Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Серегина Светлана Петровна

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_pesochnaya_terapiya_na_pechat_31_list.docx892.11 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Теремок» с. Красная Башкирия

Методическая разработка

"Песочная терапия

как средство адаптации детей

младшего дошкольного возраста

к детскому саду"

detsad-308722-1440170261.jpg

Выполнил: воспитатель ДОУ

Серёгина Светлана Петровна

        Самая лучшая игрушка для ребенка –

это кучка песка.

К.Д.Ушинский

        Ребенок – самое совершенное и самое беззащитное существо из всех других существ, обитающих на нашей планете. Ни один детеныш, ни одного даже высшего млекопитающего не нуждается в таком внимании и заботе со стороны взрослых, как ребенок.

        В среднем человеку требуется около двух десятилетий, прежде чем он подготовится физически, духовно и материально к самостоятельной жизни, т.е. сумеет независимо от родителей обеспечить себя всем необходимым и создать собственную семью. Эти два десятилетия необходимы человеку еще и для того чтобы овладеть знаниями, опытом, приобрести специальность, включиться в процесс труда, обусловливающий место каждого в жизни общества.

        Основным условием успешного развития ребенка является удовлетворение его физических, духовных и социальных потребностей. Эти потребности в каждом возрасте свои, и от того, как и в какой мере, они удовлетворяются, зависит, будет ли ребенок развиваться нормально, отстанет ли от своих сверстников или же развитие его пойдет по нежелательному пути.

Отсюда вытекает следующий вывод: поступление ребенка в детский сад является одним из главных составляющих успешного развития его в современном социальном мире.

        Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

        Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребенка. Боязнь жизненных осложнений порой заставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоятельности.

        Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.

        Первый приход в детский сад, как правило, сопряжен с целым рядом трудностей. Ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, к которому он должен еще привыкнуть, приспособиться к незнакомой обстановке, не имея за спиной прежнего эмоционального тыла и родных, надежных людей.         Здесь все зависит от типа личности ребенка, от того, насколько он привязан к своим близким, а те в свою очередь к ребенку. Важно здесь и то, способен ли ребенок уже понимать новую обстановку, насколько он общителен, как реагирует на поведение взрослых, впервые вступающих с ним в контакт, - словом насколько развит ребенок и физически, и духовно. Разумеется, очень многое зависит при этом и от самих воспитателей, от того, как они примут ребенка, какую обстановку ему создадут, насколько тесный контакт установят с другими детьми в группе и таким образом помогут ему преодолеть страх и неуверенность.

        Жизнь в детских садах во многом отличается от жизни в семье. Дома, как правило, все приспосабливаются к ребенку, максимально учитывают его желания и наклонности, в зависимости от него устанавливают распорядок дня. В детских садах же, напротив, распорядок дня существует один для всех детей и исходит из общих требований гигиенистов, эпидемиологов, психологов, педагогов и д.р.

        Общество, которое желает быть здоровым, должно пристально следить за тем, чтобы позитивные качества, приобретаемые его членами, не растрачивались легкомысленно по пустякам. Что важно для общества в целом, важно для каждого его члена в отдельности. В этом смысле очень важно рассмотреть психологические особенности адаптации ребенка к ДОУ, поскольку формирование личности ребенка, как общественно значимой единицей социума, начинается уже в дошкольном возрасте.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и педагогов, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к дошкольному обучению и адаптации в детском саду. Период адаптации играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формирование сферы его интересов, общения, самооценки и, наконец, физического развития.

1cdc704b.jpg

Понятие адаптации

        Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Нелегко и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

        Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

        Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

        - возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10-11 месяцев до полутора лет);

        - состояния здоровья и уровня развития ребенка;

        - биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);

        - психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка проходят адаптацию легче).

        С приходом ребенка трёх лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциального опасного, другой стиль общения.

        Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая поможет привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.).

        Повышение возрастного порога начала посещение дошкольного учреждения (1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

        При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ. Похудение либо вообще не наблюдается, либо оно очень незначительно. В данном случае напряженная адаптация является незакономерной, как и при всяком существенном изменении микросоциальной среды, во время которого организм ребенка справляется с возникшими трудностями и без каких – либо отрицательных последствий.

        При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. Если раньше у него отмечалось похудение, то за это время восстанавливается первоначальный вес. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7 – 10 дней, т.е. это заболевание нетяжелое, протекающее без осложнения. Если ребенок на протяжении первого месяца 10 дней отсутствует в группе по болезни, то, естественно, его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца. Заболевание, возникающее как проявление патологической адаптации, свидетельствует в данном случае о превышении возможностей организма ребенка к микросоциальной адаптации в результате выраженного психического стресса. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции все, же нормализуется только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.

        Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии) Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями, время восстановления первоначального веса задержано. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическом состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

        Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности. До трех лет у детей, тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выражается беспокойством, страхом и депрессивными состояниями (заторможенность, вялость, безучастность); этот период длится, по крайней мере, несколько месяцев – особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые и дома, - но уже в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Адаптационный стресс изменяет реактивность – защитные силы организма – и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекционными заболеваниями.

        Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогла ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.

Условия организации адаптационного периода детей

        Ребенку старше трех лет для оптимальной социальной ориентации требуются частые контакты с другими детьми его возраста, он нуждается в изменении и обогащении окружающей его среды, в новом притоке впечатлений. Все это ребенку может дать детский сад.

        Детский сад – следующая ступень в многообразных видах всемерной помощи, какую оказывает общество молодым родителям. Именно в детском саду ребенок приобщается к педагогическому процессу, который направляет и которым руководит Министерство образования. Воспитание здесь строится на современных педагогических принципах, оно охватывает всю группу детей в целом и в то же время учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка. Воспитание это комплексное, оно включает в себя физическое, медицинское, физкультурное и трудовое воспитание, а также воспитание умственное, моральное и конечно, общественное.

        Подготовка детей к детскому саду имеет свои отличия: здесь на передний план выдвигается подготовка психологическая.

        Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для воспитания в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребёнка к ДОО – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

        Чем раньше ребёнок приходит в детский сад, тем меньше возникает проблем с адаптацией. Но с другой стороны дети легче и чаще заболевают. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.

        Существенной причиной затрудненной адаптации является необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению со сверстниками в группе.

        Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношению к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

        Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребёнка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче.

        Трехлетние дети, поступающие в детский сад (дошкольное образовательное учреждение – ДОУ), как правило, проходят период адаптации к новым социальным условиям и одновременно переживают возрастной кризис. Важно определить, какую роль играют данные события в жизни ребенка и как они влияют на его эмоционально-личностное развитие.

        Говоря словами Л.С. Выготского, кризис трех лет – это переход от раннего к дошкольному возрасту. Данный возрастной кризис относительно кратковременный – приблизительно от 2,5 до 3,5 лет. Как и все возрастные кризисы, он характеризуется противоречием между возросшими физическими и психическими возможностями ребенка и сложившейся системой его отношений с окружающими. Это противоречие может выражаться в непродолжительном обострении с близкими взрослыми, возникает стремление к самостоятельности в противопоставление своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трёх лет.

        У некоторых детей отмечается конфликтность, негативизм, упрямство. Причем эти процессы протекают по-разному, внутри семьи и в группе сверстников – на новой и значимой для ребенка ступени развития социальных взаимоотношений. Перед сверстниками и «посторонними» взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует.

        Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

        С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Уже за несколько недель до этого родители должны тщательно продумать, как лучше подготовить малыша к новому для него окружению. И здесь очень многое зависит от того, как сами родители относятся к воспитанию ребёнка, исходя из того, что воспитание в детском саду положительно отразится на развитии малыша.

        Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей. Ребёнок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, что он сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети легче проходят процесс адаптации. У них формируются навыки положительного взаимоотношения, они легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, способны считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам. Поэтому, большое значение в подготовке детей к ДОУ имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудиться в коллективе.

        Вступление в сообщество детей, как показывает опыт, легко переносится ребёнком, если он уже до того привык к контактам с взрослыми и детьми, не принадлежащим к его семье. Это поможет малышу быстрее приспособиться к новым людям и ситуациям.

        Детское дошкольное учреждения лишь дополняют семейное воспитание, но не заменяют его. Это значит, что главная роль в заботе о детях принадлежит родителям, и они в первую очередь отвечают за ребёнка, за его нормальное развитие. Детские дошкольные учреждения помогают в этом родителям. Поэтому и в эмоциональной жизни детей первыми представителями их уверенности в себе и безопасности являются родители, и только за родителями следуют работники детского сада.

        Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Необходимо также перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

        Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими и формировании новых связей, которые, однако, не должны иметь характера семейных.

        Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребёнка.

        Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребёнка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции.

        Исследования, посвященные социально-гигиеническим аспектам, показали, что для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров: заболеваемость, вес, поведение и нервно-психическое развитие, речевая активность. Все эмоциональные реакции ребёнка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.

        Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка мире и зависит от уровня развития ребенка и его воспитания.

        Изменения обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность.

        Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, от состояния эмоциональной среды.

        Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации – поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменение реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.

        Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему

        Главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду является отсутствие у них опыта общения с взрослыми и детьми. Чем уже круг общения ребенка до поступления в детское учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем и со сверстниками. Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка опыт общения не только с близкими, но и другими взрослыми, а также со сверстниками. Однако практика показывает, что чаще всего родители учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Игры с песком как средство организации адаптационного периода

        Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

        Идея песочницы великолепна, поскольку песок — тот удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Для многих людей облечение мысли в слово — трудно, особенно для детей. Однако существует еще и язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. В рисунке, пластилине рука тоже выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочницы.         Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.pesochnaya-terapiya1.jpg

        Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия".

        Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

        Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно.

        Для детей "отыграть" свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально. pesok-.jpg

        Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

        Игровые методы могут применяться:

  • с целью диагностики;
  • оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • долгосрочного психотерапевтического воздействия.

        Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).         В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.

        Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

        Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

        Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

        Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

        Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

        Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

        В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

        В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

        В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

        И самое главное, игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

        Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

        В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

        1) В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

        2) В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

        3) В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

        4) В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

        5) Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Оборудование для игр с песком

        Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

        1. Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.

        2. Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

        3.  «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

        В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:image001.jpg

• люди, разнообразные по полу возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) Позы должны быть как динамические, так и статические,

• наземные животные (домашние, дикие, доисторические),

• летающие животные (дикие, домашние, доисторические),

• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы),

• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения),

• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола),

• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр),

• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака)

• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства),

• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки),

• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари),

• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы),

• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.),

• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.),

• оружие,

• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни,

• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

        Уютные уголки для игры детей с песком или с водой есть практически во всех детских садах. Одни педагоги считают главной ценностью самостоятельные игры с этими природными материалами, другие видят в них мощный ресурс для обучения. Очевидно одно – играя с песком и миниатюрными фигурками, ребёнок получает бесценный опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

Правила работы с  песком и водой

        Песок и вода неминуемо будут рассыпаться и проливаться. В этом нет признаков преднамеренности, невоспитанности или неаккуратности детей, просто во время вдохновенной игры амплитуда движений рук широка и резка, координация действий в системе «глаза – рука» несовершенна. Чтобы не стоять у них над душой, не досаждать постоянными оговорками «осторожно, не рассыпь, не пролей» и тем более не ограничивать время и характер действий, стоит немного подстраховаться: положить на пол старые газеты или клеенку, подготовить щетку, совок и тряпочку.

        К «страховочным» действиям также относится подготовка клеенчатых фартуков, нарукавников. Их можно заменить старыми мужскими рубашками с укороченными (отрезанными) рукавами. В этом случае, помимо прямого назначения защиты от песка и влаги, рубашки служат еще и средством социально-эмоционального развития («в папиной рубашке я такой же большой и умелый, как папа», «все в порядке ведь я в папиной рубашке»).

        Для стимулирования исследовательской активности целесообразно время от времени наполнять емкости иными веществами: вместо воды можно использовать снег (и работать в варежках), песок заменить опилками, бобами, каштанами, сеном. Опилки, бобы не могут быть постоянными наполнителями, так как изменяют суть работы – из них нельзя создавать конструкции, значит, их функциональность ограничена.

        Содержание и характер работы с песком и водой дети легко определяют самостоятельно, действуя в своем темпе и в своей логике. Довольно часто игра с этими материалами отражает то, что дети узнали на занятиях, чем увлеклись под воздействием информационного потока (увидели по телевизору, услышали от взрослых и сверстников и т.п.). В этом случае педагогам следует быть готовыми к тому, чтобы своевременно поддержать их интерес и инициативу. Заметив, что дети начинают строить дороги, мосты и военные укрепления, стоит добавить тонкие деревянные (щепяные) пластины, веточки, палочки, предложить материалы или совместно изготовить из них флаги, указатели, знаки. Интерес к морю, морским обитателям, путешествиям вызовет необходимость заготовок для корабликов и материалов для сооружения пристани, поиск пластмассовых матросов, способов конструирования «плавающих островов» и их обитателей и др.

        Любой вид деятельности в центре песка и воды, помимо удовольствия, имеет своим результатом продукт. Уважительное отношение к постройкам и играм может быть отражено в фотографиях, записанных высказываниях и рассказах, зарисовках.

Таким образом, играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.

detsad-148672-1409581104.jpg


Игры с песком

        «Раскопки»

 Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.
        
«Чьи следы»

        Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

        «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

        «Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

        «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

        «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

         «Норки для мышки»

        Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
        «Я пеку, пеку, пеку»

        Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
        «Заборчики»
        Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

        «Волшебные отпечатки на песке»

        Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
        Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
        «Игра на пианино»

        Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

        «В гости к песочному человеку» (занятие проводится по подгруппам).

        Цели: познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нем; развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; снизить психофизическое напряжение.

        Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человек», формочки, мелкие предметы для обыгрывания.

        Содержание: педагог-психолог обращает внимание детей на то, какой красивый песок (желтый, мелкий, зернистый – определения будут зависеть от качеств подготовленного песка), и предлагает рассказать все что они знают о песке (сыплется, сухой, есть на улице и на пляже, и т.д.). Подводя итог, воспитатель говорит о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или о реке, в которых он живёт. В нашем Центре песка и воды живёт хранитель песка – песочный человек. Он маленький, весёлый, знает много историй и игр. Но рассказывает эти истории песочный человек только тем, кто выполняет правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.п.).

         «Секретные задания кротов»

        Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.

        Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.

        Содержание: педагог-психолог: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

        Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

        «Узоры на песке»

        Цельзакрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; знакомство со свойствами песка.

        Оборудование: песок, кисточка.

        Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

        Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

        Педагог-психолог: « Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».

Работа с мокрым песком

        Мокрый песок – предоставляет огромный простор детскому творчеству: из такого песка можно лепить не только фигуры из мелких деталей, но и грандиозные по своему внешнему виду фигуры-скульптуры. Из песка можно сооружать не только дворцы, но и корабли, машины, скульптуры, украшать их камешками, цветными бусинками, ракушками.

        «Секреты мокрого песка»

        Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу); научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.

        Ход занятия:

1.  Приветствие.

2.  Психологический настрой.

3.  Повторение свойств сухого песка.

4.  Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)

        Выливаем    немного   воды,    перемешиваем    так,    чтобы   половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.

        Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).

        Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).YmFieXN1ZS5ydQ==!2.jpg

Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.

         «Кто к нам приходил?»

        Цель:  развитие зрительного и тактильного восприятия; познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства, научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.

        Оборудование: мокрый песок, формочки

        Содержание:

        Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

        «Кап-кап-кап, дождик пошел»

        Цели: изучение свойств мокрого песка; учить детей сравнивать, анализировать и делать выводы.

        Оборудование: песочница, ведёрочко или лейка.

        Содержание:

        Пора увлажнять песочек. Можно «маленьким дождиком» — намочив руки, оставляем капельки на песке, а можно целым ручейком, поливая из ведерочка. Мы замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).

        А можно просто попробовать построить что-либо из сухого песка, который находится вдали от воды и из увлажненного, которого нежно смочила водичка реки или моря — и сравнить результаты.

        «Осенняя картинка»

        Цели:  познакомить со свойствами мокрого песка; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений; развитие пространственного мышления;

развитие умений выполнять действия по инструкции; коррекция умения сравнивать величины.

        Оборудование: песочница, сосуд для увлажнения песка, муляжи тучек, пластмассовые формы для песка - «ручки».

        Ход занятия:

1.  Психонастрой

2.  Речевой настрой: Раз вдохнули, два вдохнули,

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки.

3.  На прошлом занятии мы выяснили, что мы работаем с песком, что он - светлый, прохладный, сухой, сыпучий. На нем остаются следы, следовательно, мы можем рисовать.

- отпечатаем ладошки;

- «погружаем» ладошки в песок;

-   возьмите правую «ладошку» (левую), наложите на нее свою ладошку. Что больше, что меньше?

(с не говорящими детьми комментарий проводит взрослый).

4.  Какое у нас сейчас время года? (осень). Взрослый кладет на песок тучку (или рисует). Часто идет дождь, и мочит землю. Проведем линии от тучки вниз, на землю (с малышами - «рука в руке»).

Идет дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка!  Как мы ее назовем?

5.  Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть. У меня сейчас вот такое настроение - рисуем, какое. Я испытываю радость от общения с тобой.

6.  Отряхнем руки, и - в группу. Но по пути зайдем и вымоем руки с мылом.


pesochnaya-terapiya-s-detmi-v-usloviyach-inklusivnogo-obrazovaniya.jpg

Занятие по песочной терапии «Солнечная сказка на песке»

Цели занятия:

1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.

2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

3. Активизация словарного запаса.

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки- зайчики.

Ход занятия:

Педагог показывает детям картонную фигурку солнышка.

-Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)

- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)

- Тогда – в путь!

Дети подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.

- Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.

-Можно кидаться песком? (нет)

-Разбрасывать можно? (нет)

- Пробовать на вкус можно? (нет)

-А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?

_ Теплый или прохладный?

-Шершавый или гладкий?

-Сухой или мокрый?

-Мягкий или твёрдый?

-Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

-Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.

-Здравствуй, песок!

- Послушайте… Он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

-Давайте его потрем между ладонями.

- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок.

-А теперь, послушайте сказку.

Утром солнышко проснулось,

Сладко – сладко потянулось.

И, откинув одеяло,

С нами в сказку пошагало.

Педагог предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

-Получилось у нас солнышко? (да).

- Какое солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)

- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

– Давай погладим пальчиком длинные лучики.

-Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. (Небольшие пластмассовые фигурки, возможно от «киндер-сюрпризов»). Они тоже рады солнышку.

Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)

-Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками.

Дети находят игрушки.

Пока дети ищут игрушки, педагог наклеивает на солнышко тучку.

-Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.

- До свидания, зайчики.

- Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками, наше солнышко спряталось за тучку, сейчас польет дождик.

Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.

-Дождик, дождик лей веселей!

Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей

И для маленьких детей.

-Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)

Дождь покапал и прошел.

Стало всем нам хорошо

Солнце снова засветилось

Засияло, заискрилось.

- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.

Педагог берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.

- Вот как много цветочков у нас получилось!

- Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят полакомиться сладким цветочным нектаром.

Педагог предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт бабочек.

– Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв сказать «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и солнышку пора идти дальше. Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко).

Консультация для родителей

«Организация игр с песком в домашних условиях»

        Песок — очень популярная «среда» для игр. В любом дворе есть песочница, организовать которую несложно. Для наполнения подойдет обычный речной песок.

        Кто-то из родителей решает, что необходима стерилизация всего, к чему прикасается их малыш, но это может быть излишним. Просто следует соблюдать элементарные правила гигиены. Если у вас есть сад или палисадник при доме, то яма с песком или песочница — хорошее времяпровождение для детей на свежем воздухе.

        Если вы хотите организовать что-то подобное дома, то понадобится специальный лоток. Можно использовать тазик или даже лоток из зоомагазина (естественно, который еще не был в употреблении). Имейте в виду, что песок царапает пластик, так что не используйте посуду, которую не хотели бы испортить. Что касается песочницы на улице на даче, то можно под песок взять детский небольшой надувной бассейн.

        Песок бывает двух различных состояний — сухой и мокрый. И они оба подходят для занятий вашего малыша. Различия в играх с песком для мальчиков и для девочек появляются в старшем дошкольном возрасте.         Имейте в виду, что, посадив малыша в песочницу, играть придется именно вам. Строить замки, рисовать дорожки и т.д. (конкретные игры будут описаны ниже) — все это будете делать вы, попутно комментируя свои действия. Ребенок будет смотреть и рано или поздно начнет повторять за вами.

        Принадлежности для игры с песком.

         Вам могут понадобиться: ведерко, совочек, грабельки (входят в любой стандартный песочный набор), формочки для куличиков (геометрические, фигурки животных), ситечко, воронка, мельница для песка, миниатюрные фигурки животных, людей, различный материал, с которым тоже можно играть: пластиковые ложечки, контейнеры, камешки, палочки от мороженого, большие пуговицы.

        Итак, разделим все игры на 2 категории (по свойству песка) и предложим варианты.

        Игры с мокрым песком 

        Песок в этом состоянии можно «уплотнять» и делать куличики, «курганы»-насыпи. Используя только руки, малыш может строить «замки». Если сжимать такой песок, то получаются фигурки-мячики.

        Добавьте к игре несколько ракушек, чтобы делать красивые формочки и рисунки. Соберите несколько ракушек и красивых камешков на пляже — так вы получите бесплатный вариант нового развлечения и сенсорного обучения ребенка. Зарывайте ракушки, а потом ищите «сокровища».         Используйте палочки, камешки и листья, чтобы составить на песке узор — своеобразную аппликацию (или делайте их оттиски — тоже получается интересно).

         Крохам вообще нравится искать в песке камешки, держать их в руках, перебирать. Возьмите парные «сокровища» и одно из них спрячьте — заройте в песке. Ищите вместе пару. Это не обязательно должны быть одинаковые игрушки, все исходные материалы собирайте рядом с местом игры.

        Используйте линейку или прямую палочку, чтобы разгладить поверхность песка. Используйте веточки, грабельки и можно даже вилку для рисования линий и узоров на гладкой поверхности. Можете написать имя ребенка и другие слова на песке. Читать он так не научится, но будет привыкать. И пытаться самостоятельно выводить «каракули».

        Используйте блоки от конструктора LEGO и другие игрушки, чтобы сделать отпечатки на гладком песке.

        Надавите на ситечко, помещенное в песок, и посмотрите, что произойдет.

        Сделайте дорогу, возьмите игрушечные машинки. Можно добавить блоки от конструктора, чтобы сделать вокруг дороги городской антураж (дома, мосты). Используйте игрушечные экскаваторы и самосвалы для транспортировки песка из одного места в другое.

        Создайте ландшафт и разместите на нем фигурки животных.

        Добавьте в игру несколько фигурок людей. Маленькие человечки очень полезны: они предоставляют возможности для создания ситуаций для развития речи. Они могут говорить: разыграйте простейшие диалоги, смысл которых будет понятен малышу. Если ребенок уже сам говорит, то пусть примет участие. (Если у вас нет фигурок человечков, то можете заменить их простыми маленькими палочками).

        Используйте лопатку (или даже столовую ложку, если играете на даче), чтобы наполнить ведерко (пластиковые контейнеры из-под творожка или консервные банки).

        Утрамбуйте песок, пригладьте верх и переверните — простейший замок готов. Поиграйте с набором формочек. Если есть, используйте старый игрушечный чайный сервиз — устройте чайную церемонию из песка.         Соберите несколько камней и веток с листочками, чтобы «посадить сад».

        Предложите малышу на выбор один из носков различного размера: совсем крошечные, маленькие, средние… (В запасе всегда имейте старые носки, их можно применять разными способами, пригодятся). Сможет ли ребенок заполнить их песком, используя ладошки? А с помощью маленького совочка или ложки? Пусть наполнит 2 разных носка, сравнит их по весу. После наполнения пусть поиграет с носками: сложит друг на друга или один за другим. Что еще ребенок может с ними сделать? Понаблюдайте и увидите!         Игры с сухим песком 

        Сухой песок менее универсален, чем мокрый. Но так приятно чувствовать, как он проходит сквозь пальцы (или погружать в него руки).         Для игр запаситесь несколькими емкостями различных форм и размеров, ситечком (или парой), воронкой, несколькими совочками и ложками. Все сразу в песочницу брать с собой не надо, дайте ребенку выбрать, с чем он хочет в этот раз поиграть на прогулке.

        Иногда можно взять чайные ложки и крошечные формочки. Иногда — большое ведерко, совок и сито. С бутылками, воронкой и совочком тоже можно замечательно поиграть.

        Вы можете использовать специальные мельницы для песка. Они входят в состав некоторых наборов для игры в песочнице или продаются отдельно. Ребенку интересно насыпать в резервуар песок, а потом смотреть, как крутятся колесики. С влажным песком мельницы не работают. Покажите ребенку, что иногда в отверстии может застрять камушек, и что песочек надо просеивать.

        Снова достаем носки. Сейчас пусть ребенок заполнит их сухим песком. Результат получается немного иной, чем при игре с сырым песком. Он получается не таким плотным. С каким песком малышу работать проще? А интереснее?

        Все эти игры можно проводить не только с песком, но и с любым сыпучим веществом. Например, с крупами (от манки до чечевицы или семечек). Главное, следить, чтобы ребенок не потащил «игрушку» в рот.         Кроме игр, связанных с наполнением и просеиванием, можно устраивать и рисование на песке (ну и что, что он не мокрый!). Положите в лоток небольшое количество песка. Хорошо, если дно лотка яркое, контрастных цветов. Разгладьте поверхность с помощью линейки или лопатки. В домашних условиях можно использовать манку. Покажите малышу, как рисовать пальцами: проводите прямые линии, завитки, ставьте точки. То же самое можно повторить, используя: палочку; расческу или вилку; старую зубную щетку, кисточку.

         В песке можно спрятать какие-нибудь маленькие предметы. Используйте то, что интересно малышу, домашние мелочи, которым он уделяет повышенное внимание.

        Следующий этап — это игра с песком и водой одновременно. Конечно, можно не говорить о том, что это влечет за собой большой беспорядок. Но зато, сколько радости для ребенка! А после игры он с удовольствием поможет вам прибраться, может быть.

         Игры с кинетическим песком

         В последнее время «развелось» много всякого песка. Это и кинетический, и лунный… и другие массы, частично схожие по свойствам с песком, поэтому названные так производителями.

        Песок хранится в контейнере-песочнице, так как свойства кинетического песка схожи чем-то и с сухим, и с мокрым, то игры «пересекаются».

        «Пересыпаем песок»

        Малыша можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко.  Малышу это обязательно понравится.

        «Куличики из песка»

        Делать куличики из песка любят все малыши. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

        «Отпечатки на песке»

                Из влажного песка можно строить различные фигурки. Двухлетний малыш не всегда может  сделать куличик или фигурки без помощи взрослого, а смотреть и не участвовать в игре не всегда интересно, поэтому двухлетнему малышу можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера,  где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.

                Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие.

                Для сравнения  можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать малышу, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где   отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.

                Также можно предложить малышу  сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.

        «Откапывание спрятанной в песке руки взрослого»

        Поиграть с малышом можно  и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.

         «Поиски  спрятанных сокровищ»

        С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать  признаки и свойства предметовс помощью которых он отличается от других.

        Ход игры:

  1.         В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины,  ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.
  2.         Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
  3.         После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида.

        Можно разнообразить игру, сказав детям, что нужно найти сокровища, зарытые в песке грозным капитаном пиратов Флинтом. В качестве сокровищ могут использоваться монеты (современные, оставшиеся с советских времен, привезенные из отпусков). Для старших ребят можно нарисовать карту и пометить крестиком место закопанных сокровищ, а затем вместе с ними смело отправляться на их поиски.

        Чтобы игра превратилась в развивающую, можно закопать в песок буквы, цифры, различные геометрические фигуры. Также можно спросить у ребенка, какого  цвета и размера эти предметы. Ребенок может узнать, что предметы могут быть как разными, так и одинаковыми по нескольким признакам – цвету, форме, величине и другим.

         «Найди пару»

  1.         Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.
  2.         По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке.
  3. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.
  4.         Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. Игра помогает развивать мелкую моторику у детей.

          «Путешествие к звукам»

        С помощью игры в песок можно помочь ребенку развить фонематический слух, то есть познакомить его с миром звуков, научить различать отдельные звуки или их сочетания в словах.  Это и является краеугольным камнем в звукопроизношении и правописании.

        В этой игре звук  не является самой маленькой непонятной для ребенка единицей языка, а становится настоящим сказочным персонажем. Чтобы было понятно, как играть, рассмотрим  игру «Путешествие в страну гласного звука «А»». Для того чтобы приступить непосредственно к игре взрослому нужно к ней тщательно подготовиться.

        Подготовка к игре:

  • Нужно приготовить фигурки фруктов, овощей,  животных, деревьев в названиях, которых встречается гласный звук «А». Если таковых нет, то их можно сделать самостоятельно: перевести на бумагу, раскрасить и приклеить на картон, сделать из пластилина, соленого теста или других подручных материалов.
  • На фигурки нужно прикрепить букву «А».
  • Приготовленные фигурки нужно поставить около песочницы.
  • Найти или сделать деревянную, пластиковую, наконец, картонную букву «А».  И отправляться вместе с ребенком в увлекательное путешествие — в страну принцессы гласного звука «А».

        Ход игры:

  1. Для наглядности родитель вместе с ребенком может построить из песка замок и поместить туда  приготовленную букву «А».
  2. В этой стране есть синее-синее море, в котором плещутся малютки — акулята. Из песка можно  огородить море, в котором будут плескать фигурки акул (на них нужно приклеить или повесить изображение буквы «А»).
  3. Также в этом царстве есть прекрасный сад, в котором растут апельсины, арбузы, абрикосы, а также обитают разные птицы – аист, альбатрос и красавец-попугай Ара. Из песка нужно построить стены и огородить сад, в котором и будут находиться вырезанные и приклеенные на картон деревья и ягоды, а также фигурки птиц (можно сделать самим, вырезать).
  4. Чтобы ребенок мог вдоволь поиграть в этой стране, он должен назвать слова, в которых  как раз слышится звук «А» в начале, середине и конце. Испытание это не из легких, ребенок может нуждаться в помощи.  Если ребенок пока не может  самостоятельно привести примеры, ему можно подсказать, но стараться поддерживать его интерес к игре.

        Начать игру можно так. В сказочной стране жило много звуков – гласные и согласные (сразу вводиться понятие гласных и согласных звуков). К одному из них прекрасной принцессе гласному звуку «А» и отправимся в гости. У этой принцессы есть друзья и зовут их Алёна, Артур, Арина и Антон.  В их именах звук «А» стоит в начале.

        Также у принцессы есть любимые родители папа-король и мама-королева. В словах «мама» и «папа» звук «А» встречается в середине и конце слова.

        Кроме того, во дворце также есть домашние животные: кошка, собака,  морская свинка, которых очень любит принцесса.  В словах «собака», «кошка»,  «свинка» звук «А» находится в конце слова. Как только ребенок самостоятельно или с помощью родителей  выполнит задание, он получит возможность посетить сказочную страну, в которой и живет принцесса «А», поиграть с самой принцессой, а также другими героями.

        Не стоит перегружать ребенка и  знакомить его со всеми звуками сразу, внимание малышей довольно быстро рассеивается, и он может и вовсе потерять всякий интерес к игре и изучению дальнейших звуков. Следуя этому примеру, можно постепенно познакомить ребенка со всеми гласными и согласными звуками, каждый раз придумывая различные истории. А после, когда ребенок будет знать все звуки, можно знакомить и с графическим их обозначением – буквами.

        Также  при изучении того или иного материала следует опираться на индивидуальные способности ребенка. Кто-то быстро постигнет предложенный ему материал и будет ждать новых открытий, а с кем-то придется задержаться в той или иной сказочной стране.

        «Радужные баночки»

        Наверное, у каждой мамы остается много лишних и ненужных баночек от детского пюре, которые могут лежать на кухне в шкафу даже несколько лет. Таким баночкам всегда найдется применение для детского творчества.         Например, из них можно сделать подсвечники с помощью клея и соли. А можно, используя такие баночки, песок и мелки сделать украшения для комнаты. Для его изготовления понадобятся следующие материалы:

  • мелкий просеянный песок лучше белый, но если такого нет, можно использовать и желтый;
  • цветные мелки для рисунков на асфальте или художественная пастель;
  • баночка от детского пюре.

        Ход работы:

  1. На белый лист нужно насыпать просеянный песок и  цветным мелком растереть его.
  2. После этого нужно пересыпать цветной песок в приготовленную баночку.
  3. Далее нужно взять чистый лист и вновь повторить эту процедуру уже с мелками другого цвета. И так продолжать до тех пор, пока баночка не заполнится. После заполнения, закрыть баночку крышкой. И поделка готова.
  4. Пересыпать каждый слой песка следует очень аккуратно, чтобы они не смешались и не превратились в песок непонятного цвета.

        «Как напоить песочек?»

        Привить любовь малыша к опытам можно с помощью простой игры, используя при этом самые простые материалы – песок и воду.  Ребенок должен увидеть, что одним из свойств песка является его умение впитывать воду. Показать ему это можно на наглядном примере. Для этого ребенок должен собрать из сухого песка горку и сделать в ней ямку. Именно в эту ямку потихоньку он и будет вливать воду из лейки с тонким носиком.         Сначала малыш увидит, что ямка по мере вливания песка будет становиться все глубже, получится небольшое озеро, наполненное водой. Но постепенно это озеро будет мельчать, так как вода будет впитываться песком и исчезнет, а песок из сухого превратится в мокрый.

        «Поварята»

        Все дети любят лепить из песка, но  в летнюю жару песок часто высыхает и становится  рассыпчатым, из него невозможно что-то лепить.  Можно показать малышу, что если набрать в формочку такой песок, то не получится сделать из него фигурку.  Поэтому, выходя на улицу в жаркую погоду, можно брать с собой бутылочку с водой, чтобы поливать песок и делать его пригодным для лепки.

        Так как дети любят играть в ролевые игры, то можно поиграть с ними в настоящих поваров, которые работают в большом ресторане и которым нужно приготовить много разных блюд для настоящего праздника.         Приглашенными гостями могут быть куклы, машинки, фигурки лего и другие различные игрушки.

        Для игры понадобятся лопатки, ведра, разные формочки и игрушечная посуда  (тарелки, чашки, ложки и чайник). С помощью разных формочек  малыши могут напечь огромное количество «десертов», украсить их листиками, палочками, цветами и даже сухим песком – сахарной пудрой.          Останется только расставить чашки и налить из чайника чай, и гости могут угощаться.

        «Домашний огород»

        Из кинетического песка можно сделать настоящий домашний огород. Сформировать из песка забор огорода, сделать грядки и посадить в них различные фрукты и овощи.

        Для игры можно использовать игрушечные овощи и фрукты, а можно сделать их самих из пустой коробки из-под яиц и раскрасить их гуашью или акрилом. Как только «овощи» и «фрукты» будут высажены, нужно будет сделать еще несколько табличек из картона, написать на них название овощей и воткнуть их в песок рядом с грядками.

        Поливать посадки можно только понарошку, так как кинетический песок нельзя мочить. Потом урожай можно собрать. Так ребенок познакомится с различными навыками огородника, узнает, какие бывают овощи и фрукты, рассмотрит их цвета и формы, а также сосчитает урожай. И все это  будет в увлекательной и интересной форме.

         «Самая высокая башня»

        У кинетического песка есть несколько особенностей. Строения из него очень прочные, но как только давление наверху  превышает допустимый вес, они могут моментально рухнуть. Эти свойства можно использовать для игры.         Если играют несколько детей, можно им предложить конкурс – чья башня будет выше. Выиграет тот, чья башня будет выше и крепче. Строить башню можно любой формы.  В ходе такой игры ребенок познакомится с такими понятиями как высокий — низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам по облегчению прохождения адаптации в младшей группе детского сада.

Какие методы следует использовать, чтобы облегчить и сократить период адаптации к детскому саду....

Адаптация ребенка к условиям детского сада средствами воздействия музыки В. Моцарта

На сегодняшний день проблема адаптации ребенка к условиям детского сада стоит очень остро. В современных условиях ребенок  до  поступления в школу не может все время проводить с родителями д...

Методическая разработка для воспитателей «Адаптация младших дошкольников в детском саду»

Методическая разработка для воспитателей«Адаптация младших дошкольников в детском саду»  Цель: накопление личного опыта взаимодействия с младшими дошкольниками и их родителя...

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Методическая разработка на тему: «Адаптация ребенка к условиям детского сада»

laquo;Адаптация ребенка к условиям детского сада»Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в усло...

Методическая разработка «Адаптация младших дошкольников в детском саду»

laquo;Адаптация младших дошкольников в детском саду»  Цель: накопление личного опыта взаимодействия с младшими дошкольниками и их родителями.Задачи:1. Помочь сформировать нравств...