Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
В статье рассматривается значимость и условия построения адаптивной образовательной среды для успешной интеграции детей с ОВЗ. Приведён опыт построения такой среды в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_anisimova.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ
Анисимова О.Н. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №15» г. Троицк
Аннотация: рассматривается значимость и условия построения адаптивной образовательной среды для успешной интеграции детей с ОВЗ. Приведён опыт построения такой среды в ДОУ.
Ключевые слова: адаптивная образовательная среда, дети с ОВЗ, критерии инклюзивного образования.
ADAPTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Anisimova O.N
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья: [5 стр.7]
Новые Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуальных образовательных программ, индивидуальных маршрутов.
Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012—2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а так же соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. [8 стр.9]
Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которых необходимо адаптировать в социуме. Проблема социальной адаптации таких детей, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобрело в наши годы особую важность. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и, в частности в образовательное пространство, создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательной организации это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.[4 стр.1]
Сущность понятия «адаптивная образовательная среда» следует рассматривать в общей сложности понятий, таких как: «среда», «образовательная среда» (А.В. Демидов, Ю.Н. Кулютин, В. И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), «адаптация», которое рассматривается, как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств (О.В. Даниленко, Т. В. Кудрявцев, В. И Лубовский, Л. В.Кузнецова, Л.П.Нурмухамедова, Т.Г. Хамаганова и др.).
В таком виде среда приближается к образовательной среде и представляет совокупность эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого обучающегося, особенностей микрокультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности обучающегося. [3 стр.9]
Проблема состоит в том, что теоретические подходы в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ не учитывают реальных условий и направленности образовательной среды на формирование социальной коммуникации учащихся;
- существующая образовательная среда для детей с ОВЗ недостаточно обеспечивает формирование практико-ориентированных навыков взаимодействия с окружающим миром;
- формирование коммуникативных навыков в условиях образовательной среды осуществляется преимущественного в процессе организованного обучения.
Создание адаптивной образовательной среды является важнейшим фактором для успешной социализации детей с ОВЗ. Данная среда служит необходимой социокультурной почвой становления личности ребенка, раскрытия его сущностных сил и способностей, развития его образовательных компетенций.[6 стр.2]
К основным группам условий для работы с детьми ОВЗ общеобразовательной организации следует отнести:
1. Материально-техническую базу – оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
2. Организационное обеспечение образовательного процесса – включает нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия; инклюзивную культуру в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями; информационно-просветительское обеспечение.
3. Организационно-педагогическое обеспечение – реализацию образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся; обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса, создание и реализацию вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
5. Использование различных видов образования.
6. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения.
7. Адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ.
8. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение – организацию коррекционной работы.
9. Кадровое обеспечение – специальную подготовку педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в том числе детьми-инвалидами) в условиях инклюзивной практики. [4 стр.2]
Организация адаптивной образовательной среды в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает, что при определённой поддержке родителей и педагогов ребёнок с проблемами в развитии становится обычным, часто неотличимым от других членов общества. [7 стр.1]
Наш опыт работы позволяет сделать вывод, что адаптивная образовательная среда – понятие широкое, включающее в себя множество аспектов. На базе нашего дошкольного учреждения ведётся работа по созданию адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ:
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Выполнена контрастная маркировка верхней и нижней ступени лестничного марша (жёлтая);
- Выполнена контрастная маркировка входных дверей (жёлтая) ;
- Установлен звонок для вызова помощника на входной калитке со знаком для слабовидящих;
- Установлены знаки для слабовидящих на входных дверях;
- Назначены ответственные лица по сопровождению инвалидов;
- Проведены инструктажи с сотрудниками, предоставляющими услуги по доступности с ОВЗ;
- Для детей с ОВЗ разработаны адаптированные программы (адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи, адаптированная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
- В ДОУ работают специалисты: педагог-психолог, 3 логопеда, учитель-дефектолог, инструкторы по физической культуре.
- Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания доступны для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: интерактивная доска,документ - камера, интерактивные панели.
- Сенсорная комната.
Процесс осуществления помощи детям с ОВЗ и их семьям ведётся по таким направлениям:
- Проведение психолого-педагогической диагностики проблем развития ребёнка;
- Проведение организации образовательного процесса;
- Проведение консультирования;
- Проведение осуществления взаимного действия с различными организациями для оказания поддержки и помощи специалистами;
Конечно, этого недостаточно, мы только в начале пути, который позволит любому человеку имеющему дефект развития, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
Список литературы
- Акатов Л.И. А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Буданова, Л.Б. Построение модели инноваций образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд.пед.наук. / Л.Б. Буданова / М. – 2007. – с. 300.
- http://www.referat.rsu.ru/KM212.247.01/13.00.03/20061223_KM212.247.01_13.00.03_Skripnischenko.doc
- https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
- https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/pravo/principles-and-law
- https://cyberleninka.ru/article/n/model-adaptivnoy-obrazovatelnoy-sredy-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
- https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-pedagogicheskoe-prostranstvo-obucheniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-razvitiya
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.ppt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда как фактор социализации
Предметно-развивающая среда ДОУ как фактор социализации...
Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...
Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста
В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...
Семинар-практикум "Поликультурная предметно-пространственная среда, как фактор социализации дошкольника"
семинар-практикум для педагогов...
Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»....
Проект «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»
Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка....
Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»
Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...