Статья: "Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (младшая группа)
Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться на непосредственное наблюдение предметов и явлений природы; систематически включать циклические наблюдения в содержание учебно-воспитательной работы; учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста
Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают первые впечатления, с раннего детства проявляя природную пытливость и любознательность, которые помогают им ориентироваться в окружающей обстановке.
Снег – это много красивых снежинок, зелёная травка - полна тайн и необычных существ, где можно встретить удивительного зелёного кузнечика, рогатую улитку или огромного жука, лёгкую красивую бабочку, перелетающую с цветка на цветок или стрекозу с прозрачными крылышками похожую на маленький вертолётик, за которыми не терпится бежать и бежать. Так, ребёнок впервые воспринимает природу, тянется к ней, она возбуждает его любознательность, он думает, что является первооткрывателем её сокровищ. Такие теплые воспоминания о природе согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты и они должны формироваться у человека с детства.
Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине. Это первая нравственная заповедь нашего общества и одна из главных задач, стоящих перед педагогами и родителями. Чувство любви к природе можно воспитывать, если знакомить ребёнка с её тайнами и секретами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, происходящими явлениями природы на земле, в воздухе, в воде. Пусть последит, как птица кормит своих птенцов и учит летать, как появляются первые листочки, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребёнок полюбит её, захочет узнать о ней больше. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных, он будет стараться беречь и охранять природу. Родители, педагоги должны помогать наполнять ум и сердце детей драгоценными каплями знаний о природном окружении, учить ценить и любить мир природы, который является мощным средством разностороннего развития ребёнка в условиях психологического комфорта. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только направить его деятельность.
Основным средством познания природы является наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы, специально организованное воспитателем.
Наблюдению, как важному методу познания природы придавали большое значение педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, А.И. Васильева и др.).
Авторы показали, что правильная организуемая деятельность чувственного восприятия объектов и явлений природы обеспечивает формирование и развитие у детей представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. В процессе наблюдений у детей развивается ценное качество личности человека – способность к целенаправленному наблюдению. Целенаправленные наблюдения научат детей ориентироваться на более значимые признаки объектов и явлений.
Психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение, как результат осмысленного восприятия. Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. Восприятие контролируется мышлением при активном использовании речи. Развитие разных форм восприятия и наблюдения, он связывает их содержанием. С одной стороны наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличие определённых знаний, как отправных моментов наблюдения. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с природой впервые и у него растёт интерес к ней. Развивая и воспитывая этот интерес, педагог не только воспитывает многие положительные качества личности, но и развивает у детей умственные способности, логическое мышление, речь. Сначала ребёнок знакомится с конкретными предметами и явлениями окружающей природы, развивается способность выделять некоторые стороны и качества предметов. Затем, постепенно ребёнок не только осознаёт предметы, но и воспринимает их качества и назначения, усваивает отношение предметов друг к другу. Ребёнок задаёт вопрос: «Почему?» - это значит, ум созрел для восприятия взаимосвязи предметов. Восприятие детьми предметов становится осмысленным. Непроизвольное внимание переходит в произвольное внимание, интерес к природному окружению становится более устойчивым. Психологи Выготский Л.С., Мухина В.С. и другие подтвердили, что появлению и развитию произвольного внимания детей предшествует развитие регулируемого восприятия и активного владения речью. Итак, процесс ознакомления детей с природой обеспечит не только усвоение знаний, но и развитие наблюдательности, а также познавательного интереса.
Можно отметить, что наблюдательность нужна каждому человеку, какую бы профессию он не выбрал. Так как, наблюдательность – это способность человека концентрировать внимание на том или ином объекте, замечать и воспринимать существенные, характерные, а также малозаметные свойства явлений и предметов.
Если педагог приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полётом птиц, то у ребёнка обязательно разовьётся чувство прекрасного и художественный вкус. Он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с педагогом и самостоятельно в детском саду, а также в дальнейшей жизни и при любой работе.
Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться на непосредственное наблюдение предметов и явлений природы; систематически включать циклические наблюдения в содержание учебно-воспитательной работы; учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Таким образом, метод наблюдения, по праву является ведущим методом в познании детьми природы. В процессе целенаправленных наблюдений, организованных педагогом за объектами и явлениями природы у детей развивается наблюдательность, а значит, развивается внимание, память, мышление, воображение, речь. Формируются нравственные и эстетические отношения к действительности. Воспитывается деятельная любовь к природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....