Методическая разработка на тему "Способы и средства формирования познавательной активности детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска
Способы и средства формирования познавательной активности
детей дошкольного возраста
Воспитатель МБДОУ детского сада №7 «Берёзка»
Перминова Татьяна Александровна
г.Туринск, 2016г.
Аннотация
В методической разработке представлены изготовленные дидактические, развивающие игры и серия наглядно-дидактических пособий, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста и компонентов необходимых для овладения учебной деятельностью:
- интеллектуального (развитие умственных способностей детей);
- мотивационного (желание узнавать новое);
- практического (применять полученные знания и умения в жизни).
Введение
Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция др. Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.
Так и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС ДО включают поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через различные образовательные области, одной из которых является познавательное развитие.
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей (сенсорных, нтеллектуально-познавательных и нтеллектуально-творческих) посредством игровой и исследовательской деятельности.
Задачи: активизировать познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.), развивать любознательность, обобщить и закрепить имеющийся чувственный опыт, знания, умения.
Игра как средство формирования познавательной активности
детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности дошкольника – игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Дидактические игры направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, умений и способностей, таких как:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Игры на формирование первичных представлений
об объектах окружающего мира
Серия игр «Рассмотри и расскажи» (Приложение 1)
Задачи: Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Игры-пособия выполнены на основе мнемотаблиц для старшего дошкольного возраста, адаптированы для детей средней группы: представлен диапазон свойств и признаков предметов, из которых нужно выбрать нужный.
Дидактическая игра «Игрушки»
Поставленные задачи соответствуют задачам программы для среднего возраста, а именно: продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т.п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Первоначально при помощи пособия можно описать реальные объекты (игрушки, посуду), а к концу года (в зависимости от накопленного чувственного опыта и индивидуальных способностей), дети могут описать их по картинке.
Аналогично выполнены пособия «Фрукты, ягоды» и «Овощи».
Сенсорные игры (Приложение 2)
Сенсорные игры направлены на совершенствование тактильных, слуховых, вкусовых ощущений детей развитие наблюдательности и внимания «Определи на ощупь (по запаху, по звучанию)».
Задачи. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Игры «Тактильные коробочки», «Найди пару» изготовлены для обогащения сенсорного опыта
Цель: Знакомство с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания, характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.
Дидактическая игра «Угадай запах»
Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Математические игры (Приложение 3)
С четырёх лет дети активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин.
Игры на закрепление счета и усвоение чисел «ПИЦЦА», «ГОТОВИМ САЛАТ», «СОКИ И КОМПОТ», «ВАРИМ БОРЩ» можно использовать не только на занятиях, но и в сюжетно-ролевой игре. Играя в них, ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Заключение
Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Игра является незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования программы «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г.
4. .Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258с.
5. .Мухина В.С. Детская психология. - М., 2008.
6. .Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2009.
7. .Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
(Приложение 1)
Серия игр «Рассмотри и расскажи»
(Приложение 2)
Сенсорные игры
«Звуковые коробочки» «Тактильные коробочки» «Найди пару»
(Приложение 3)
Математические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_perminova_-_kopiya.docx | 251.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Берёзка»» г.Туринска
Способы и средства формирования познавательной активности
детей дошкольного возраста
Воспитатель МБДОУ детского сада №7 «Берёзка»
Перминова Татьяна Александровна
г.Туринск, 2016г.
Аннотация
В методической разработке представлены изготовленные дидактические, развивающие игры и серия наглядно-дидактических пособий, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста и компонентов необходимых для овладения учебной деятельностью:
- интеллектуального (развитие умственных способностей детей);
- мотивационного (желание узнавать новое);
- практического (применять полученные знания и умения в жизни).
Введение
Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в любой ее форме. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция др. Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.
Так и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС ДО включают поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через различные образовательные области, одной из которых является познавательное развитие.
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей (сенсорных, нтеллектуально-познавательных и нтеллектуально-творческих) посредством игровой и исследовательской деятельности.
Задачи: активизировать познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.), развивать любознательность, обобщить и закрепить имеющийся чувственный опыт, знания, умения.
Игра как средство формирования познавательной активности
детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности дошкольника – игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Дидактические игры направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, умений и способностей, таких как:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Игры на формирование первичных представлений
об объектах окружающего мира
Серия игр «Рассмотри и расскажи» (Приложение 1)
Задачи: Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Игры-пособия выполнены на основе мнемотаблиц для старшего дошкольного возраста, адаптированы для детей средней группы: представлен диапазон свойств и признаков предметов, из которых нужно выбрать нужный.
Дидактическая игра «Игрушки»
Поставленные задачи соответствуют задачам программы для среднего возраста, а именно: продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т.п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Первоначально при помощи пособия можно описать реальные объекты (игрушки, посуду), а к концу года (в зависимости от накопленного чувственного опыта и индивидуальных способностей), дети могут описать их по картинке.
Аналогично выполнены пособия «Фрукты, ягоды» и «Овощи».
Сенсорные игры (Приложение 2)
Сенсорные игры направлены на совершенствование тактильных, слуховых, вкусовых ощущений детей развитие наблюдательности и внимания «Определи на ощупь (по запаху, по звучанию)».
Задачи. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Игры «Тактильные коробочки», «Найди пару» изготовлены для обогащения сенсорного опыта
Цель: Знакомство с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания, характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.
Дидактическая игра «Угадай запах»
Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Математические игры (Приложение 3)
С четырёх лет дети активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин.
Игры на закрепление счета и усвоение чисел «ПИЦЦА», «ГОТОВИМ САЛАТ», «СОКИ И КОМПОТ», «ВАРИМ БОРЩ» можно использовать не только на занятиях, но и в сюжетно-ролевой игре. Играя в них, ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Заключение
Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Игра является незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования программы «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г.
- .Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258с.
- .Мухина В.С. Детская психология. - М., 2008.
- .Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2009.
- .Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"
¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...
Собственная методическая разработка "Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста"
¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия¨Проблемные ситуа...
Методическая разработка «Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста».
Методическая разработка «Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста»....
Методическая разработка «Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста».
Методическая разработка«Дидактические игры как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста».Воспитатель: Мингалеева Е.Н Введение. Игра – один из тех ...
Методическая разработка. «Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять р...
Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...
Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...