Семинар для педагогов "Восприятие сказки как деятельность ребенка дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Гырбу Светлана Михайловна

Семинар для педагогов "Восприятие сказки как деятельность ребенка дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «Восприятие сказки как деятельность ребенка дошкольного возраста»

Подготовила: Гырбу С.М.

Вопрос для педагогов: Что такое, по вашему мнению, процесс восприятия?

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие - это совокупность ощущений. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

Восприятие— целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

Образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В стандарте эти формы обозначены как игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность (п. 1.2, п.п.4).

Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности малыш развивается, проходит процесс социализации, обучается и постигает новые знания и умения, набирается опыта и развивает и приобретает новые навыки и умения.

В младенческом возрасте видом деятельности становится восприятие детских стихов. В раннем возрасте - игры с динамическими игрушками, обогащение словаря, восприятия смысла детских литературных произведений, рассматривание картинок с изображением героев. В дошкольном возрасте становятся ролевые сюжетные игры, обогащение словаря, восприятие художественной литературы, фольклора.

Сказка является главным жанром дошкольного чтения: взрослые на всю жизнь сохраняют воспоминания именно о сказках, прочитанных в детстве. Эти воспоминания, как правило, относятся именно к старшему дошкольному возрасту.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками

     Восприятие сказки рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Вопрос для педагогов: Назовите группы сказок, которые вы знаете?

В.Я. Проппа выделяет шесть групп сказок. 1) волшебные; 2) кумулятивные; 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах; 4) бытовые или новеллистические; 5) небылицы; 6) докучные сказки.

         Современная наука различает следующие жанры сказок: 1) о животных; 2) волшебные; 3) новеллистические; 4) легендарные; 5) сказки-пародии; 6) детские сказки

Знакомя ребят с жанром сказки, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Умение воспринимать сказки, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Л.М. Гурович отмечала, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них “второго”, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности.

Вопрос для педагогов: Какие рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста вы можете предложить на ваш взгляд?

Педагогические рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста [6]:

1. Не следует прекращать читать ребенку вслух, даже в том случае, если он умеет читать самостоятельно, поскольку именно чтение взрослого предоставляет больше возможностей для полноценного восприятия, заключающегося, по определению Л.М.Гурович, в единстве протекания трех основных процессов: понимания текста (осознание информации, героев, событий), воссоздающего воображения и эмоционального отклика.

2. Дети в дошкольном возрасте очень любят русские народные сказки. Слушая сказку, ребенок не умеет и не хочет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым событиям в сказке. Он вмешивается не только мысленно, но и действенно в ход повествования (прерывает чтение, задает вопросы, пытается помочь героям). Не ругать ребенка и не наказывать, если он под впечатлением прочитанного испортил книгу: замарал изображение отрицательного героя, вырезал ножницами положительного персонажа, желая спасти его от опасности. Необходимо помнить, что это – результат специфической активности ребенка: содействия, которая может проявляться и таким образом. В таких случаях нужно поговорить с ребенком и объяснить ему необходимость бережного отношения к книгам.

3. Необходимо отвечать на вопросы детей о прочитанном, отталкиваться от них при проведении бесед о книгах.

4. Для детей старшего дошкольного возраста могут быть привлекательны как положительные, так и отрицательные герои. Играя роль отрицательного героя, ребенок может вызвать недовольство взрослых. В таких случаях рекомендуем попытаться отвлечь и переключить ребенка на другое занятие, временно отказаться от чтения любимой книги.

5. Если сказка заканчивается печально, если ребенок слишком эмоционально реагирует, придумать вместе с ребенком другую концовку (например, для сказки “Теремок”).

6. Для того, чтобы ребенок глубже и адекватнее понял прочитанный текст, необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности (рисованию, лепке, инсценированию сказок).

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Заключительная часть:

Блиц-опрос:

  1. Как называется процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы?
  2. Что является главным жанром дошкольного чтения?
  3. Назовите те три стадии, которые выделяет О. И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?
  4. Современная наука различает следующие жанры сказок, какие?

Обобщение:

Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума.

Список использованной литературы

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. – 176 с.
  2. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 18-28.
  3. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина. - Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 26-31.
  4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 315с.
  5. Психология развития http://www.childpsy.ru/ rubricator/branch.php?oid =21717


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

Семинар-практикум «Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»

повышать методический уровень, способствовать творческому поиску педагогов...

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста". Теоретическая часть: доклад "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошколь...

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...

Семинар-практикум «Организация конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для воспитателей «Организация конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста»....