Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Рупп Наталья Владимировна

Семинар-практикум "Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста". Теоретическая часть: доклад "Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста". В практической части: педагогическая игра - викторина " Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста».

Воспитатели: Рупп Н.В.

Егошина М.И.

Дата проведения: 24.03.2022 год.

2022 год.

Цель: расширить и уточнить у педагогов представление об организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Слайд 1.

План проведения:

  1. Теоретическая часть «Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста».
  2. Практическая часть. Педагогическая игра - викторина «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». 

Теоретическая часть. Слайд 2.

 - Уважаемые педагоги, тема нашего семинара очень актуальна. Сегодня мы будем говорить о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Как Вы понимаете, что такое трудовая деятельность? (ответы педагогов). Слайд 3.

Трудовая деятельность - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Слайд 4.

- Есть ли трудовая деятельность в дошкольном возрасте?(ответы педагогов).

     Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Давайте рассмотрим их более детально. Слайд 5.

Постановка цели. Слайд 6.

     Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т. е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто подставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.

      Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого. Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.

   Мотивы трудовой деятельности. Слайд 7.

 В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:

- потребность в положительной оценке взрослых;

- самоутверждение;

- потребность в общении со взрослым;

- желание чему-то научиться;

- общественные мотивы (приносить пользу другим).

     У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Планирование. Слайд 8,9.

    К трудовой деятельности относится операция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого старшими. Простые и известные действия ребенок может планировать, может рассказать, что и зачем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Однако при специальном обучении планированию дети овладевают этим навыком.

Результат. Слайд 10.

Результат видят все дошкольники. Однако, младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.  

Оценка результата деятельности.

     Эта операция сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сначала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

    Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Слайд 11.

- С какими же проблемами мы педагоги можем столкнуться в результате приобщения детей к труду? Слайд 12.

Проблемы трудового воспитания дошкольников:

  1. Снижение интереса.
  2. Отсутствие желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
  3. Бедность, узость и бессистемность представлений детей о труде.
  4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности.
  5. Авторитарная модель руководства трудовой деятельностью в семье и обществе:

- Насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность.

- Чрезмерная регламентация действий ребёнка.

- Угроза наказания за плохое отношение к труду.

- Наказание трудом за плохое поведение.

- Недовольство неумением ребёнка.

         - Именно поэтому нам педагогам необходимо уделить особое внимание трудовому воспитанию наших детей.

     Трудовое воспитание - совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, формирование психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам. Слайд 13.

Цель трудового воспитания.  Формирование ценностного отношения к труду, то есть умение ценить свой труд и труд взрослых, ценить результат труда, осознавать значимость труда, как первостепенной значимости для общества. Слайд 14.

Задачи трудового воспитания: Слайд 15.

  1. Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности:

- воспитание интереса к труду взрослых,

- воспитание уважения к трудящимся,

- воспитание бережного отношения к результатам труда,

- воспитание стремления помогать взрослому.

  1. Формирование самой трудовой деятельности ребёнка:

- развитие трудовых навыков детей,

- развитие умения планировать трудовую деятельность,

- формирование общественных мотивов трудовой деятельности.

  1. Воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности:

- воспитание правильного отношения к собственному труду;

- воспитание личностных качеств (трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности);

- воспитание положительных отношений между детьми в процессе труда.

- С помощью каких средств мы с вами приучаем детей к труду?

Средства трудового воспитания: Слайд 16.

  1. Собственная трудовая деятельность.
  2. Ознакомление с трудом взрослых.
  3. Художественные средства (произведения художественной литературы, музыки, изобразительного искусства).
  4. Трудовое обучение (занятия, игры, упражнения).

Виды труда. Слайд 17.

Самообслуживание - труд ребёнка, направленный на обслуживание себя.

Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности.  Особенность хозяйственно-бытового труда - его общественная направленность, то есть удовлетворение потребностей других детей и взрослых.

Труд в природе. Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка. Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и художественный труд - направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Формы организации труда. Слайд 18.

Поручение - обращённая к ребёнку просьба - взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

1. По форме организации:

- индивидуальные;

- подгрупповые;

– общие.

2. По продолжительности:

- кратковременные;

– длительные.

3. По содержанию (соответствуют видам труда):

- по самообслуживанию;

- хозяйственно-бытовой;

-труд в природе;

- ручной труд.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Виды дежурства:

 - по столовой (со средней группы),

- по занятию (со средней группы),

- в уголке природы (в старшей группе).

Совместный труд. Такая форма организации труда, когда один ребёнок качественно выполняет свой один этап работы, многократно повторяя какую- либо операцию, и передаёт результат своего труда следующему ребёнку, который продолжает работу дальше.

Коллективный труд. Такая форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

Общий труд.  Такая форма организации труда, когда дети работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело.

Практическая часть. Слайд 19.

- Уважаемые педагоги, сейчас предлагаю перейти к практической части нашего семинара и принять участие в педагогической игре-викторине на тему: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». Предлагаю вам разделиться на две команды.

- Прежде, чем мы начнём игру, командам необходимо придумать себе название. У вас на столах лежат буквы, из которых вам необходимо составить слово. Данное слово и будет названием вашей команды.

Упражнение «Собери слово».

Педагоги собирают слова - «Рукодельница», «Умелица».

«Кто знает, пусть дальше играет».

- Чтобы немного размяться, я предлагаю Вам принять участие в игре «Найди пару».

Педагоги встают в круг. Ведущий раздаёт листочки с началом  и продолжением пословицы. Педагогам надо быстро найти вторую половинку. Кто нашёл пару - поднимает руки вверх. Первые три пары получают награду.

Глазам страшно, а руки делают.

Хочешь жить - умей вертеться!

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Не диво дело начать — диво кончить.

Труд человека кормит, а лень портит.

Не трудно сделать, да трудно задумать.

Лето собирает, а зима поедает.

Что посеешь, то и пожнешь.

Игра игрою, а дело делом.

Делали наспех и сделали на смех.

Тише едешь - дальше будешь.

Меньше слов, да больше дела.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Век живи - век учись.

Первое задание «Поехали».

- Каждая команда отвечает на заданный вопрос. За каждый правильный ответ команда получает монетку. По итогам игры, побеждает команда, набравшая наибольшее количество монет.

Вопросы для первой команды.

1. Назовите формы организации труда? (поручение, дежурство, общий труд, совместный труд, коллективный труд)

2. Как называется труд, направленный на удовлетворение личных потребностей? (самообслуживание)

3. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)

4. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанного как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручения)

5. В какой группе вводятся дежурства по уголку природы? (в старшей)

6. Действия дежурных по занятиям.

Вопросы для второй команды

1. Назовите средства трудового воспитания. (Собственная трудовая деятельность. Ознакомление с трудом взрослых. Художественные средства. Трудовое обучение.)

2. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (хозяйственно-бытовой)

3. Как называется труд в центре природы, в цветнике, на огороде, в саду? (труд в природе)

4. Такая форма организации труда, когда дети работают одновременно, выполняя каждый отдельное задание, входящее в общее дело. (Общий труд)

5. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (со средней группы)

6. Действия дежурных по столовой: частичная сервировка стола, уборка после еды.

Второе задание  «Домашнее задание».

Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации - прекрасное качество для каждого педагога. В форме переклички вам необходимо назвать по одному методу или приёму руководства трудового воспитания, выигрывает последний назвавший.

(Объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода), взаимопомощь, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья), поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми). 

Третье задание «Заморочки из бочки».

Вопросы "блиц - турнира" помогут нам выявить самых находчивых, творчески подходящих к любому моменту в воспитании. За каждое решение - монетка.

Команды по очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.

1. Если родитель возмущён фактом привлечения его ребёнка к сборке листьев?

2. Если ребёнок отказывается выполнять обязанности дежурного?

3. Если ребёнок отказывается самостоятельно одеваться на прогулку?

4. Если ребёнок отказывается убирать игрушки или делает это небрежно?

5. Если возник конфликт во время коллективного труда?

6. Если дети не всегда выполняют точно трудовые действия в соответствии с ранее установленными правилами?

Заключительный этап. 

Подведение итогов. Подсчёт монеток и вручение призов.

Заключительный этап нашего семинара - слово эстафета требует от каждого краткости. Взяв игрушку, вы должны продолжить такое предложение: «Дети будут трудиться если я...». Слайд 20.

Вот и закончилась наша педагогическая игра. Спасибо, что все приняли в ней активное участие. Надеемся, полученная информация будет вам полезна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста» Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддержив...

Консультация для педагогов "ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....

"Современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является...

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Презентация к семинару-практикуму " Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"...