующем этапе, воспитатель предлагает ребенку наоборот, основную роль, а себе берет дополнительную, ну а затем втягивает на такую же дополнительную роль второго ребенка, которого стимулирует к взаимодействию со сверстником, по примеру взрослого, воспитатель в это время не оставляет детей, а « подстраховывает» их действия.
доп. роль (взрослый) Осн. роль (реб.1)
такая же доп. роль (реб. 2)
Например, ребенок Айболит, а взрослый и второй ребенок пациенты.
В то же время в самостоятельной игре детей могут появиться не только основные роли из взаимодополнительных связок, но и «независимые» роли. «Независимые» роли чаще появляются в свободной игре мальчиков (они «рулят», как шоферы, маршируют и стреляют, как солдаты, и т. п.). Однако такое ролевое подражание не сопровождается осознанием роли, ребенок затрудняется ответить, кем он был в игре. В таких случаях воспитателю целесообразно подключаться к игре ребенка, используя дополнительную по смыслу роль. Например, один из мальчиков, сидя на скамейке, крутит игрушечный руль. Воспитатель присоединяется к его игре: «Петя, ты кто? Шофер?.. У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус? Можно я буду пассажиром? Мне нужно на вокзал (в цирк, в бассейн и т. п.). Шофер, ваш автобус довезет меня до вокзала?.. Скоро мы приедем?.. Спасибо».
Для переключения детей на речевое взаимодействие в игре необходимо использовать особые методические приемы. И таким приемом является игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».
Первоначально можно организовать игру по мотивам известного стихотворения К. Чуковского «Телефон». Например, воспитатель вносит в группу три игрушечных телефона и предлагает: «Ребята, давайте поиграем в телефон. Я как будто Чукоша. У меня телефон звонит. Дзинь. Беру трубку. Коля, давай, ты мне звонишь. Кто говорит? Слон?» Взрослый-Чукоша развертывает ролевой диалог со «слоном» и далее поочередно с несколькими персонажами стихотворения, по мере развертывания игры, предлагаются поиграть желающим. И телефоны предоставляются в самостоятельное пользование детей.
Через день-два можно приступить к игре в «Телефонный разговор» с парами детей. Игра строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями (дочки-матери, больница, магазин). Первоначально, воспитатель распределяет роли таким образом: себе берет основную роль (например, «доктора»), а детям предлагает одинаковые дополнительные роли («пациентов»).
доп. роль (реб.1) Осн. роль (взр.)
такая же доп. роль (реб. 2)
Далее усложнение идет в той же логике, которую мы с вами рассмотрели выше. Коротко (обзорно показывать модели).
доп. роль (взр.) Осн. роль (реб.1)
доп. роль (реб. 2 )
Тематика игры может быть разной. Содержание игры на социально-бытовые темы:
покупатель (взр. ) пассажир (взр.) продавец шофер (реб. 1) (реб.1)
покупатель (реб. 2) пассажир (реб. 2 )
На следующем этапе, взрослый вовлекая детей в игру не только развертывает «телефонный» ролевой диалог с каждым их них параллельно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Для этого, развёртывается сюжет уже с тремя ролями и более. Взрослый «Разговаривает» по телефону с первым ребенком и передает ему поручение, позвонить другому персонажу. Например, мама звонит папе на работу, просит передать дочке поручение - сходить в магазин. Папа звонит дочке, затем мама звонит уже дочке – узнает, выполнила ли она поручение и просит позвонить папе, рассказать ему об этом. Дочка звонит папе и т.д.
Таким образом, взрослый вызывает детей на ролевые диалоги друг с другом и теперь в самостоятельной игре детей появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.
Такие игры с использованием «телефонных разговоров» целесообразно вводить во втором полугодии с детьми не младше трех с половиной лет.
4. Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, является игра по мотивам сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия. Это известные сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и козлята» и т. п. В такой игре воспитатель втягивает пару (или более 3-4 детей). Берет на себя роль первую, (появляющуюся по сюжету) или основную роль (например, мышки-норушки, колобка, волка) и последовательно взаимодействует со вторым персонажем, затем стимулирует его взаимодействие с третьим персонажем (еще одним ребенком) и т.д. по цепочке. Модель ролевого поведения вы видите на экране.
роль 1 (взр.)
роль 2 (реб.1.)
роль (реб.1.)
От детей не требуется выразительных движений, точного воспроизведения текста, акцент делается на обозначения роли: «Я мышка-норушка» и ролевой диалог.
Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Организация игры в средней группе.
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни:
Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
Формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей?
Для этого необходимо соблюдение двух условий:
1) использование многоперсонажных сюжетов, где одна из ролей связана с другими ролями;
2) выбирать такие сюжеты, где заведомое число персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Остановимся подробнее на структуре сюжетов. Возможный состав ролей принимает вид «куста». Например, тема игры «Поездка на пароходе»:
матрос
капитан пассажир
водолаз.
В первом событии в игре взаимодействуют капитан и матрос, во втором — капитан и пассажир, в третьем — капитан и водолаз. Таким образом, одна роль (капитана) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Поэтому, ребенок, выполняя роль капитана, вынужден все время изменять свое ролевое поведение. Для того чтобы ребенок имел возможность менять роли в процессе игры, необходимо соблюдение второго условия, о котором мы говорили: персонажей (ролей) в сюжете должно быть больше, чем участников игры. Например, если в приведенном сюжете распределить роли между четырьмя участниками, необходимость их менять в ходе игры не возникает. А, если участников будет только двое, тогда одному из них придется побыть сначала «матросом», потом «пассажиром» и т. д.).
Общая схема сюжета будет выглядеть следующим образом:
дополнительная роль 1 (событие 1) (взрослый)
основная роль дополнительная роль 2 (событие 2)
(ребенок) дополнительная роль 3 (событие 3).
На первом этапе, формируем умение гибко менять ролевое поведение на изменившуюся роль партнера. Воспитатель, предлагает ребенку основную роль, на себя берет дополнительную, например, игра (доктор-пациент). После того, как сюжет проигран, и «доктор полечил пациента», взрослый предлагает новый персонаж: «Давай больной ушел, а к доктору пришла медсестра, чтобы ему помогать. Таким образом, взрослый меняет свою роль, вербально обозначая новую («Я теперь медсестра»), затем развертывает взаимодействие с ребенком, исходя уже из своей новой роли. («Доктор, давайте я вам помогу, инструменты соберу»). Пациентом может быть и кукла, или кто-то из желающих детей, но первый ребенок («доктор»), остается основным партнером взрослого. Затем на роль «медсестры» можно привлечь другого ребенка, например (из пациентов, ожидающих своей очереди), а взрослый становится «другим врачом». При этом последовательная смена ролей взрослым и его изменяющееся взаимодействие с ребенком-«врачом» являются как бы моделью развертывания игры для других, включенных в нее детей.
Примеры таких сюжетов.
Мама – дочка- папа – бабушка; шофер- пассажир-бензозаправщик-механик;
Продавец – покупатель- шофер, который привозит продукты – директор магазина.
Таким же образом, по этой модели, воспитатель играет с ребенком, используя не реалистические, а сказочные сюжеты, многие из которых имеют такую ролевую структуру. Например, сказка «Теремок». Воспитатель предлагает ребенку роль основного персонажа («Давай ты был мышка»), а сам последовательно выполняет роли остальных персонажей. Например:
Девочка – мать – гуси-лебеди – волшебная река;
Золушка – мачеха – фея – принц
Айболит – больной воробей – шакал-почтальон – Бармалей . Известно, что в ролевой игре у ребенка развивается эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческих действий и отношений. Подбирая роли в смысловом «кусте», можно выделить типы отношений между людьми. Так, роли могут быть связаны между собой специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому. (например, врач лечит больного, продавец снабжает покупателя продуктами, вещами и т. п.) Более сложными отношениями управления-подчинения (например, врач отдает распоряжения медсестре, милиционер указывает шоферу на нарушение правил и т. п.). И, наконец, дружескими отношениями, отношениями взаимопомощи, которые для детей ярче раскрываются на примере одинаковых ролей (например, шофер помогает своему товарищу исправить поломку, врач советуется с коллегой и т. п.) Чтобы включить в игру различные типы отношений, можно строить «куст» ролей следующим образом:
пациент пассажир
врач медсестра шофер милиционер
другой врач водитель другой машины(стр.63)
После того, когда ребенок был носителем основной роли, происходит переход к следующему этапу: учить детей менять первоначально принятую роль в ходе игры. Игра происходит следующим образом: взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай играть, я буду врач, а ты — больная и ты пришла ко мне на прием... Давай, как будто больная ушла, и пришла медсестра мне помочь. Давай, ты теперь медсестра...» и т. д., далее развертывается взаимодействие в соответствии с новой ролью ребенка.
По мере смены событий, появляется такой смысловой куст.
Доп. роль 1(ребенок)
осн.роль Доп. роль 2
(взр.) Доп. роль 3
Таким образом, обратите внимание, если изначально в средней группе ребенок выполнял основную роль, а взрослый дополнительные – демонстрируя при этом смены ролей. То теперь, именно ребенок выполняет дополнительные роли, сменяя их последовательно. Это более сложная задача. Отмечу, что даже если воспитатель планирует заранее какой-либо сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией – интересными предложениями, вносимыми по ходу игры партнером-взрослым. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры – необходимо принять их, включая гибко в общую схему сюжета. Аналогичным образом можно предлагать смену ролей и в игре по мотивам сказочных сюжетов. Воспитатель принимает роль главного героя сказки, а партнеру предлагает быть «всеми остальными по очереди» («Давай я теперь буду колобком, (берет на себя основную роль), а ты будешь всеми остальными, по порядку. Сюжет разыгрывается снова, воспитатель подсказывает ребенку моменты смены роли. (А теперь колобок встретил медведя. Давай, ты теперь не заяц, а медведь.) Хотелось бы отметить, что вовлечение детей в игру (или подключение к их игре) осуществляется только по их желанию. Так же дети имеют полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия. В дальнейшем формируем следующее умение: использовать смену роли в совместной игрене только со взрослым, но и сверстниками. Так, воспитатель подключается к уже начатой игре, берет на себя дополнительную роль и привлекает на такую роль еще одного ребенка. Например, (Саша, ты капитан? Женя, а давай мы будем вместе пассажиры.) Затем воспитатель предлагает новый сюжет игры, и просит сделать это другому участнику игры (Женя, давай мы теперь матросы). Таким образом стимулируется смена роли ребенком не только со взрослым, но и со сверстником.
Доп. роль 1(взрослый и ребенок 2)
осн.роль Доп. роль 2
(реб1.) Доп. роль 3
Далее, для формирования умения менять первоначально принятую роль в ходе игры как со взрослым, так и со сверстником, используется сюжет с тремя взаимосвязанными ролями. Смысловой куст выглядит следующим образом:
Реб. 1 Реб. 2
(постоянная роль) (меняет роль)
Взр. (постоянная роль)
Например, семейные роли, одна из них меняется на профессиональную:
дочка мама (доктор, воспитатель, продавец и др.)
папа
Здесь, воспитатель втягивает двоих детей игру «телефонный разговор», где, один ребенок имеет постоянную роль, у взрослого такая же постоянная роль, другой ребенок меняет роли. Взрослый обозначает роли и развертывает ролевое взаимодействие. А затем вводит сюжет с новым персонажем и предлагает одному из детей сменить роль. Например, (Маша, давай ты теперь не мама, а доктор. Доктор звонит.. и т.п.). Одна из семейных ролей меняется на профессиональную, и теперь, Маша взаимодействует с дочкой и папой уже не как мама, а как доктор. Т.е. изменяет свое ролевое поведение и ролевой диалог и по отношению к взрослому и в отношении сверстника. Следующая задача, которая решается во втором полугодии в средней группе – это развивать у детей умение подключаться к игре двоих сверстников. На этом этапе смысловой куст ролей тот же (с тремя взаимосвязанными ролями). Воспитатель подключает к уже возникшей игре двоих детей, берет себе походящую по смыслу роль и привлекает на такую же роль еще одного ребёнка, действует с ним синхронно. После кратковременного участия в игре, показав третьему участнику возможности взаимодействия с первыми двумя, воспитатель незаметно выходит из игры, оставляя детей играть самостоятельно. Таким образом, руководство игрой стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним- двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте. Организация игры в старшей группе. В старшей группе, по сравнению с предыдущим возрастом, изменяются лишь сюжетные темы, наращивается количество участников, за которыми на все время игры закрепляются определенные роли. Воспитатель продолжает свою работу, начатую в средней группе, направленную на развитие у детей умений гибко и широко использовать роль и ролевое поведение. Основное средство - это смена роли в игре в рамках сюжета, включающего в смысловой куст. Напомню схему развертывания сюжета игры, на которую опирается взрослый:
доп. роль 1 (событие 1)
осн. роль доп. роль 2 (событие 2)
доп. роль 3 (событие 3)
………………………….
В зависимости от того, какую роль в начале игры берет на себя взрослый, он либо стимулирует партнёра - ребенка к смене роли, либо сам последовательно меняет роли. Отличие игры в этом возрасте заключается в том, что взрослый чаще подключается к свободной игре небольших объединений детей. В ходе игры взрослый вербально обозначает свою роль. («Я капитан. Я теперь пассажир» и т.п.), и стимулирует к этому детей своими вопросами («Кто у нас матрос? Коля? Саша, ты теперь кто?»). В группе всегда имеется несколько детей «недотягивающих» до игровых умений сверстников. Для активизации игрового поведения этих детей, целесообразно втягивать их в игру по мотивам сказочных сюжетов. Например, воспитатель знает, что ребенок любит истории о Винни –Пухе, тогда он может предложить ему поиграть в Винни –Пуха. Взрослый предлагает ребенку главную роль (Винни –Пуха) и вступает с ним в игровое взаимодействие, меняя роли остальных персонажей. Бывает, что в данную игру хотят поиграть еще несколько детей, которые тоже претендуют на главную роль, тогда можно использовать традиционный прием и предложить ребенку («Давай ты будешь пока братом Винни –Пуха». Таким образом, не отталкивая и остальных детей от совместной игры, воспитатель ориентируется на своего основного партнера по игре, с ним развертывает активные ролевые диалоги и меняет свои игровые роли. Постепенно, воспитатель начинает развертывать более сложную игру, направленную на «расшатывание» уже привычных для детей сюжетов. Эффективным приемом «расшатывания», является включение в игру, персонажей совершенно иного смыслового контекста. Поясню, как можно это сделать. Взрослый может ввести такую роль, которая не подходит по смыслу игры. Например, разыграв совместную игру «Путешествие на пароходе», где имеются роли капитана-матроса- пассажира, взрослый предлагает: «А давайте, наш корабль поплыл в Африку. Вот уже и берег виден. И вдруг показался - Бармале! Я теперь - Бармалей! Неожиданность нового персонажа, заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей. В зависимости от того как дети отреагируют на предложение воспитателя и развернется дальше, игра может перейти в русло сказочного сюжета. Например,(команда корабля может вступить в противоборство с Бармалеем и отправиться на помощь к доктору Айболиту. Взрослый, как- бы дает детям образец таких «совмещенных» ролей, которые расширяют воображаемую игровую ситуацию. Приведу еще пример, несколько девочек изо дня в день играют в «дочки-матери», готовят обед, кормят своих дочек. Воспитатель входит в игру и говорит: «Тук-тук, можно к вам, в гости? Я - Буратино», дети, как правило, оживляются. Начинают угощать гостя, Воспитатель продолжает: «Вы не видели мох друзей, Мальвину и Пьеро? Мы ищем черепаху Тортиллу, у нее золотой ключик от волшебного театра». В таких случаях, дети начинают подключаются к поиску, кто-то становится Мальвиной, Тортиллой и т.д. Для активизации ролевых диалогов можно включать в игру «телефонные разговоры» персонажей. Об этом приеме говорилось ранее, в рекомендациях по игре для средней группы. Играя с детьми, воспитатель должен быть настоящим партнером, эмоциональным, искренним, непосредственным. Примерно со второго полугодия, подходим к формированию у детей умения творчески комбинировать разнообразные события, создавая новые сюжеты и делать это согласованно с партнером. Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей? Оказывается, эффективным средством является новый способ построения игры –совместное сюжетосложение. Сделать совместное сюжетосложение центром внимания детей можно в игре особого рода - «игре-придумывании», которая протекает в чисто словесном плане. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных. Наиболее удобными для такого «расшатывания» являются сюжеты волшебных сказок, все они имеют общую сюжетную схему последовательностей событий: 1) обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним; 2) герой встречается с «дарителем» (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание (на доброту, смекалку и т. п.); 3)герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника (им может быть и сам «даритель»), при помощи которого достигает искомый объект; 4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи); 5) герой побеждает противника и получает искомый объект; 6) герой возвращается домой и получает заслуженную награду. Преобразовывать сказки достаточно легко: надо лишь изменять условия действий персонажей или изменять самих персонажей, и тогда получится новая сказка. Возьмем, к примеру, сказку «Иван-царевич и Серый волк». Какие здесь возможны преобразования? В первом событии сказки Царь хочет получить Жар- птицу и отправляет за ней Ивана-царевича. Заменим Жар-птицу другой, труднодостижимой для Царя диковиной — к примеру, новогодней елкой. Пусть он отправит за ней не Ивана-царевича, а слугу (или любого другого персонажа, в восприятии детей положительно окрашенного). Во втором событии герой может встретить вместо Серого волка другого обладателя волшебного средства (Бабу- ягу, Фею, старичка-лесовичка и т. п.) и получить волшебный клубочек, ковер- самолет, сапоги-скороходы и т. п. С помощью волшебного средства герой попадает в страну, где растут елки, — это третье событие сказки. В четвертом событии герой должен вступить в борьбу с противником. Заменим царей- противников из сказки о Сером волке на Змея- Горыныча (дракона, злого волшебника, гнома и т. п.), охраняющего самую красивую елку в лесу. Победив противника, герой забирает елку и возвращается домой — это пятое событие сказки (здесь можно придумать дополнительные препятствия: на пути герой встречает морского царя, колдунью и т. п., которых он успешно побеждает). И последнее событие — получение награды (полцарства можно заменить любой привлекательной вещью — сто пудов мороженого, ранец к школе, велосипед и т. п.). Разумеется, приведенная общая схема волшебных сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание и знать, как можно «расшатывать» знакомый сюжет, а не детям. Игру-придумывание удобно начинать с ребенком в виде «расшатывания» сказочных сюжетов. Каждый ребенок знает много сказок, он инициативно участвует в игре.
При этом воспитатель решает две задачи :
1. Активизирует воображение, развивает умение комбинировать различные события так, чтобы получился новый сюжет, (новая сказка); 2. Ставит ребенка перед необходимостью делать это согласованно с партнером (пока со взрослым). Как конкретно начинать игру-придумывание? Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку. Начать следует издалека: «Вася, какую сказку ты любишь? Я что-то плохо ее помню. Давай с тобой вспоминать вместе, кусочек расскажешь ты, потом кусочек - я, а потом опять ты, по очереди. Вот и сказка рассказана».
Далее можно предложить ребенку: «Знаешь, мы можем вместе придумать новую сказку, похожую, но немножко другую. Давай так играть - вместе придумывать. Я даже начало придумала. Давай было так. И взрослый рассказывает начало сказки, оставляя прежним главного героя, но заменяя его задачу- объект который нужно отыскать. Затем предлагает ребенку; «А дальше давай, ты расскажешь. Если ребенок начинает повторять старую сказку, можно осторожно навести его на изменения: («Нет, давай у нас было по- другому, давай он кого-нибудь другого встретил»). После рассказывания смыслового «кусочка» взрослый включается вновь. («Давай дальше я придумаю немножко»). Такое совместное придумывание учит ребенка согласовывать замысел с партнером, чтобы получилась общая сказка.
ребенок взрослый
Так же, в игре допускаются перебивки («О! Я придумала) и пропуск хода (Что-то я не знаю как дальше. Давай, ты еще немного расскажешь). Таким образом можно придумывать несколько вариантов одной и той же сказки. Например, («Давай сегодня придумаем сказку про Емелю, но немножко другую».) Воспитатель играет в «придумку» с каждым из детей отдельно и занимает это примерно 7-10 минут. Используя игру - придумывание воспитатель не должен полностью переключаться на нее, параллельно он подключается к игре 2-3 объединений детей, инициирует сюжетную игру с подгруппой.
В подготовительной группе воспитатель продолжает работу по формированию более сложных игровых умений. Задача педагога на данном этапе - перевод детей на более высокую степень игры- совместное творческое сюжетосложение.
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование, где происходит построение новых цепей событий, воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра - фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. Оно включает умение выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров- сверстников: обозначать для них, какой сюжет он хотел развернуть в следующей момент игры, прислушиваться к мнению партнеров, умение комбинировать события в общем сюжете игры. В подготовительной группе игра- придумывание становится основной формой совместной игры взрослого с детьми. Если в старшей группе это была парная игра воспитателя с ребенком, то в данной группе воспитатель включает в игру двоих и более детей, с тем чтобы сориентировать ребенка на согласование творческих замыслов с партнером –ребенком и с партнёром- взрослым.
Воспитатель на первых порах включается в игру-придумывание двоих детей, участвуя в ней сам, как третий партнер. Для начала надо научить детей слышать друг друга, чтобы продолжать мысль партнера. Игра с парой детей занимает 10-15 минут. Постепенно можно включать в нее уже трех- четырех детей. Большое количество участников нецелесообразно, потому что дети не могут долго ждать своей очереди и у них пропадает интерес к игре. По мере овладения умениями совместно комбинировать разные события, воспитатель стимулирует детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. Для этого взрослый включает детей в игру, где предлагаются роли, принадлежащие к разным смысловым сферам - разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.).Эту игру можно проводить в форме «телефонных» разговоров. Воспитатель приглашает двух детей поиграть вместе с ним. Предположим, один из детей хочет играть в «магазин» и быть «продавцом». Воспитатель при этом берет себе роль, по смыслу не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает ребенку: «Давайте, Коля, ты был в своем магазине, и у тебя был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон». Такое сочетание несовместимых ролей обычно вызывает оживление и интерес у детей. Второму ребенку предлагается такая же роль, как у взрослого: «Таня, давай, ты — другая Баба-Яга, и у тебя тоже своя избушка». Получив согласие детей на такое распределение ролей, воспитатель - «Баба- Яга» звонит своей соседке и развертывает с ней разговор, наводящий на мысль о необходимости взаимодействия с «продавцом»: «Хотела к тебе в гости прилететь, да у меня ступа сломалась. Не знаю, как быть. Как ты думаешь, может быть в магазине их продают? Позвоню в магазин». Начав таким образом игру, взрослый выходит из нее и дети с удовольствием продолжают игру сами. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, объединяющих разноконтекстные роли, помогает детям успешнее развертывать самостоятельную совместную игру.
В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а «настоящие истории». Выбирая содержание для таких историй, педагог должен опирается на детские интересы. Придумывание историй можно осуществлять в группах до 4—5 человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории, выбор героя, ситуации, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, педагог занимает позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры. На этом этапе не так важен контроль за соблюдением очередности рассказчиков: каждый из детей готов уступить свой очередной «ход», если у партнеров появляются интересные предложения. Основой для истории может послужить и прочитанный рассказ, и реальное наблюдение. Например, дети с интересом наблюдали за появившимися во дворе пожарными машинами, вплоть до их отъезда, но что там случилось — никто не знает. Можно предложить им: «Давайте придумаем, что там произошло...»
Таким образом, характер игры-придумывания меняется в следующей последовательности:
1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;
2) частичное преобразование известной сказки;
3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»;
5) придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Однако, если воспитатель замечает, что какая-то группа детей изо дня в день развертывает один и тот же сюжет, возникает необходимость воздействие педагога именно на конкретную игру детей. Еще одна причина — постоянные конфликты между детьми при выборе темы для совместной игры, навязывание ребенком-лидером своего мнения другим. В этих случаях важно организовать подготовительный период к игре, который выполняет функции «расшатывания» сюжетов. При организации подготовительного периода можно использовать опыт игры-придумывания, где участники, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивают выбранную тему. Например, воспитатель подходит к группе детей и спрашивает; «Ребята, вы во что собираетесь играть?» Получив ответ, предлагает: «Давайте все вместе придумаем, как играть интереснее, по-новому». Отталкиваясь от предложенной детьми темы, воспитатель поощряет их к внесению двух-трех вариантов развития событий; сам предлагает дополнительный вариант (типа: «Может быть так... А может быть, по-другому... А как еще можно?»). В отличие от игры- придумывания, в подготовительном периоде не нужно стремиться к построению четкой последовательности событий. Главное — краткое высказывание разнообразных предложений. Любая инициатива участников должна быть вне критики педагога. После того как предложено 6—7 событий с вариантами (в течение 3—5 минут), воспитатель говорит: «Вот видите, как можно по-новому, интересно играть», — и предлагает детям играть уже самостоятельно. Переходя к самостоятельной игре, ее участники выбирают тот или иной вариант, предлагают новые сюжеты игры, включают новые роли, т. е. творческая совместная работа продолжается. Это как раз свидетельствует о том, что подготовительный период выполнил свои функции. Таким образом, у детей возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты становятся разнообразнее и сложнее, в них комбинируются события и роли. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3—4 человек, возрастает инициатива всех участников, они меньше зависят от активности ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.
Заключая разговор об организации сюжетной игры еще раз хочу напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Цель:Формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...