Консультация "Приобщение детей к русской народной культуре"
консультация на тему
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, всех педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занимательных дел по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.
Да и развитие педагогической системы в современное время возможно в условиях максимальной активности и согласованности всех специалистов, в связи с чем необходимы своевременная подготовка, выбор оптимальных приемов и методов развития активности, творчества, инициативы педагогов. Повышению эффективности деятельности ДОУ, уровня методического и профессионального мастерства педагогов, апробации инновационных технологий способствуют активные формы работы, которые действительно помогают раскрыть творческие способности педагогов и в то же время сплотить коллектив воспитанников в содружестве с родителями: смотры-конкурсы, недели творчества, теоретические и практические семинары по развитию и воспитанию дошкольников, перспективное планирование и совместное осуществление воспитательно-образовательной работы. Ведь, прежде чем что-то передавать детям, необходимо напитаться теми духовными ценностями, которыми так богата Россия; сохранять русскую культуру и все то, что делает нас россиянами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_priobshchenie_detey_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к русской народной культуре – основа нравственного воспитания.
Красота родного края, открывающаяся
благодаря сказке, фантазии, творчеству,
— это источник любви к Родине...
Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце
и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, всех педагогов по дополнительному образованию, родителей. Важно отметить, что качество проведения занимательных дел по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.
Да и развитие педагогической системы в современное время возможно в условиях максимальной активности и согласованности всех специалистов, в связи с чем необходимы своевременная подготовка, выбор оптимальных приемов и методов развития активности, творчества, инициативы педагогов. Повышению эффективности деятельности ДОУ, уровня методического и профессионального мастерства педагогов, апробации инновационных технологий способствуют активные формы работы, которые действительно помогают раскрыть творческие способности педагогов и в то же время сплотить коллектив воспитанников в содружестве с родителями: смотры-конкурсы, недели творчества, теоретические и практические семинары по развитию и воспитанию дошкольников, перспективное планирование и совместное осуществление воспитательно-образовательной работы. Ведь, прежде чем что-то передавать детям, необходимо напитаться теми духовными ценностями, которыми так богата Россия; сохранять русскую культуру и все то, что делает нас россиянами.
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют интегрировать образовательное содержание, находить эффективные формы педагогического взаимодействия, обеспечивать целостность педагогического процесса; способствуют обогащенному познавательному и художественно – эстетическому развитию дошкольников.
Детей учит не только то, что мы внушаем им с целью воспитания, они впитывают, перенимают и общий тон, и нравственные устои педагога, и все тонкости его поведения, и критерии оценок. Воспитание ребенка требует любви, внимания, уважения к детям, создания условий для творческого самовыражения каждого. А творчество детей во многом зависит от творчества педагога.
Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.
Целенаправленная деятельность воспитателей по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры позволяет:
® равномерно распределить фольклорный, художественный, музыкальный материалы в течение учебного года;
® своевременно закрепить изучаемый материал, избежать спешки,
перегрузки детей информацией;
® заранее предусмотреть и обдумать методы и приемы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях и в свободное от занятий время, их творческую самореализацию;
® яснее видеть намеченную цель (знакомство с историей и культурой родной страны, трудом русского народа, природой родного края);
® устанавливать преемственность в работе педагогов ДОУ, предусматривать участие каждого в различных мероприятиях с учетом интересов и творческих устремлений.
Тематика занимательных дел должна быть разнообразной и отображающей специфику деятельности по приобщению детей к русской народной культуре:
® народный земледельческий календарь, так как он отражает ритм годовой жизни природы и человека в их единстве (например, осенью — знакомство с осенними явлениями в природе, овощами, фруктами и трудом взрослых по их выращиванию, осенними праздниками);
® православный календарь как культурное и историческое наследие (социально-нравственное воспитание, открытие с детьми законов доброго нрава, порядочности; знакомство с традициями встречи и проведения народных праздников «Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлая Пасха», «Зеленые Святки»);
® общественная и историческая жизнь страны, мира (День защитника Отечества и традиция русского народа защищать свою землю, знакомство с картиной, например: В. Васнецова «Богатыри», с пословицами и поговорками «С родной земли умри — не сходи», «Своя земля и в горсти мила» и др.);
® жизнь человека в истории и культуре (труд, быт, обычаи, традиции: встречать гостей хлебом-солью, украшать ветками березы свои дома: Троице; знакомство с творчеством писателей, поэтов, художников);
® региональный компонент (тема занятия зависит от региональных традиций: «Дымковская игрушка», «Городецкие узоры», «Русский национальный костюм»);
® различные жанры фольклора (классические и современные музыкальные и художественные произведения);
® декоративно-прикладное искусство русского народа (рождественские или пасхальные сувениры, вышивка, макраме, вологодские кружева и др.).
С детьми дошкольного возраста необходимо разрабатывать такие занятия, которые сочетали бы учет интересов каждого ребенка, приобщили бы его к национальной культуре как составной части духовного потенциала человека. Комплексный подход к организации занятий, умелое чередование различных видов деятельности, включение творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы умственного, художественно-эстетического, физического, социально-нравственного развития, трудового воспитания; обеспечивают успех воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, так как каждый ребенок имеет возможность проявить себя любимой деятельности (игре, пении, драматизации, рисовании, лепке, словотворчестве и т.д.).
В рамках одной лексической темы для более полного иллюстрирования изучаемого материала могут использоваться фольклорные произведения других народов. Очень важно, чтобы начало занятия было необычным, интересным, на занятии царил дух народности и в то же время дух открытий, чтобы детям все время хотелось узнавать что-то новое. Педагоги должны быть внимательны ко всем детским высказываниям, ответам. Очень важно поддерживать ощущение успешности, помнить о развили речевых навыков малышей во всех видах деятельности.
В процессе игр, развлечений, занятий возможна реализация познавательной и воспитательной задач через разные виды деятельности: рассматривание картины или предмета декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет сохранять их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки вызывают у детей положительные эмоции, развивают воображение. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Припевки, колядки, дразнилки, скороговорки, считалки легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры и способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Песни поддерживают у ребят интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора, помогают воспитывать веселых, жизнерадостных детей. Музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, образов, который становится доступным ребенку именно благодаря эмоциональной окрашенности образов (заклички, попевки, песни, частушки, хороводы, музыкальные игры). Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье. Игра сочетает в себе одновременно и отдых, и компенсацию недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует успешному усвоению фольклорного языка. Можно сказать, что детская песня рождается в играх, так как многие народные игры сопровождаются песнями:
Тетера шла, моховая шла,
По каменью, по заламенью,
Сама прошла, всех детей провела,
Самого последнего детеныша оставила.
Сказки, особенно в сочетании с зачинами и присказками, помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение, помогают настроиться на конкретный речевой диалект. Сказку легко можно перевести в игру, игру — в песню. Поэтому очень часто в гости к детям пусть приходят бабушка Загадушка, бабушка Рассказушка и сказочные герои: Жихарка, Емеля, Машенька, Лиса, Волк, Баба Яга, герои народных поверий: домовенок Кузя, лесовичок, русалочка. Сказки рассказываются с использованием различных видов театра — пальчикового, настольного, кукольного; игр-драматизаций, что побуждает детей передавать характер героев (походку, жесты, мимику, интонации, тембр голоса), петь знакомые песенки: «Несет меня лиса за темные леса...», «Петушок, петушок, золотой гребешок...», «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся...»
Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание
индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей: ® проведение народных праздников и гуляний;
® традиционное проведение народных праздников («Осенние посиделки», «Веселая ярмарка». «Едет Масленица дорогая!», «Светлая Пасха» и др.);
® организация выставок работ по изодеятельности и ручному труду
(«Рукам работа — душе праздник», «Творческая мастерская»);
® украшение интерьера детского сада совместными работами
(«В мире сказок», «В гости к нам пришли матрешки» и др.);
® выставки интересных предметов («Русские сувениры», «Гжельские
узоры», «Деревянное зодчество», «Россия — Родина моя!»);
® создание в группах так называемых художественно-эстетических центров, где находятся предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, детские музыкальные и шумовые инструменты, музыкальные центры с аудиокассетами, детские работы;
® создание народного уголка, где сосредоточены предметы домашней утвари, посуды (печка, люлька, сундук, коромысло с ведрами, колодец, лапти и пр.);
® изготовление самодельных книг с загадками, стихами, сказками.
приключениями собственного сочинения;
® театрализованная постановка музыкальных сказок «Приключения Колобка», «Волк и семеро козлят» и др.);
® использование русского костюма, атрибутов, что способствует пониманию детьми русского народного характера; без него невозможно проникнуться чувством национального стиля, войти в роль;
® создание видеотеки и совместный просмотр мультфильмов, концертных программ, искусствоведческих передач (например, мультфильм «Сказка о царе Салтане...» позволяет не только познакомить детей с гениальной сказкой А. Пушкина, но и дает представление о красивой напевной русской речи, русском костюме, бытовой утвари, деревянном зодчестве — теремах, дворцах, — русской народной мелодии).
Во время такой деятельности возможен поиск наиболее эффективных решений проблем ребенка и его семьи. Положительные результаты совместной работы позволяют сохранить мир детства, помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры, что оказывает особое содействие нравтственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...