Циклические наблюдения
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Циклические наблюдения.
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний , чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.
Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. И в результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.
По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а 1акже зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Цикл наблюдений за хомяком
1.Здравствуйте, я хомячок!
Цель. Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.
Ход наблюдения : Посмотрите. Кто это? Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш? Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его. Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается? Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны? Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас? Куда он лезет? Что ему помогает? Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает? Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?
Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.
2. Устроим хороший дом для хомячка.
Цель. Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.
Ход наблюдения: Посмотрим, где живет Пик? В каком домике ему удобно жить - в просторном или тесном? Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его. Зачем вообще в клетке нужен песок? Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы. Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей? А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту. Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался? Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?
3.Хорошо ли хомяку в новых условиях?
Цель. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый домик), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?
Ход наблюдения: Где живет Пик? Чем является клетка для хомяка? Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.) Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок? Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным? Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок). Что делает Пик в норке? Какие действия совершает с колесом? Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить? Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?
В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.
4. Что и как ест хомяк.
Цель. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).
Ход наблюдения: Отгадайте загадку:
- Серый зверек, в группе живет,
Дружит с ребятами,
Морковку, зерно грызет.
Как зовут нашего хомяка?
Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался. Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?
Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.) Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?
Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?
В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.
5. Как хомяк делает запасы
Цель. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.
Ход наблюдения: Что больше всего из еды любит Пик? Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его? Что делает теперь? (Набираем корм.)Посмотрите, что с ним происходит (Он как шарик надувается). Куда он пошел? Каким вернулся из домика? (Похудевшим). Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал? Как думаете, что делает хомяк в домике? ( Оставляет корм, делает запасы). Что ему помогает переносить корм (Защечные мешки.) На что они похожи? а в чем мы переносим продукты? (В сумке). Запасливый ли хомяк. Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши). Какие у него зубы? Верно, острые - ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы. В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.
6. Хомяк - чистоплотный зверек.
Цель. Учить замечать, как Пик ужинает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользоваться туалетом, какие при этом совершает действия.
Ход наблюдения: Давайте угостим Пика. Расскажите, как он ест. (Вытираем салфеткой) . Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) покажите как. А как он чистит свою шерстку? Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая). А что это за баночка? (Туалет.) Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом? Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотным). Хорошо ли он себя чувствует? ( Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит.) Предложите детям зарисовать, как хомяк ухаживает за собой.
7. Как хомяк отдыхает?
Цель. Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня. Наблюдать, в каком месте.
Ход наблюдения: В какую часть суток мы чаще всего видим Пика? Как он себя ведет? Что делает? Вывод. Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью - бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.
8.Чем хомяк отличается от мышонка?
Цель. Закрепить представления о внешнем облике зверька (туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета.) Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.
Ход наблюдения: Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его. Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка? Что вы видите на его лапках? Что помогает ему бегать, не наталкиваться на предметы? Какие у него глаза? Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?
Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело? А есть ли у него шея? На кого похож Пик? Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?
9. Как передвигается хомяк?
Цель. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе; может лазать. Бегает не очень быстро: ноги короткие). Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).
Ход наблюдения: Что делает Пик? (Бегает по клетке) Посмотрим на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных? Что у хомяка на лапках? (Коготки) Какие они? (Загнутые.) Что они позволяют хомяку делать? (Хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки.) Кто из вас больше назовет движений, которые совершает хомяк? (Ходит, бегает, лазает, спрыгивает, бегает в колесе). Можно ли назвать хомяка юрким, подвижным зверьком. Наш Пик взрослый или молодой хомяк? Как ведут себя молодые зверьки? А маленькие дети? (Много двигаются, играют.) А как ведут себя взрослые хомяки? (Больше спят.) А наш хомяк? Предложите детям понаблюдать за поведением зверька и составить рассказ "Наш забавный хомячок".
10. Когда хомячка трудно заметить?
Цель. Уточнить представления о маскировочной окраске хомячка. Развивать наблюдательность, умение отражать в речи причинно-следственные связи.
Организация. На дне песок. С боков клетки - листы бумаги, красной, белой, коричневой.
Ход наблюдения: Дети наблюдают и отмечают, когда хомяк хорошо заметен, когда - не очень. Посмотрим, что делает хомячок? Хорошо ли мы его видим? Давайте посмотрим, когда Пик будет незаметен, на каком фоне? Какая бумага по цвету ближе к окраске хомяка? Вот Пик стоит на белом фоне. Хорошо ли мы его видим? Вот он подошел к другой стенке и стоит на красном фоне. Как мы его видим? На каком же фоне Пик незаметен? Почему? Скажите, как называется окраска, которая делает зверька незаметным? А когда зверек незаметен, - когда он неподвижен или когда бегает по клетке? Давайте посмотрим. Закройте глаза, теперь откройте. Видите Пика? Где он находится? Что делает? Песок на дне тоже помогает хомячку, - делает его малозаметным. На воле хомяки живут в песках.
Предложите зарисовать хомячка и то, что ему помогает стать невидимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклические упражнения, как средство повышения двигательной активности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Различные виды циклических двигательных упражнений является физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока. Так...
Статья: "Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста"
Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться н...
Циклические наблюдения за объектами природы. Цикл наблюдений за деревьями
Темы наблюдений:«ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».«ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»«РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».«РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».«РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ...
ЦИКЛИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ
ЦИКЛИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ...
Технология организации циклических наблюдений.
описана технология организации циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста....
циклические наблюдения
приемы для циклических наблюдений...
Циклическое организация наблюдения за стационарными объектами.
Циклическое организация наблюдения за стационарными объектами. Наблюдение за ростом лука ...