Знакомство детей с именами признаками, этапы работы.
картотека (старшая, подготовительная группа) по теме
Практический материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с именами признаками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_imenami_priznakami_etapy_raboty.docx | 410.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы знакомства детей с именами признаками
Этапы | Цель | Практическая деятельность |
1 этап Знакомство и создание условий для поиска детьми значений имен признаков | Сформировать у детей способность осуществлять самостоятельно поиск значений имен признаков | Насыщение (в течение 2-3 дней) дети совместно с воспитателем, путешествуя по группе, участку идругим помещениям ДОУ, ведут поиски рукотворных или природных объектов с определенным признаком. По мере ознакомления проверяем в деятельности уровень понимания: «Какой стол по влажности?». Если ребенок тянется рукой к столу, чтобы потрогать его и таким образом определить признак «влажность», значит, ребенок усвоил выявление данного признака, значение имени «влажность». Введение (вводим условное обозначение имени признака - значок) Посредством вовлечения детей в проблемную игровую ситуацию идет работа над тем, чтобы дети понимали значение признака - «влажность». Например: Ребята, спрашивать вас будет вот этот «значок» (капелька). «Стол, стол, какой ты по влажности?». Таким образом, у детей формируется понятие о том, что все объекты материального мира при воздействии на них могут быть сухими – влажными. Все в мире имеет признак влажности. Ведется работа по ознакомлению с объектами материального мира. |
2 этап Освоение детьми способов формулировки вопросов | Способствовать формированию умения задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. Стимулировать поисковую активность и при этом формировать способы получения информации. | Обобщение (находим значение со значком) Ребенок задает вопрос от имени значка, исследует объекты. Ведется работа по формированию у детей умения задавать вопросы по шести типам. Это является основой для подготовки детей к введению самостоятельных исследований, решению проблемных ситуаций. Разные типы вопросов позволяют ребенку не только обогатить речь, но и направить свою поисково – исследовательскую деятельность на поиски ответов. |
3 этап Освоение детьми способов установления причинно-следственных связей | Формирование мыслительных операций причинно – следственного характера | Установление причинно-следственных связей Формирование у детей мыслительных операций причинно – следственного характера происходит при наблюдениях, в режимных моментах и в свободной деятельности детей. Необходимо обращать внимание детей на то, что у каждой причины есть следствие. Например: Если подставить руки под воду то они станут мокрые. |
Знакомство детей с именами признаками
Имя признака | Схематическое изображение признака | Активизация словаря | Вопросы |
Влажность | Мокрый, сухой, водяной, высушенный, мокро, сухо, влажно. | «Что нужно сделать, чтобы узнать о влажности?» (Потрогать руками) «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по влажности?» | |
Температура | Прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный, холодно, тепло, горячо, теплеет, разогревается | «Что нужно сделать, чтобы узнать о температуре объекта?». «О каком признаке у объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по температуре?» | |
Рельеф | Пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый, остро, тупо, твердо, пупырчато, заострился, распушился. | Что нужно сделать, чтобы узнать о рельефе объекта?» О каком признаке у объекта спрашивает значок. «Объект, какой ты по рельефу?» | |
Звук | Тихий, громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий, приятный, резкий, музыкальный, громко, тихо, резко, гремит, звенит, режет (слух) | «Что нужно сделать, чтобы узнать о звуке объекта?». («Объектом надо поиграть и послушать звук). «О каком признаке у объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты звук издаешь?», «Объект, как ты можешь звучать?» | |
Запах |
| Непонятный, слабый, резкий, травяной, ароматно, резко, приятно пахнет, ароматизирует | «Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе объекта?». («Объект надо понюхать). «О каком признаке у объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по запаху?», «Объект, чем ты пахнешь?» |
Цвет | Одноцветный, разноцветный, бесцветный, Наречия: бесцветно, прозрачно, насыщено | «Что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?» (посмотреть на объект) «О каком признаке у объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по цвету?», «Объект, какого ты цвета? | |
Вкус | Вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый; наречия: сладко, вкусно, кисло. Глаголы: кислит, горчит | «Что нужно сделать, чтобы узнать вкус пищи?». (Пищу надо попробовать на вкус). «О каком признаке у объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по вкусу?» | |
Вес | Прилагательные тяжелый, легкий, одинаковый по весу, многотонный и др. Наречие: тяжелее, легче, тяжело, легко | «Что нужно сделать, чтобы узнать про вес объекта?» (Действовать руками) «О каком признаке объекта спрашивает значок?». «Объект, какой ты по весу?». | |
Действие | В речь ребенка включаются глаголы, так как все они обозначают действие. | «Что нужно сделать, чтобы узнать про действие объекта?» «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какое ты действие совершаешь?», «Объект, что ты делаешь?» | |
Направление | Включаются наречия, обозначающие направление: право, лево, вперед, назад, вверху, внизу, обратно и др. Прилагательные: правая сторона, верхняя часть | «Что нужно сделать, чтобы узнать в каком направлении от тебя находится объект?». (Посмотреть на объект). «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, в каком направлении ты находишься?», «В каком направлении находится объект?» | |
Материал | Включаются существительные: вещество, пластмасса, стекло и другие названия материалов. Прилагательные: жидкое, газообразное, твердое, рукотворное, природное, живое, неживое и др. | «Что нужно сделать, чтобы узнать материю объекта?», «Из какого вещества сделан данный объект». (Посмотреть, потрогать руками) «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какой у тебя материал?», «Объект, из какого вещества ты сделан?» | |
Время | Включаются существительные, обозначающие части суток, времена года: утро, вечер, весна, осень и др. Прилагательные: поздняя осень, раннее утро, старая, молодая, дряхлая, моложавая и др. Глаголы: стареет, молодеет, взрослеет. | «Что нужно сделать, чтобы узнать следы времени у объекта?». «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какие следы времени у тебя есть?» - | |
Место нахождения | Включаются существительные, обозначающие местоположение объекта: лужайка, лес, город, стол и т.д. Предлоги: на, под, в, около, за и т.д. | «Что нужно сделать, чтобы узнать в каком месте находится объект?» «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объек т, какое у тебя место?», «Объект, в каком месте ты находишься?» | |
Часть | Включаются существительные, обозначающие части объекта: нога, хвост, ствол, ветка, лужайка, лес, город, стол и т.д. д. Наречие и предлоги, как обозначение местонахождения частей в объектах. | «Что нужно сделать, чтобы узнать про части объекта и их расположение?» «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какие у тебя есть части?», «Объект, как расположены твои части?» | |
Размер |
| Включаются наречия: далеко, близко, толще, тоньше, глубоко, мелко и др. Прилагательные: большой, маленький, гигантский, мизерный. | «Что нужно сделать, чтобы узнать размер объекта?». «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по размеру?» |
Количество |
| Включаются прилагательные: пустое, полное и т. д. Наречие: много, мало и т. д. Все виды числительных | Что нужно сделать, чтобы узнать количество объекта?», «Какое количество объектов?». «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, сколько тебя по количеству?», «Какое количество объектов?» |
Форма |
| Включаются существительные: названия эталонов форм. Прилагательные: вытянутая, округлая, фигурная, бесформенная и др. | «О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какая у тебя форма?», «Объект, какой ты по форме?» |
Алгоритм освоения и запоминания признаков, в виде стихотворения:
Чтоб о чём-то рассказать, далеко ходить не надо,
Постараюсь описать то, что близко, то, что рядом.
Кто мне ближе всех, друзья? Ну, конечно, это я!
Хоть кругом другие дети, я ОДИН такой на свете.
Я пока что маловат, как и множество ребят.
Годы всё это исправят, СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ оставят.
Что изменят? Например, стану я большим - РАЗМЕР.
Папа на руки возьмёт - полечу, как самолёт.
Нет здесь никаких чудес, я для папы лёгкий - ВЕС.
Если я вдруг заболею, градусник под мышкой грею.
Неприятна процедура - поднялась ТЕМПЕРАТУРА.
Долго я не понимал, какой во мне МАТЕРИАЛ.
Теперь понял, вот какой, я из ткани из живой.
И скажу без лишней лести, не могу сидеть на МЕСТЕ!
Дома, в парке и в саду НАПРАВЛЕНИЕ найду.
Люблю бегать и скакать, одним словом ДЕЙСТВОВАТЬ.
Я ж не плоский, я другой. Так, по ФОРМЕ, я какой?
И скажу вам, не тая, объёмный ведь по форме я.
Часто я вокруг смотрю: поле, луг и солнца свет.
Вам я точно говорю, что глазами вижу ЦВЕТ.
Носом ЗАПАХ я ловлю, запах леса я люблю.
Языком лизнул арбуз, сразу понял - сладкий ВКУС.
Вот мой рот, такая важность, там язык живёт и ВЛАЖНОСТЬ.
Головой верчу вокруг, ну а уши ловят ЗВУК.
По лицу веду рукой. По РЕЛЬЕФУ, я какой?
Вот я целый, вот я весь. Руки, ноги тоже есть.
Проявлю я к ним участье, назову всё это – ЧАСТИ
Освоение детьми способов формулировки вопросов
Типы вопросов и последовательность знакомства с вопросами | Вопрос | Вариант объекта и признака | Варианты выкладывания карточек: вопрос, объект, признак и чтение получившихся предложений. (выбор наиболее удачных вопросов) |
1.Восполняющего типа | Какой? | Объект: мороженное. Признак: температура | Какое мороженое по температуре? - Мороженное, по температуре ты какое? - По температуре какое мороженное? |
2. Описательного типа | Что? | Объект: собака. Признак: действие. | - Что делает собака? - Собака, что ты делаешь? - Делает что собака? - Делает собака что? |
3. Каузального («Почемучкиного) типа | Почему? | Объект: корова. Признак: вес. | - Почему у коровы такой вес? - Корова, почему у тебя такой вес? - Корова, такой вес у тебя почему? |
4. Оценочного типа | Что хорошего? | Объект: щетка. Признак: рельеф. | - Что хорошего, что щетка с таким рельефом? - Щетка что хорошего (плохого), что у тебя такой рельеф? - Щетка у тебя рельеф хороший (плохой)? |
5. Воображаемого типа | Что было бы если? | Объект: кошка. Признак: цвет. | - Что было бы, если у кошки был другой цвет? - Кошка, что было бы, если бы ты меняла цвет? - Кошка, что может случиться с твоим цветом? |
6. Уточняющего типа | Верно ли? | Объект: дом. Признак: часть. | - Верно ли, что у дома много частей? - Дом, должны ли быть у тебя у тебя такие части? - Дом, правда ли, что у тебя такие части? |
Игры на формирование у детей понятия
«ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА - ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА»
«Домик»
Цель игры: Учить детей через признак цвет находить свой домик, умение считывать схему имени признака «Цвет».
Дополнительный материал: Игрушка петушок, пособие признаков гусеница, схема признака «Цвет».
Ход игры:
В: Ребята, к нам пришел Петушок со своей красивой сумочкой. Давайте посмотрим, что там лежит! Ой! Посмотрите здесь лежат разноцветные кружочки. Поиграем с ними?
Воспитатель раскладывает на ковре обручи, и по одному кружочку разного цвета в каждый обруч.
В: В сумочке лежит символ «Цвет». И чтобы поиграть в игру надо взять карточку - признак «Цвет» у нашей гусеницы.
Саша, принеси, пожалуйста, признак «Цвет».
Какой признак ты взял у гусеницы?
Саша: Признак «Цвет».
Педагог раздает детям по одному цветному кружочку.
В: «Раз, два, три, домик свой найди!»
Дети занимают обручи, сравнивая цвет своего кружочка с цветом кружочка в обруче.
Затем воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета у него домик.
В: Молодцы, все дети нашли свой домик. А какой признак помог нам поиграть?
Дети считывают со схемы имя признака и отвечают: признак «Цвет».
«Мишка бурый»
Цель: Учить детей выделять имя признака «Температура» и его значение. Закреплять умение находить графическое изображение имени признака.
Материал: 2 бутылочки, тазик, ведерко, корзина.
Ход игры:
В: Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Но он пришел не один, а с именем признака «Температура». Мишка хочет с вами поиграть. Посмотрите. Что он принес с собой?
Дети: Корзиночку.
В: Давайте посмотрим, что у него в корзиночке.
Дети: Бутылочки.
В: Какие бутылочки по цвету?
Дети: Красная и синяя.
В: - А теперь давайте вместе с Мишкой потрогаем их. Скажите, какая по температуре вода в синей бутылочке?
Дети: Холодная.
В: Давайте проверим. Протяните ладошки, я полью водичку из синей бутылки вам на руки. Катя, спроси, какая по температуре вода в синей бутылочке?
Катя: Водичка, водичка, какая ты по температуре? Холодная.
В: Мишка спрашивает, какая по температуре вода в красной бутылочке?
Давайте проверим. Тяните ладошки, и я полью водичку из красной бутылочки вам на ручки.
Илья, спроси у воды, какая она по температуре в красной бутылочке.
Илья: Водичка, водичка, какая ты по температуре? Теплая.
Игра «Домино»
Дидактическая игра «Домино» - представляет собой карточки прямоугольной формы, разделенные на две равные части.
1 этап игры – на соотношение значков имен признаков.
На каждой половинке схематическое изображение имени признака.
Цель игры: способствовать запоминанию и узнаванию схематического изображения имен признаков, развивать сообразительность, быстроту реакции.
Правила игры: играют 4 – 6 игроков, как обычное «Домино».
2 этап игры – соотношение «Имя признака – объект». На одной половинке карточки изображен объект, на другой – схематическое изображение имени признака.
Цель игры: упражнять детей в нахождении значения разных имен признаков у объектов, уметь доказывать свой ответ.
Рекомендуемые объекты: машина, телефон, кастрюля, телевизор, чашка, окно, стиральная машина, холодильник, чайник.
Имена признаков: рельеф, влажность, материал, форма, цвет, размер, температура, действие.
Правила игры: 4 игрока набирают по 6 карточек, оставшиеся карточки на кону. Дети по очереди выкладывают карточки, соединяя значок имени признака с объектом и объясняя свой выбор: «я соединяю машину с влажностью. Машина сухая, но становится влажная, когда идет дождь или когда ее моют». Если ребенок затрудняется, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, у кого первого закончатся все карточки.
Дидактическая игра «Кости»
Дидактическая игра «Кости» - представляет собой кубики, на стороны которых наклеены схематические изображения имен признаков.
Цель игры: способствовать запоминанию и узнаванию схематического изображения имен признаков, развивать сообразительность, быстроту реакции.
Правила игры: воспитателем выбирается исследуемый объект. Затем 3 детей одновременно бросают кубики и по очереди описывают объект согласно выпавшим признакам.
Дидактическая игра «Парочки»
Цель игры: учить детей выделять и называть в объектах одинаковые по значению имена признаков.
Для игры подбираются предметные картинки. Дети берут по две картинки, ищут в них одинаковое по значению имя признака и называют его. Если ребенок затрудняется, берет еще одну карточку до тех пор, пока не выделит и не назовет одинаковое по значению имя признака среди любых взятых картинок.
Например: пара картинок «Платье – цыпленок». Платье по цвету желтое и цыпленок по цвету желтый.
«Магазин»
Цель: Формировать умение описывать объекты по признакам.
Ход игры: Ребенок выбирает в магазине любой объект и признак, по которому он будет описывать этот объект.
Например: ребенок выбирает признак «Части», покупает пирамидку и описывает все части пирамидки (колечки, стержень, колпачок и т.д.).
«Рыбалка»
Цель: Учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, части, материал, действие) и описывать по ним объект, подбирать разные значения одному признаку.
Дополнительный материал: Рыбки с символами признаков.
Игровое действие:
Пойдем мы на рыбалку,
чтоб рыбку нам поймать
И все, о наших признаках
Всем детям рассказать
Ребенок вылавливает рыбку с обозначением признака, он должен назвать как можно больше значений этого признака. Остальные дети помогают.
Например: Ребенок выловил рыбку с обозначением «температура» (холодная, горячая, прохладная, ледяная)
Следующий ребенок вылавливает рыбку, например, с обозначением признака «материал». Стеклянная, резиновая, пластмассовая, металлическая, бумажная, тряпочная, меховая, глиняная.
Вкус – кислый, сладкий, горький, сочный, приятный.
Запах – душистый, ароматный, неприятный
«Чудесный мешочек»
Цель: Упражнять детей в умении описывать объект, используя признаки: цвет, форма, части, рельеф, действие.
Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака, наглядно-образное мышление, речь.
Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушать сверстника.
Оборудование: Демонстрационное пособие «Многоцветик», карточки-признаки «Божьи коровки», чудесный мешочек с объектами (мандарин, грецкий орех, яблоко, сухарик), поднос.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». Ребенок достает из мешочка объект, называет его и переворачивает признак - карточку на пособии «Многоцветик», по которому он будет описывать объект.
Например: Ребенок достает объект. Это мандарин. Карточка - имя признака «Цвет». Ребенок спрашивает у мандарина и сам же отвечает на вопрос: «Мандарин, мандарин, какой ты по цвету? Я оранжевый». Следующий ребенок выходит к пособию, переворачивает следующую карточку - признак и описывает мандарин по этому признаку. Игра продолжается, пока все признаки на пособии не будут описаны.
Для продолжения игры необходимо возвратить все карточки – признаки на пособие «Многоцветик» и достать новый объект из «Чудесного мешочка».
«Лото»
Цель игры: Учить распознавать в объектах имена признаков и называть их.
Дополнительный материал: 17 карт, разделенных на 4 части, и карточки.
Игровое действие: Ведущий раздает детям большие карты, на которых изображен один признак. Сам предлагает по одной карточке с объектом с вопросом: «Кому подходит этот объект?».
Дети должны доказать, по какому признаку подходит им этот объект. Если ребенок смог это сделать, он берет карточку с объектом себе. Выигрывает тот, кто первым заполнит карточками с объектами свою большую карту.
" Волшебные загадки "
Цель:
1) Учить детей отгадывать загадки, делать фантастические преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.
2) Развивать воображение.
3) Умение работать в коллективе.
Организационный момент.
Перед детьми пособие с именами признаков (Клоун Афанасий) – Ребята, я хочу вам сказать по секрету, что имена признаков прячутся не только в объектах, которые мы видим, но и в загадках. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно их выслушайте, попробуйте отгадать загадку и назвать какой признак в ней спрятался.
Ход игры.
Круглое - но не яблоко, Круглое - форма
Желтое - но не лимон, Желтое - цвет
Светит - но не лампочка, Светит - действие
Имеет лучики. Лучики - части
(Солнце)
Большой, как шар, Большой – размер
Зеленый, как трава, Зеленый – цвет
Полосатый, как зебра Полосатый - цвет
(Арбуз)
Цветное коромысло, Цветное - цвет
Над лесом повисло, Повисло - действие
(Радуга)
Маленький шарик Маленький - форма
Под полом шарит. Шарит - действие
(Мышь)
Четыре ноги, Четыре
Пятая грива, Пятая
Шестой хвост, Шестой - количество
Погоняй, не бойся. Погоняй – действие
(Лошадь, конь)
После того как дети правильно отгадали загадку, воспитатель показывает картинку отгаданного объекта. Дети, опираясь на пособие с именами признаков (клоун Афанасий), называют признаки объектов, спрятанные в загадке.
«Парочки»
Цель: учить детей задавать вопросы от имени признака и отвечать на них.
Дополнительный материал: карточки с именами признаков (17 штук), карточки с изображением объектов.
Ход игры: Карточки раскладываются в две стопки.
1 вариант: Ребенок берет по 1 карточке с каждой стопки (объект и имя признака); задает объекту вопрос от имени признака и сам отвечает на него. Если ребенок выполнил задание, он забирает карточку с объектом себе. Карточку с именем признака возвращает на место вниз стопки.
Выигрывает тот, у кого к концу игры больше всех карточек. Игра заканчивается, как только закончатся карточки с изображением объектов.
2 вариант: Дети играют парами. Один ребенок берет имя признака, другой объект. Один задает вопрос, а второй отвечает. Если все сделали правильно, берут себе карточки. В конце игры подсчитывают количество карточек. У кого больше, тот и выиграл. В ходе игры берут разные карточки по очереди. Один раз с именем признака, второй раз – с изображением объекта. И так до конца игры.
«Узнаем мяч по описанию»
Ход игры:
Ребята, у нас в группе спрятался один объект, который хочет с вами поиграть. Мы его узнаем по признакам. Но сначала мы должны определить эти признаки. Для этого мы сыграем в игру.
У детей в руках по одному объекту: резиновые перчатки, пластмассовый кубик, деревянный кубик, кораблик из бумаги, кусочек ткани.
В: По какому признаку они отличаются?
Д: По признаку «Материал». Признак «Материал» выкладываем на стенде.
В: Ребята, продолжите дальше.
«Назови объект такой же, как…»
Цель: упражнять в подборе объектов по сходным значениям имени признака «Форма».
В: Ребята, назовите объект, по форме как треугольник; по форме как круг, по форме как прямоугольник, по форме как квадрат.
По какому признаку похожи все эти объекты.
Дети: По признаку «Форма».
Воспитатель предлагает выбрать из нескольких признаков один – признак «Форма».
Признак «Форма» выкладываем на стенде.
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадаете ее и найдете этот объект в группе.
Воспитатель выкладывает на доске три признака: форма, материал, части.
Воспитатель: Этот объект по форме – круглый, изготовлен из резины, состоит из оболочки и внутренней части – воздуха. Что это?
Дети: Это мяч.
Воспитатель убирает салфетку, а там резиновый, пластмассовый мячи. Дети доказывают, что это резиновый мяч.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с ним поиграем.
«Домино»
Цель: Учить детей определять объекты живой и неживой природы, узнавать и называть символы признаков.
Дополнительный материал: карточка с изображением трех принцесс: живая природа, неживая природа, рукотворный мир. 17 карт, разделенных на 2 части – это признаки, объекты живой природы, признаки, объекты неживой природы, признаки, объекты рукотворного мира, карты - «ловушки» 6 штук.
Игровое действие: На столе лежит карточка с изображением трех принцесс. Детям раздается по несколько карт (3-4 шт). Ребенок называет изображенный на карте объект, определяет, к какой принцессе подойдет его карта, объясняет почему. Задает вопрос к объекту от имени данного признака. Если на карте изображена «ловушка» (когда на двух частях карты изображен один и тот же признак), ребенок называет признак и пропускает ход. Кто быстрее раздаст карты принцессам, тот и выиграет.
«На полянку мы пойдем, что увидим, на части разберем»
Цель: Учить детей делить объекты на части и считывать схемы признака.
Игровое действие:
Дети идут по кругу со словами: «Очень весело играем, все на части разбираем». Ведущий называет имя ребѐнка. Например: «Саша!»
Саша выходит в круг и говорит: «По полянке я шел, что-то нашел...» И называет части объекта. Дети по частям угадывают целый объект.
«Бюро находок»
Цель игры: Развивать способность находить предметы по символам.
Дополнительный материал: Картинки или игрушки.
Мотив: Назвать признак потерянного предмета.
Игровое действие:
Все Маши – растеряши
Спешите в бюро наше
Вы приметы назовите
И предметы получите
Ребенку предлагается роль работника «Бюро находок», который должен угадать, какой предмет потерялся. Другой ребенок берет карточку с символами и описывает потерявшийся предмет.
Например: по цвету – красный, по форме – круглый, вес – легкий, по материалу – резиновый. (Мяч)
Работник «Бюро находок» называет потерявшийся предмет.
«Ярмарка»
Цель: закрепить знания овощей, фруктов, ягод, цветов. Развивать мышление, внимание, быстроту реакции.
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети вместе произносят слова, под которые ребенок – «покупатель» поворачивается вокруг себя, вытянув вперед руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись.
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!
На последнем слове ребенок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
- Что угодно для души, все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
- Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок).
Теперь ребенок, «принявший заказ», должен предложить фрукт (ягоду, овощ, цветок), цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
- На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает желтый кубик.
Игра продолжается со сменой ведущего.
«Кто первый?»
Цель: учить детей называть антонимическую пару свойств объектов по определенному признаку. Развивать внимание.
Материал: карточки для каждой команды, для заполнения их картинками. Карточки с именами признаков.
Ход игры:
Дети делятся на две команды по считалке. Ведущий выбирает карточку с именем признака, по которому они будут работать. Картинки лежат перед детьми. Команды по очереди выбирают нужную картинку с противоположностями по определенному признаку, называют их. Если ответ верный, то картинку кладут на свою карточку. Таким образом, каждая команда должна заполнить свою карточку, кто быстрее. Если ответ не верный, то ход переходит другой команде.
Игры с дидактическим пособием «Тучка»
«Тучка»
Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам, качеству, местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам и по роду деятельности и т.д.
Обучение выявлению имени признака, развитие умения задавать вопрос от имени признака, сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, описательные рассказы, лимерики, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам.
Игровое действие: дети стоят по кругу, ведущий в середине круга и говорит:
«Тучка в небе загрустила.
И ребяток попросила:
«Поиграйте вы со мной,
очень скучно мне одной»
Дети: «Тучка, тучка, не зевай, а с кем хочешь, поиграй, расскажи нам, с каким объектом ты хочешь поиграть, какой он?»
Например: тучка (примерное описание объектов при помощи капелек — имён-признаков)
Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.
Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.
Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.
Мой объект смелый, спасает людей, носит форму, управляет сложной техникой и т.д.
С тем из детей, кто первый дает название объекта, тучка кружится.
«Капелька за капелькой»
Ведущий называет объект, первый ребёнок снимает капельку с признаком и называет – его свойство, второй – объект с названным свойством, третий снимает следующий признак – другое свойство нового объекта и т.д. до тех пор, пока не кончатся капельки. Игру пожеланию можно продолжить в другом направлении.
Например:
1. Тарелка.
2. Тарелка круглая.
3. Круглым бывает колесо.
4. Колесо резиновое.
5. Резиновым бывает мяч и т.д.
Игра «Противоположности»
Цель: научить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
Материал: капельки-признаки.
Ход игры: Дети ходят по помещению и произносят слова:
Мы ходили, мы гуляли.
Себе парочку искали.
Будешь – лето, я – зима,
Мы с тобой дружны всегда.
По окончании слов дети по желанию становятся в пары. Ведущий показывает капельку-признак. Дети в парах договариваются и называют противоположное значение данного признака. Например, капелька – цвет: цветной - бесцветный, чёрный – белый и т.п. В конце игры подводиться итог: чья пара дала больше ответов. Для подсчета можно использовать фишки.
«Про что спрашивает тучка?»
Цель: учить детей определять значения имен признаков объектов, сравнивать их между собой. Сначала воспитатель задает вопрос от имени тучки, затем дети учатся сами задавать вопросы и отвечать на них (работа детей в парах: вопрос – ответ).
«Скажи наоборот»
Цель: упражнять в подборе слов – антонимов. Например, объект по цвету бывает яркий и бледный, темный и светлый; по температуре – горячий и холодный; по весу – тяжелый и легкий, по влажности – сухой и мокрый, по рельефу – гладкий и шероховатый и т.п.
«Назови объект такой же, как…»
(по цвету как помидор, по весу как слон, по форме как треугольник и т.п.).
Цель: упражнять в подборе объектов по сходным значениям имен признаков
«Определи имя признака»
Цель: учить детей выделять из текста (стихотворения, сказки, любого предложения) имя признака и находить его схематическое изображение. Например, «На лесной опушке (место) в маленькой (размер) избушке (место) жила-была (действие) коза с козлятами (количество)».
«Расскажи тучке об объекте»
Цель: учить составлять описательные рассказы об объектах с помощью значков имен признаков. Ребенку предлагается составить описательный рассказ по какому-либо объекту по тем именам признаков, которые «открыла» тучка.
«Исправь ошибку»
Вата легкая, а гиря черная. (Перепутаны имена признаков «цвет» и «вес»). Надо сказать: «Вата легкая, а гиря тяжелая (вес)». Или «Вата белая, а гиря черная (цвет)».
«Холодильник белый, а ковер пушистый» (цвет и рельеф).
«У гуся шея длинная, а цыпленок пищит» (Размер части и звук) и т.д.
- «Что лишнее, и по какому признаку»
-Снег, мак, халат врача, вата (По цвету все белое, кроме мака).
-Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег (по температуре все холодное, а суп горячий).
-Вата, гиря, перышко, снежинка (по весу все легкое, а гиря тяжелая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по ознакомлению детей с именами признаков
Мир состоит из огромного разнообразия объектов. Человек познает любой объект через набор признаков.Признак – это характеристика объекта, та сторона объекта, по которой его можно узнать, определи...
Статья на тему: «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР. Подготовительный этап работы»
В данной статье приводятся примеры дидактических игр и упражнений (на вербальном и невербальном материале)по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с ТНР на подготовительном этапе работы...
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 1 этап работы
Опыт работы по этнохудожетсвенному развитию дошкольников. 1 этап работы....
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 2 этап работы
Опыт работы по этнохудожественному развитию детей дошкольного возраста. 2 этап работы....
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 3 этап работы
Опыт работы по этнохудожестенному развитию детей дошкольного возраста. 3 этап работы....
Этнохудожественное развитие детей дошкольного возраста. 4 этап работы
Опыт работы по этнохудожетсвенному развитию детей дошкольного возраста. 4 этап работы....
Консультация для родителей «Знакомим детей с именами признаков»
Консультация для родителей«Знакомим детей с именами признаков»Свойства объекта – это ...