Модель организации образовательного процесса по литературному воспитанию детей
методическая разработка на тему
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_po_literaturnomu_vospitaniyu.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации образовательного процесса по литературному воспитанию
Мероприятие | Содержание | Особенности организации | |
1 | НОД | - Чтение (рассказывание) художественных произведений. - Беседа после чтения. - Рассматривание иллюстраций, картинок. - Обсуждение - Моделирование - Разучивание стихотворений, потешек. - Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов. - Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми. - Беседы о книгах (об истории книг). - Обобщающие беседы о видах и жанрах. - Пересказ произведения | Проводится в первую половину дня. Способ организации может быть групповой и фронтальный |
2 | Ежедневное чтение. Рассказывание. | - Русское народное творчество. - Фольклор народов мира. - Произведения русской классической литературы. - Произведения современной русской и зарубежной литературы. | Проводится во вторую половину дня. Способ организации детей - фронтальный |
3 | Литературные развлечения | Могут быть в виде КВН, в виде путешествия по какой-либо сказке, с использованием ИКТ, музыкального сопровождения. | Проводится во вторую половину дня. Участниками могут быть дети нескольких групп, родители, специалисты ДОУ. |
4 | Литературная гостиная | 1 этап - знакомство гостей с жизнью и творчеством автора произведения - поэта или писателя посредством рассказа, беседы и демонстрации мультимедийной презентации, видео роликов; 2 этап - презентация фрагментов художественных произведений с помощью декламации, театрализованных игр и этюдов, демонстрации результатов детского и детско - родительского творчества в форме "живого" диалога с аудиторией; 3 этап - завершение литературной гостиной: формулирование выводов, позволяющих расставить смысловые акценты в жизни творчестве автора и соотнести их с установками детей и родителей. | Проводить данное мероприятие совместно с родителями, а поэтому их необходимо убедить в важности семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге. Для этого нужно провести анкетирование, чтобы узнать интересы, традиции каждой семьи и привлечь родителей к совместной деятельности. |
5 | Театрализованные игры | Пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации. Мини – постановки для взрослых. | Проводится во вторую половину дня. Детям должны быть доступны различные виды театров. |
6 | Создание детьми книг-самоделок | Содержание: стих или сказка, иллюстрации, рисунки, фото | Совместно с воспитателем в группе или дома совместно с родителями |
7 | Неделя детской книги | - Чтение литературных произведений. - Оформление выставок книг - Проведение викторин по содержанию произведений | Проводится в группе в течение всей недели. Родители оказывают помощь воспитателям. |
8 | Празднование именин произведения. | Устраивается выставка с иллюстрациями данного произведения, с фото автора и художника. Дети разучивают стихи или отрывки из произведения, которые будут рассказаны на именинах. Все заканчивается хороводом «Каравай» и поздравлениями. | В группе создаётся специальный календарь, в котором " представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей. |
9 | Посещение занятий в городской детской библиотеке. | - Знакомство с литературными произведениями. - Тематические выставки книг. - Просмотр мультфильмов по произведениям писателей. - Проведение викторин. | Заключение договора с городской библиотекой. Посещение библиотеки 1 раз в неделю (старшая, подготовительная группа). |
10 | Проектный метод | Реализация проекта: - Знакомство с биографией писателя. - Чтение произведений писателя - НОД. - Игра – драматизацию - Дидактические игры - Литературная викторина по произведениям автора. - Постановка спектакля для малышей. - Создание библиотеки произведений автора - Оформление альбома рисунков по произведениям автора. | 1.Анкетирование родителей (выявить, какие книги читают родители детям, что предпочитают дети, обсуждают ли прочитанные произведения). 2.Оформление книжного уголка. 3.Подбор демонстративного материала, наборов игрушек, животных. 4.Изучение литературы. |
11 | Моделирование литературных произведений | - Слушание произведения (сказки, стихотворения). - Составление детьми описания героев произведения. - Вопросы к детям. - На игровизорах нарисованы круги – дети дорисовывают детали, таким образом, чтобы получились персонажи произведения. | Может проводиться на НОД или в совместной деятельности в ходе режимных моментов фронтально. Необходимым условием является развивающая среда: персонажи кукольного театра, игровизоры, фломастеры, салфетки |
12 | Организация предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов |
- Творчество отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.). - Выставки книг писателей-художников. - Азбуки. - Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки. - Тематические выставки. - Народные детские песенки стран мира. - Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам. - Детские журналы. - Произведения, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов. - Выставка – иллюстрация – выставка с рисунками читателей. Они могут быть: по определенной теме, к произведениям одного автора, по конкретной книге. Ее отличие от выставки - витрины в том, что рядом с рисунками размещаются цитаты из книг, к которым сделаны иллюстрации, стихи (если выставка тематическая). - Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, так и отдельно к каждому разделу. - Детские рисунки и поделки, сделанные по мотивам прочитанных произведений. 3. "Книжкина больница". | - Самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, выразительное чтение, инсценировка и др.). - Умелое руководство взрослого. - Помощь родителей в создании и пополнении развивающей среды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации образовательного процесса
Образовательная область социализация для второй младшей группы...
Модель организации образовательного процесса в ДОО (по О. Скоролуповой, Н. Фединой в соответствии с ФГТ)
Для планирования образовательного процесса...
"Модель организации образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО"
Выступление на районном семинаре с докладом (презентация)....
"Самостоятельная деятельность детей как одна из основных моделей организации образовательного процесса в рамках ФГОС ДО"
Разработка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах....
Три модели организации образовательного процесса в ДОУ
Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют...
Модель организации образовательного процесса в ДОУ
Проектирование режима дня дошкольника....
Модель организации образовательного процесса. Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день
Модель организации образовательного процесса.Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день...