Развивающая программа по художественно-эстетическому развитию детей «Соленая сказка» (возраст 3 – 4 года)
рабочая программа на тему
Данная программа направлена на развитие у детей творческих способностей, зрительного восприятия, образного мышления, развитие речи через развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_programma.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая программа
по художественно-эстетическому развитию детей
«Соленая сказка»
(возраст 3 – 4 года)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования. Решение одной из важных задач педагогической теории и практики по формированию творческой личности должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребёнка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребёнка представляет больший интерес, чем пластилин.
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, которой находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - тестопластика.
Педагоги и психологи Л.С. Выготский, А.Л. Венгер и др. считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребёнка, поддержать его.
Приобщая ребёнка к миру прекрасного, развивается его трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приёмами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приёмов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приёмов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определённую новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Работа с тестом – мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринуждённо. В работе с тестом привлекает не столько доступность, экологичность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Данная программа направлена на развитие у детей творческих способностей, зрительного восприятия, образного мышления, развитие речи через развитие мелкой моторики рук.
Развивающая программа «Соленая сказка» разработана на основе программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Цель: развитие творческой активности детей в процессе лепки из солёного теста.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста.
2. Развивать мелкую моторику рук, стимулирующую развитие речи.
- Содействовать развитию интереса у детей к художественному творчеству.
Развивающая программа предназначена для детей 3-4 лет. Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня в течение всего учебного года (с сентября по май, 34 занятия в год). Основная форма работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия продолжительностью 15 минут. Итоговой формой является выставка работ «Моя соленая сказка».
Структура занятия:
- Игра – приветствие.
- Использование литературного материала (стихи, потешки, народные сказки и песенки).
- Логоритмические упражнения, пальчиковая гимнастика.
- Обсуждение замысла работы.
- Изготовление детьми изделий из соленого теста (после сушки - раскрашивание).
Этапы реализации программы:
I этап – создание условий для развития мотивации и интереса у детей к лепке, как виду художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
II этап – развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Принципы построения программы:
- Принцип систематичности.
Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно–образовательного процесса.
- Принцип сознательности.
Когда ребёнок узнаёт что–либо новое, он всегда задаёт вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребёнок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
- Принцип поэтапности.
От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
- Принцип наглядности.
Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
- Принцип доступности и индивидуальности.
Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучать ребёнка нужно не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Солёное тесто, пищевые красители, стеки, клеёнки для столов, бусинки, соломка, формы для печенья, скалка, картон, семена, трафареты, листья деревьев, печатки, кисти, стаканчики для воды и т.п.
Рецепт солёного теста.
1 стакан муки, 1 стакана соли, 5 ст. ложек клея ПВА , 20 гр. крема для рук, вода.
Соль и муку соединить, перемешать. Добавить клей ПВА, крем – перемешать в крошку. Затем добавить воду и замесить тесто (чтобы было тугое, но не крошилось).
Для цвета в тесто можно добавить гуашь, пищевые красители, свекольный или морковный сок.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на слабом огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
Методы и приёмы обучения:
- Практический метод. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
- Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
- Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
- Словесный метод:
- беседа, рассказ;
- объяснение, пояснение;
- вопросы;
- словесная инструкция.
- Наглядный:
- рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
- показ выполнения работы (частичный, полностью);
- работа по технологическим картам.
- Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:
- математика;
- развитие речи;
- художественная литература.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу года ребёнок должен уметь:
- лепить предметы разной формы;
- применять в лепке по тестопластике знакомые способы и приёмы: расплющивать, оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые изделия налепами;
- составлять несложную композицию;
- создавать объёмные лепные фигуры;
- расписывать вылепленные изделия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Тема | Часы | Методы и приемы |
Сентябрь | |||
1 | «Секреты лепки» -вводное занятие (не окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (рассказ, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание готовых изделий, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками). |
2 | «Смайлики» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение). Наглядные (рассматривание готового изделия, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка). |
Октябрь | |||
3 | «Бабочка - красавица» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение). Наглядные (рассматривание готового изделия, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка). |
4 | «Веселая гусеничка» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение). Наглядные (рассматривание готового изделия, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками). |
5 | «Огурчики да помидорчики» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание картины, рисунков, показ выполнения работы (частичный). Практические (лепка, раскрашивание). |
6 | «Грибы» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание готового изделия, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками, раскрашивание). |
Ноябрь | |||
7 | «Яблочки наливные» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание картины, рисунков, показ выполнения работы (частичный). Практические (лепка, раскрашивание). |
8 | «Баранки» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание картины, рисунков, показ выполнения работы (частичный). Практические (лепка, раскрашивание). |
Декабрь | |||
9 | «Снеговик» (окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание картины, показ выполнения работы (частично). Практические (лепка, работа стеками, раскрашивание). |
10 | «Елочка» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (рассказ, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание рисунков, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками, раскрашивание). |
11 | «Ежики» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание готового изделия, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками). |
Январь | |||
12 | «Колобок» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание фотографий, показ выполнения работы (частичный). Практические (лепка). |
13 | «Неваляшка» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание фотографий, показ выполнения работы (частичный). Практические (лепка, работа стеками). |
14 | «Мышка» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание готового изделия, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками). |
Февраль | |||
15 | «Сувенир - Сердечко» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (рассказ, объяснение. Наглядные (рассматривание фотографии, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа с клеем). |
16 | «Самолет» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание картины, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, раскрашивание). |
Март | |||
17 | «Сувенир – Пуговка на счастье» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (рассказ, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание фотографий, показ выполнения работы (частичный). Практические (лепка). |
18 | «Черепаха Тортилла» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание фотографий, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками, раскрашивание). |
19 | «Рыбка» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание картины, фотографий, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками). |
Апрель | |||
20 | «Сувенир – Капелька» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (рассказ, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание фотографий, показ выполнения работы (частичный). Практические (лепка). |
21 | «Улитка» (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение). Наглядные (рассматривание картины, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками, раскрашивание). |
22 | «Божья коровка» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (беседа, объяснение, словесная инструкция). Наглядные (рассматривание готового изделия, показ выполнения работы (полностью). Практические (лепка, работа стеками, раскрашивание). |
Май | |||
23 | «Цветик-семицветик» (не окрашенное тесто) | 0.30 (2 занятия по 15 мин.) | Словесные (рассказ, объяснение). Наглядные (рассматривание картины, показ выполнения работы (частично). Практические (лепка, раскрашивание). |
24 | «Моя соленая сказка» - итоговое занятие (окрашенное тесто) | 0.15 | Словесные (беседа, объяснение). Наглядные (показ выполнения работы (частично). Практические (лепка, работа стеками). |
08.45 (35 занятий по 15 мин.) |
ЛИТЕРАТУРА
- Зимина Н.В. «Шедевры из солёного теста». – М. «Мир книги», 2009.
- Лыкова И.А., Глушина А.И. «Пир на весь мир из солёного теста». – М. Издательский дом «Карапуз», «Мастерилка» № 5, 2008.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуз-дидактика, 2006.
- Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста». – М. Издательство «Эксмо», 2008.
- Авторская разработка Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
- Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.
- Фирсова А. «Чудеса из соленого теста», - М. Айрис-пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Конспект интегрированного занятия По художественно –эстетическому воспитанию Аппликация «Ежик»на конкурс "Воспитатель года 2021 "
Конспект интегрированного занятияПо художественно –эстетическому воспитаниюАппликация «Ежик»...
Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»
Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...