Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Ольга Николаевна Анисимова

В статье рассматривается значимость и условия построения адаптивной образовательной среды для успешной интеграции детей с ОВЗ.  Приведён опыт построения такой среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_anisimova.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ

Анисимова О.Н. учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад №15» г. Троицк

Аннотация: рассматривается значимость и условия построения адаптивной образовательной среды для успешной интеграции детей с ОВЗ.  Приведён опыт построения такой среды в ДОУ.

Ключевые слова: адаптивная образовательная среда, дети с ОВЗ, критерии инклюзивного образования.

ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Anisimova O.N

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья: [5 стр.7]

Новые Федеральный государственный стандарт дошкольного образования  учитывает особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуальных образовательных программ, индивидуальных маршрутов.

Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012—2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а так же соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. [8 стр.9]

Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которых необходимо адаптировать в социуме. Проблема социальной адаптации таких детей, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобрело в наши годы  особую важность. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и, в частности в образовательное пространство, создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательной организации это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.[4 стр.1]

Сущность понятия «адаптивная образовательная среда» следует рассматривать в общей сложности понятий, таких как: «среда», «образовательная среда» (А.В. Демидов, Ю.Н. Кулютин, В. И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), «адаптация», которое рассматривается, как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств (О.В. Даниленко, Т. В. Кудрявцев, В. И Лубовский,  Л. В.Кузнецова,  Л.П.Нурмухамедова, Т.Г.  Хамаганова и др.).

В таком виде среда приближается к  образовательной среде и представляет совокупность эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого обучающегося, особенностей микрокультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности обучающегося. [3 стр.9]

Проблема состоит в том, что теоретические подходы в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ  не учитывают  реальных условий и направленности образовательной среды на формирование социальной коммуникации учащихся;

- существующая образовательная  среда  для детей с ОВЗ недостаточно обеспечивает формирование практико-ориентированных навыков взаимодействия с окружающим миром;

- формирование коммуникативных навыков в условиях образовательной среды осуществляется преимущественного  в процессе организованного обучения.

Создание адаптивной образовательной среды является важнейшим фактором для успешной социализации детей с ОВЗ. Данная среда служит необходимой социокультурной почвой становления личности ребенка, раскрытия его сущностных сил и способностей, развития его образовательных компетенций.[6 стр.2]

К основным группам условий для работы с детьми ОВЗ общеобразовательной организации следует отнести:

1. Материально-техническую базу – оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса – включает нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия; инклюзивную культуру в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями; информационно-просветительское обеспечение.

3. Организационно-педагогическое обеспечение – реализацию образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся; обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.

4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса, создание и реализацию вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.

5. Использование различных видов образования.

6. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения.

7. Адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ.

8. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение – организацию коррекционной работы.

9. Кадровое обеспечение – специальную подготовку педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в том числе детьми-инвалидами) в условиях инклюзивной практики. [4 стр.2]

Организация адаптивной образовательной среды в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает, что при определённой поддержке родителей и педагогов ребёнок с проблемами в развитии становится обычным, часто неотличимым от других членов общества. [7 стр.1]

  Наш опыт работы позволяет сделать вывод, что адаптивная образовательная среда – понятие широкое, включающее в себя множество аспектов. На базе нашего дошкольного учреждения ведётся работа по созданию адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ:

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Выполнена контрастная маркировка верхней и нижней ступени лестничного марша (жёлтая);
  • Выполнена контрастная маркировка входных дверей (жёлтая) ;
  • Установлен звонок для вызова помощника на входной калитке со знаком для слабовидящих;
  • Установлены знаки для слабовидящих на входных дверях;
  • Назначены ответственные лица по сопровождению инвалидов;
  • Проведены инструктажи с сотрудниками, предоставляющими услуги по доступности с ОВЗ;
  • Для детей с ОВЗ разработаны адаптированные программы (адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи, адаптированная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
  • В ДОУ работают специалисты: педагог-психолог, 3 логопеда, учитель-дефектолог, инструкторы по физической культуре.
  • Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: интерактивная доска,документ - камера, интерактивные панели. 
  • Сенсорная комната.

Процесс осуществления помощи детям с ОВЗ и их семьям ведётся по таким направлениям:

  • Проведение психолого-педагогической диагностики проблем развития ребёнка;
  • Проведение организации образовательного процесса;
  •   Проведение консультирования;
  •  Проведение осуществления взаимного действия с различными организациями для оказания поддержки и помощи специалистами;

    Конечно, этого недостаточно, мы только в начале пути, который позволит любому человеку имеющему дефект развития, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

    Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  2. Буданова, Л.Б. Построение модели инноваций образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд.пед.наук. / Л.Б. Буданова / М. – 2007. – с. 300.
  3. http://www.referat.rsu.ru/KM212.247.01/13.00.03/20061223_KM212.247.01_13.00.03_Skripnischenko.doc
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
  5.   https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/pravo/principles-and-law
  6.    https://cyberleninka.ru/article/n/model-adaptivnoy-obrazovatelnoy-sredy-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
  7.  https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-pedagogicheskoe-prostranstvo-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya
  8. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.ppt

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как фактор социализации

Предметно-развивающая среда ДОУ как фактор социализации...

Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»....

Проект «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»

Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка....

Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...