Учебно-методическое пособие
картотека (младшая группа) по теме

Лебедева Галина Васильевна

Учебно-методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_formu_velichinu_i_tsvet.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на форму, величину, цвет.

 №1

Что в ведерке лежит?

Цель: познакомить детей с формой предметов. Учить выполнять простейшие действия с предметами.

Оборудование: Ведерко с крышкой, мелкие предметы разной формы: кубик, мячик, грибочек и др. Высота ведерка – 10-12 см. Размер предметов для вкладывания – 3-5 см.

Ход: Воспитатель показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, демострирует предметы, находящиеся в ведерке. Далее ребенку предлагается опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик. Воспитатель рассматривает кубик с ребенком, дает возможность поиграть с ним, затем обращает внимание на то, что кубик стоит устойчиво, не катится, у него есть уголки. Аналогично рассматривается каждая игрушка. Игра заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Игра может проводиться как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей.        

№ 2

Круг, квадрат.

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешенные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизурет речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат)» и т.п.

Игра проводится с небольшой подгруппой детей. Может проводиться в процессе занятия по сенсорному развитию.

        

№ 3

Закрой в домике окошко.

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Силуэты картонных домиков с отверстиями в виде окошек разной геометрической формы. Геометрические плоскотные фигуры – круг, квадрат, треугольник.

Ход: Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Задем раздает детям домики и говорит: «Это домики, в них живут зверушки, а это – окошки. Зверушки замерзли, оттого, что окошки в домиках открыты, давайте поможем зверушкам и закроем окошки. Далее дети подбирают соответствующую геометрическую фигуру и «закрывают» окошки.

Игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.

№ 4    

Подбери матрешке узор.

Цель: Формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Оборудование: Матрешки, вырезанные из картона и геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Ход: Воспитатель раздает детям матрешки и раскладывает на столе геометрические фигуры. Затем предлагает детям украсить матрешкам платьица, подобрать соответствующие фигуры. Воспитатель активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат). Сколько? (Много).

Игру можно проводить на занятии и с целью закрепления умений и навыков – в самостоятельных играх детей.

№ 5

Большие и маленькие.

Цель: Продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт детей в процессе знакомства с величиной предметов (большой и маленький).

Оборудование: Большое и маленькой ведерки, комплект разных кубиков (больших и маленький).

Ход: Воспитатель показывает детям ведерки и говорит: «Это большое ведерко, а это – маленькое. В большом ведерке лежат большие кубики, а в маленьком маленькие. Затем, обращаясь к каждому ребенку индивидуально, воспитатель просит достать большие кубики. Аналогично дети достают маленькие кубики. Далее воспитатель просит сложить кубики обратно в ведерки. Игра может повторяться несколько раз.

Сначала игра проводится индивидуально. Начиная с 1г.3мес. одновременно могут играть 2-4 ребенка.

№ 6

Какой мяч больше?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3-5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при это, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

Игра проводится с подгруппой детей. Вначале года можно проводить игру индивидуально. Может проводиться на физкультурном занятии.

 

№ 7

Куда сядет жучок.

Цель: Учить ориентироваться в двух контрастных величинах предметов (большой и маленький).

Оборудование: Силуэты вырезанных из картона жучков и листочков разной величины.

Ход: Воспитатель раскладывает на столе листочки и рассказывает: «Это листочки – домики для жучков. Жучки улетели на прогулку, сейчас они вернутся и надо будет рассадить их по своим домикам: больших жучков в большие домики, а маленьких – в маленькие. Затем воспитатель раздает детям жучков и дети сажают их на соответствующие листочки.

Игра проводится с небольшой подгруппой детей в процессе занятия.

№ 8

Угости зайчика

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

Игра проводится с подгруппой детей.

 

№ 9

Подбери чашку и ложку к блюдцу

Цель: Учить соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки, ложки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка и ложка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

Игру можно проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Можно предложить детям эту игру в утренний отрезок времени, перед завтраком.

№10

Найди такую же фигурку по цвету

Цель: Учить знать и называть четыре основных цвета.

Оборудование: Сшитый напольный ковер в разноцветную клетку. Фигурки: машинки, матрешки, чашки, самолетики, грибочки.

Ход: Дети располагаются полукругом на ковре. Воспитатель показывает детям коврик в разноцветную клетку, предлагает им рассмотреть его. Затем показывает зайца и говорит, что заяц принес детям игрушки. Достает из сумочки разноцветные фигурки и рассматривает вместе с детьми, делая акцент на цвет фигурок. Далее воспитатель предлагает детям разложить фигурки на клетки ковра соответствующего цвета. Дети выполняют задание, угощают зайчика морковкой и танцуют вместе с ним вокруг коврика.

Игра проводится с подгруппой детей.

№11

Собери цветок

Цель: Учить детей отличать предметы по цвету.

Оборудование: Большие разборные напольные пластиковые цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход: Воспитатель раскладывает произвольно лепестки цветов на ковре и сообщает детям, что на улице был сильный ветер, он сорвал лепестки у цветов и перепутал их. Затем предлагает детям собрать цветы, подбирая лепестки к сердцевинке такого же цвета. Дети выполняют задание, и затем вместе с воспитателем любуются яркими, красивыми цветами.

Игра проводится с подгруппой детей в процессе занятия по сенсорному воспитанию или на физкультурном занятии.

№12

Найди домик игрушке

Цель: Учить группировать предметы по цвету.

Оборудование: Пробки от пластиковых бутылок: красные, синие, желтые, зеленые. Пластмассовые корзинки таких же цветов.

Ход: Воспитатель произвольно на столе раскладывает разноцветные пробочки и говорит детям, что это маленькие человечки и они вышли погулять. Дает возможность детям рассмотреть пробки, поиграть с ними. Затем достает корзинки и говорит, что это домики и человечкам пора по домам, при этом воспитатель объясняет, что человечки красного цвета живут в домике такого же цвета, человечки синего – в синем и т.д.

Дети раскладывают пробки по корзинкам соответствующего цвета.

Вначале года игра проводится индивидуально и детям предлагаются пробки двух цветов. Постепенно количество играющих увеличивается и детям дается четыре цвета. С целью закрепления знаний можно предлагать игру в самостоятельной деятельности детей.

 

№13

Хитрые матрешки

Цель: Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Оборудование: Четыре матрешки с одним вкладышем в каждой.

Ход: Воспитатель ставит на стол матрешек и вместе с ребенком рассматривает их. Предлагает ребенку взять матрешку и потрясти ее. Обращая внимание на звук, открывает матрешку, демонстрируя, что внутри нее есть еще одна. Затем воспитатель показывает, как маленькая матрешка прячется внутри большой. После этого матрешка закрывается. Ребенку предлагается разобрать и собрать матрешку самому. Воспитатель оказывает посильную помощь и сопровождает действия ребенка словами или потешками, приговорками.

№14

Соберем бусы

Цель: Развивать целенаправленные действия детей с несколькими однородными предметами. Развивать у детей мелкую моторику и координацию движений рук.

Оборудование: Веревочка длиной 10-15 см и колечки от пирамидки 4-5 штук.

Ход: Воспитатель показывает ребенку готовые бусы с нанизанными колечками. Затем, в присутствии ребенка, колечки снимаются, кладутся перед ребенком, и взрослый предлагает ему собрать бусы так, как было. Важно обратить внимание на то, что колечки берутся по одному. В процессе нанизывания на веревочку, воспитатель сопровождает действия ребенка словами: «Молодец, надевай колечко, теперь еще одно. Вот как много колечек на наших бусах получилось!» В качестве усложнения можно чередовать колечки по цвету (не более двух цветов) и по размеру (большое-маленькое).

№15

Кубик на кубик

Цель: Развитие моторики рук.

Оборудование: Коробка с кубиками.

Ход: Воспитатель показывает коробку с кубиками и берет себе несколько кубиков. Он обращает внимание ребенка на то, какие они гладки, красивы. Затем кладет кубик на кубик и говорит ребенку, что кубики накладываются друг на друга. По окончании работы, показывая постройку, он подчеркивает: «Вот какая башенка». Затем предлагает ребенку сделать такую же башенку, помогая накладывать кубик на кубик. Вместе с ребенком воспитатель делает постройки, поощряет его действия, любуется, радуется полученному результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...