Циклические наблюдения за объектами природы. Цикл наблюдений за деревьями
картотека по окружающему миру
Темы наблюдений:
- «ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».
- «ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»
- «РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».
- «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».
- «РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».
- «сравнивание ЯБЛОНИ и рябины».
- «СРАВНИВАНИЕ БЕРЁЗЫ И ТОПОЛЯ».
- «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».
- «ЛИСТОПАД».
- «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_nablyudeniy_za_derevyami.docx | 464.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Циклические наблюдения за объектами природы.
Цикл наблюдений за деревьями
«….День, проведенный с ребенком среди рощ и полей…
заменяет много недель на учебной скамье».
( К.Д. Ушинский )
Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. Наблюдение — это метод чувственного познания природы. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в привычной среде обитания.
Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, восприятие детьми объектов и явлений природы.
Циклическое наблюдение — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.
Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют уже самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства взрослого.
Цикл наблюдений за деревьями
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о деревьях и их взаимосвязи с окружающей средой; воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Темы наблюдений:
- «ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».
- «ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»
- «РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».
- «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».
- «РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».
- «СРАВНИВАНИЕ ЯБЛОНИ И РЯБИНЫ».
- «СРАВНИВАНИЕ БЕРЁЗЫ И ТОПОЛЯ».
- «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».
- «ЛИСТОПАД».
- «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».
Наблюдение № 1 «Деревья на участке».
Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).
.
Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.
Методические приемы:
Художественное слово :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А.С.Пушкин.
Беседа :
Какими словами можно сказать об осени?
Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
- Какие деревья растут на участке детского сада?
Давайте внимательно их рассмотрим:
- чем они схожи, а в чем их отличия?
— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
- Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)
Художественное слово : загадки о деревьях.
П/И «Раз, два, три к …. дереву беги!»
Исследовательская деятельность : рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.
Наблюдение № 2 «Прогулка по экологической тропе».
Цель : знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая - неживая» природа, наблюдать за состоянием всех деревьев. развивать чувство ответственности за растения, желание их оберегать.
:
Активизация словаря: экология, экологическая тропа, наш дом, жители, планета, деревья, лес багрян.
Методические приёмы.
Художественное слово:
Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих.
Ходит осень, бродит oceнь,
ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый - кленовый.
В. Авдиенко
Беседа
Дети идут по экологической тропе и любуются красотой осенних деревьев.
- Послушаем тишину и шорох падающих листьев…
(Словообразование: листья падают - листопад.)
- На каких деревьях есть плоды?
- С каких деревьев опало больше листьев?
- Есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?
(Учить различать деревья по форме листов и их окраске).
Проблемно-поисковые задания.
Выстроить ряды от зелёного до самого жёлтого листа: от самого большого до самого маленького листика.
Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).
Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.
Найти самый красивый листок;
Найти самый большой и самый маленький листок;
Найти деревья, на которых есть семена-крылатки.
Наблюдение № 3 «Рассматривание березы».
Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Художественное слово :
БЕРЁЗКА
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы -
С голых веток капает вода…
Листья падают с берёзы -
Скоро зимние морозы,
Нужно ей скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет даже,
Но весну берёзка будет ждать…
Тамара БАЗИЛЕВСКАЯ
Беседа :
- Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).
- Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)
- А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)
- А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги) А так красиво?
- А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)
- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)
- Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).
- Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? ( все деревья разные, непохожие друг на друга).
- А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.
П/И «Изобрази берёзу»
Наблюдение № 4 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».
Цель: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.
Методические приемы
Художественное слово :
Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки
К нам летят в окошки.
А. Кулагина
Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев. Беседа :
Предложить сравнить между собой несколько клёнов.
- А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек )
-сравните несколько клёнов между собой : Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).
- Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)
Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».
Наблюдение № 5 « РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».
Задачи: учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев; закреплять знания о внешнем виде лекарственных деревьев, их плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров.
Активизация словаря: рябина, дерево, осень, листопад; гроздья, лекарственное растение, витамины, целебный отвар.
Методические приемы :
Во время сборов на прогулку показать детям приглашение,
а они должны отгадать, от кого:
Художественное слово :
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется? (Рябина.)
Беседа :
— Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.
Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.
— Как вы его узнали?
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
— Чем это дерево отличается от других?
— Расскажите, какие у нее ягоды?
— Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
— Почему такие холодные?
Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем в группу, разморозим и попробуем
Д/И: « Скажем рябинке добрые слова»
- Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая.
(Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова).
Наблюдение № 6 « СРАВНИВАНИЕ ЯБЛОНИ И РЯБИНЫ».
Цель: учить отличать рябину от яблони, видеть отличия и общие признаки.
Методические приемы
Загадывание загадок о яблоне и рябине.
Беседа
- Подойти к яблоне:
- Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?
- Прижмитесь к стволу яблоньки, погладьте её, она подарит вам свою энергию!
- А теперь дотянитесь до её веточек.
- Соберите яблочки, которые упали на землю.
- Расскажите о них, какие они? ( дети сравнивают между собой яблоки).
- Всё лето яблоки росли, созревали, а к осени созрели и их можно кушать, только предварительно хорошо помыть.
Подойдите теперь к рябинке:
- Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?- Предложить детям потрогать ствол, рассмотреть рябиновые листочки.
- Прижмитесь к стволу рябинки, погладьте её, и она подарит вам свою энергию!
- А теперь дотянитесь до её веточек.
- А на веточках висит что? (гроздья ягод)
- Осенью на этом дереве долго держатся ягоды, ими питаются птицы.
- Расскажите о них, какие они? ( дети описывают ягоды рябины).
- Чем похожи плоды яблони и рябины? В чём их отличия? (дети сравнивают и делают вывод , что плоды этих двух деревьев похожи, только у яблони крупные яблочки и растут по одному, а у рябины маленькие «яблочки» и растут они гроздьями, они съедобны и полезны.
П/И: «Дотянись до яблочка».
Основы трудовой деятельности: Предложить детям собрать под рябиной ягоды, сложить их в ведёрко. Рассмотреть, какой они формы, цвета, величины. Сказать, что возьмём их в группу, помоем, попробуем на вкус, потом засушим, чтобы кормить ими птиц зимой.
Наблюдение № 7 «СРАВНИВАНИЕ ТОПОЛЯ И БЕРЁЗЫ».
Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья между собой, находить черты сходства и различия.
Методические приемы
Беседа:
Обратить внимание детей на тополь и березу:
— Как называются эти деревья?
— Чем отличаются? Чем похожи?
— Какой ствол у березы? Какой у тополя?
Предложить рассмотреть крону, кору,
ветки и их расположение.
Найти отличия у деревьев.
Д/И «Детки на ветке».
Цель: уточнить, по каким признакам догадались,
чьи детки этой ветки?
Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).
Основы трудовой деятельности: Сбор листьев для изготовления поделок.
Цель: формирование трудовых умений и навыков.
Наблюдение № 8 «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».
Задачи: учить видеть состояние дерева в разную погоду, развивать наблюдательность.
Методические приемы:
Беседа:
— Есть ли сегодня ветер? Как узнали?
- Как качаются веточки?
— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
— Почему?
— Что помогает дереву крепко держаться в земле? (корень, корневая система).
П/И «Листочки»
Мы – листочки
Мы – листочки ( стоят, держа в руках листочки)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели
Дунул ветер – полетели ( разбегаются)
Мы летали,
мы летали (бегают, помахивая листочками)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись в кружок… (садятся на корточки)
Ветер снова вдруг подул (снова разбегаются)
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели (помахивают листочками)
И на землю тихо сели. (присели).
В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.
Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.
Цель: создание радостного настроения от выполнения работы; воспитание экологической культуры.
Оборудование: грабли, ведра, носилки.
Наблюдение № 9 «ЛИСТОПАД».
Цель : расширять знания об одном из признаков осени - листопаде, о взаимосвязи этого явления с похолоданием, закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.
Активизация словаря: осень, листопад, листья опадают, природа увядает
пожелтевшие, вянущие, облетают, кружат; шуршат.
Методические приемы:
Художественное слово:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Падают, падают листья в нашем саду листопад,
жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
(Ивенсен)
Беседа:
- Вспомните, какими были деревья летом? ( Зелёные, свежие)
- Как они изменились с приходом осени?
- Почему их листья стали желтыми, красными?
- Почему листья с деревьев опадают? (Мало света, питательных веществ,листья ослабевают и уже не могут удержаться на дереве и начинают опадать)
- У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)
- Какое из деревьев сбросило листву последним. ( после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву).
- Посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе:
Художественное слово:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И.Михайлова
Беседа:
- Какое значение имеет листопад для деревьев? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему?
- Когда начинается листопад?(после первых заморозков)
— Как вы думаете, что было бы с деревьями зимой,
если бы остались листья на ветках? (они бы погибли).
Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.
Исследовательская деятельность :
- Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят,
как в теплых колыбельках, молодые листочки.
Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
— Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).
Основы трудовой деятельности: Составить из опавших листьев узор на асфальте. Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась.
Наблюдение № 10 «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».
Цель : продолжать закреплять характерные признаки поздней осени: деревья голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем (расширять представления о инее - это кристаллики льда, или иначе замёрзшая вода), лужи замерзли, покрылись льдом; воспитывать видение красоты, умение любоваться ею.;.
Методические приемы:
Художественное слово :
Стоят деревья в инее-
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее.
(М. Дружинина)
Беседа:
- Какие изменения вы видите в природе?
- Как выглядят деревья? Почему?
- Чем покрыты ветки и стволы деревьев? - Что такое иней? Откуда он берётся?
Исследовательская деятельность :
Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.
Беседа по каждому изречению.
Перспективное планирование наблюдений за деревьями и кустарниками
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Виды деревьев: ель, рябина, липа, береза, тополь, клен, дуб.
Береза.
1. Знакомство со строением, особенностями внешнего вида.
2. Зарисовка дерева.
3. Сбор листьев и семян для коллекции.
4. Поделка из листьев.
5. Польза для человека.
Клен.
1. Проведение опыта с посевом крылаток в почву. Зарисовки наблюдений.
2. Работа со схемой строения дерева.
3. Д/и «К дереву беги».
Дуб.
1. Сравнение листьев, стволов клена и дуба по форме, размеру.
2. Сбор желудей для коллекции.
3. Чтение художественных произведений.
4. Поделка из желудей
Сосна.
1. Отличие от лиственных деревьев.
2. Сбор шишек для коллекции. Рассматривание их.
3.Изготовление поделок.
Ель.
1. Рассматривание коллекции хвои. Работа с нею.
2. Охрана природы. Применение и польза деревьев. Отношение к ним человека.
3. Рисование ели различными способами (нетрадиционными).
4. Связь с животным миром.
5. Сравнение хвои деревьев: ели и сосны.
Рябина.
1. Сравнение строения и особенностей внешнего вида рябины.
2. Сбор ягод для коллекции.
3. Чтение стихотворений о рябине.
4. Рисование нетрадиционными способами.
Ива.
1. Отгадывание загадок.
2. Особенности произрастания дерева
3. Рассматривание гербария из веток. Сравнение с листьями рябины.
4. Заучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Ива».
Кустарники.
1. Рассматривание внешнего вида. Какие виды кустарников есть? Чем кустарники отличаются от деревьев?
2. Рисование кустарников (на песке, карандашами, мелками).
3. Д/и с собранными коллекциями.
Система работы над сравнением деревьев.
Дуб - Клен
1. Ствол (кора – цвет), ветки.
2. Листья (сходство и различие).
3. Размеры (ветки, ствол, листья).
4. Использование в народной медицине.
Система работы над сравнением деревьев и кустарников.
Виды кустарников: сирень, шиповник, черемуха.
Деревья - Кустарники
1. Ствол (количество, высота), ветки.
2. Листья (сходство и различие).
3. Размеры (ветки, листья).
Дидактические игры.
«К дереву беги». «Беги в дом, какой я назову». Найди пару». «Найди листок, как на дереве». «Опиши, мы отгадаем». «Назови листок». «Где, что зреет». «Что изменилось». «Опиши, я отгадаю». «Кто скорее соберет». «Угадай». «Найди листок, который покажу». «Найди в букете такой же листок». «Найди, о чем расскажу». «Кто быстрее найдет березу (дуб, клен, сосну). «Все по домам».
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы
Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...
Картотека наблюдений за объектами природы.
Пояснительная записка. Экологическое воспитание – один из блоков комплексной образовательной программы «Детство». Одним из методов по эколог...
Картотека наблюдений за объектами природы
Картотека по окружающему миру (средняя группа) оформлена в виде картотеки наблюдений за объектами природы , которые может освоить ребёнок 3 – 4 лет в рамках осеннего сезона....
Картотека наблюдений за объектами природы
Картотека наблюдений за объектами природы...
Картотека наблюдений за объектами природы
Картотека наблюдений за объектами природыТема. Наблюдение за солнцем.Цель. Установить, что солнце светит, но не такое жаркое, как летом.Процесс.Перед началом прогулки подойти к окну и прочитать стихот...
Развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами природы
Представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста...