Особенности подготовки к семейной жизни в этнопедагогике
консультация на тему
Веками образование и воспитание основывалось на народных традициях и философских взглядах. И на сегодняшний день в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения становится очевидным роль национальной культуры. Ценности педагогической мысли народа в современных условиях рассматриваются, как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу, к истокам духовности. Являясь социокультурно-историческим феноменом, национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений, многогранность культуры и оригинальные традиции. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале и обладают потенциалом регулирования отношений и деятельности личности, культивирования привлекательных личностных качеств и свойств. Кроме того, ценности поддерживают жизнедеятельность общества и выступают фактором его развития и совершенствования.
В народных традициях отчетливо выступают ведущие факторы обучения и воспитания: природа, слово, труд, обычаи, искусство. Традиции ускоряют развитие общества, потому что каждое новое поколение людей, прежде чем приступить к созданию духовных и материальных ценностей, должно усвоить все то, что создано предыдущими поколениями.
В подготовке молодежи к семейной жизни народ в течение веков руководствовался сложившимися обычаями и традициями, неписанными нормами и правилами, которые имели большую воспитательную силу, ибо они представляли выражение народной воли. Веления обычаев и традиций исполнялись беспрекословно, поскольку психологической основой их выступают привычки и коллективное их выполнение, овеянное общественным мнением. Они воспринимались личностью как непререкаемая истина. Обычаи соблюдались не путем морального принуждения, а добровольно. Каждое поколение выбирало соответствующие времени традиции и отказывалось от устаревших.
Историческое развитие народных традиций подготовки к семейной жизни всегда сохраняло в себе устойчивое общечеловеческое содержание, связанное с положительной оценкой таких качеств человека, как целомудрие, трудолюбие, товарищеская взаимопомощь и супружеское взаимопонимание и т.д. Основное содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни в народной педагогике составляла подготовка будущих отцов и матерей, жен и мужей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gubaydullina_o._n.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
1. Семья, семейные традиции и обычаи, как основа подготовки детей к семейной жизни………………………………………………………………….5
2. Роль трудового воспитания детей в подготовке к семейной жизни………7
3. Народные обычаи и обряды, как основа подготовки молодёжи к семейной жизни………………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Веками образование и воспитание основывалось на народных традициях и философских взглядах. И на сегодняшний день в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения становится очевидным роль национальной культуры. Ценности педагогической мысли народа в современных условиях рассматриваются, как уникальное явление, ведущее к истокам культуры народа, по существу, к истокам духовности. Являясь социокультурно-историческим феноменом, национальные ценности вобрали в себя мудрость поколений, многогранность культуры и оригинальные традиции. Они представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале и обладают потенциалом регулирования отношений и деятельности личности, культивирования привлекательных личностных качеств и свойств. Кроме того, ценности поддерживают жизнедеятельность общества и выступают фактором его развития и совершенствования.
В народных традициях отчетливо выступают ведущие факторы обучения и воспитания: природа, слово, труд, обычаи, искусство. Традиции ускоряют развитие общества, потому что каждое новое поколение людей, прежде чем приступить к созданию духовных и материальных ценностей, должно усвоить все то, что создано предыдущими поколениями.
В подготовке молодежи к семейной жизни народ в течение веков руководствовался сложившимися обычаями и традициями, неписанными нормами и правилами, которые имели большую воспитательную силу, ибо они представляли выражение народной воли. Веления обычаев и традиций исполнялись беспрекословно, поскольку психологической основой их выступают привычки и коллективное их выполнение, овеянное общественным мнением. Они воспринимались личностью как непререкаемая истина. Обычаи соблюдались не путем морального принуждения, а добровольно. Каждое поколение выбирало соответствующие времени традиции и отказывалось от устаревших.
Историческое развитие народных традиций подготовки к семейной жизни всегда сохраняло в себе устойчивое общечеловеческое содержание, связанное с положительной оценкой таких качеств человека, как целомудрие, трудолюбие, товарищеская взаимопомощь и супружеское взаимопонимание и т.д. Основное содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни в народной педагогике составляла подготовка будущих отцов и матерей, жен и мужей.
1. Семья, семейные традиции и обычаи, как основа подготовки детей к семейной жизни
Жизнь человека зарождается в семье, он растет для создания новой семьи, живет ради благополучия семьи и народная педагогика со дня рождения начинает готовить человека к семейной жизни.
Семья в первую очередь заботилась о формировании семейных ролей. Каждая семейная роль требует физического развития и нравственного совершенствования, трудолюбия и высоких эстетических вкусов, ума, самостоятельности и ответственности, культуры общения труда и поведения. Малыш еще и головку не держит, а родители радуются: помощник отца (помощница матери) растет. Эта тема - лейтмотив в общении с ребенком, с первых дней и до того возраста, когда он начинал самостоятельно выполнять различные виды труда вместо отца или матери. Эта тема, как, впрочем, и любой другой аспект народной педагогики, не однозначна: она готовила ребенка к труду, к жизни труженика; «привязывала» к семье, закладывая в его формирующееся сознание код: «жить в родной семье, помогать своим родителям – цель жизни». Чуть позже начинались беседы: «Вот вырастешь, женишься (выйдешь замуж), будут у тебя дети, требуй с них, как мы с тебя. …» и т.д.
Своим примером, беседами, рассказами родители формировали в душе ребенка идеал семьи и члена семьи (отца, матери, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, внучки, брата, сестры). Постулаты - назидания - народно-педагогическая технология формирования семьянина. Ими воспитывали детей от трех примерно до девяти лет. Постулаты – назидания состоят из двух ядер, между которыми существует формально причинно- следственная связь, а по существу никакой связи нет.
«Не мой пол поперек досок, а то муж будет кривым». Первое ядро является требованием, указанием, пожеланием взрослых к детям и имеет культурное, гигиеническое, трудовое, нравственно-поведенческое содержание, это формальная причина – условие всего изречения. Второе ядро имеет семейно-воспитательное содержание и выступает в качестве следствия угрозы, если не будет выполнено «условие» первого ядра.
Так в сознание (подсознание) ребенка закладывалось понимание судьбоносности каждого дела, каждого действия, формировалось чувство ответственности за собственные поступки. Народно – педагогической формой индивидуального воспитания являлось имя ребенка. Раскрывая ребенку идеалы, какие они вложили в данное ему имя, родители формировали в сознании ребенка идеал того, кто он есть теперь (сына, внука, брата, и т.д.) и кем он должен быть в будущем (мужчины, солдата, владельца дома и т.д.)
Сына воспитывали как будущего отца, поэтому он должен быть сильным, крепким, трудолюбивым, умным, умелым, деловым, уважительным, волевым, мудрым и т.д. Дочь воспитывали как будущую мать, поэтому она должна быть любящей, старательной, заботливой, не боящейся мелочной работы, бережливой, послушной, умной и т.д.
Муж – добытчик и защита семьи, жена – хранительница очага, множительница добра, воспитательница детей.
Отношения к семье, способность выполнять свою роль в семье выступают в народной педагогике как высшие критерии. Они закладывались в раннем детстве. Во времена детских игр в адрес мальчика, вызывающего досаду своей неумелостью, неловкостью дети бросали такое обвинение: «От тебя ни родится ни дочь ни сын, если и родится, то не выживет».
Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, хранительницей коллективного опыта.
Отец, глава семейства, имел непререкаемый авторитет. Ему и главное место за столом, ему и первый кусок, его слово в семье – последнее.
Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим.
Заботливые, внимательные отношения в здоровой семье сохранялись между детьми всю жизнь.
С раннего детства детей приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар», «Старость к правде ближний путь знает».
Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Они и сказку расскажут, лакомство припасут и игрушку смастерят. Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут.
С бабушкой часто устанавливались особо доверительные отношения, что подтверждает пословица: «Сын матери солжет, а старой бабе не солжет». Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков, безусловным исполнением их заветов, обычаев, традиций: «Как родители наши жили, так и нам велели».
Таким образом, в народной педагогике семья является высшей ценностью; способность создать и содержать семью, с достоинством исполнять свои социальные семейные роли в народной педагогике являются высшими критериями в оценке человека.
2. Роль трудового воспитания детей в подготовке к семейной жизни
Вся атмосфера семейной жизни способствовала трудовому воспитанию. С ранних лет ребенок включался в трудовую деятельность. Мальчика отец брал в поле, приучая к бороне, уходу за лошадьми; девочку мать усаживала за прялку, а также учила шить необходимые вещи, вязать, следить за порядком в доме.
К семи – восьми годам ребенок превращался в существо, готовое знать все, что должен знать человек. Прежде всего, детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и уменья. В деревне работа распределялась в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины. Каждая девочка в роду являлась основой будущей семьи, поэтому традиционным воспитанием в ней развивали высокие душевные качества, которые должны были проявиться в чистоте помыслов и мудром использовании родовых знаний.
Матери очень внимательно относились к воспитанию девочек и прохождению ими всех возрастных посвящений и обрядов. Чем старше становилась дочь, тем большим пониманием о мире и его построении отец и мать должны были её наполнить.
Мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. Приучение подростков к труду проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, других членов семьи. Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье. Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо, а также позволить ему заработать своим трудом хоть небольшие деньги. В тоже время они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье.
К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях. В промысловых районах взрослые сыновья брали на себя все весенние полевые работы. Пока отец был на промысле, подросток самостоятельно вспахивал и заборанивал участок, а затем отправлялся на помощь к отцу. Имея заработок, такой подросток частично тратил его на себя, подготавливая возрастной наряд для гуляний, без которого он не мог бы считаться завидным женихом.
"Выбирай жену не в хороводе, а в огороде", - поучали молодого парня, входившего "в возраст". А вот как проходили смотрины будущей невестки в селе Верхний Жирим.
"Смотрины проходили в местности под названием Аршан, где ручей не замерзал в зимнюю стужу, а летом вода не прогревалась и была леденящая. Женщины и девушки и зимой и летом полоскали там сукманные скатерти (что сами ткали). Если девушка в ледяной воде не боялась застудить руки ("они у неё жаром горели") значит ладная ( обладающая здоровьем, здоровая) будет невестка, а если придет к ручью с туеском горячей воды и будет греть руки, значит и в жизни и в семье будет всё " не очень спорно" (в смысле "хорошо", т.е. ловко, умело)" (Записано со слов Е.С.Асташевой, с. Верхний Жирим.).
После венчания молодые шли в дом молодого. Там ожидали их отцы и матери. Спрашивают у молодого: "Зачем ты женился?" Молодой отвечает: "Жену кормить, поить, с ней хозяйствовать". Спрашивают молодую. Молодая: "Мужу рубахи шить, его одевать, сынов ему рожать".
3. Народные обычаи и обряды, как основа подготовки молодёжи к семейной жизни
В воспитании молодежи ведущей целью была подготовка к семейной жизни на основе народных семейных традиций, обычаев и обрядов. Анализ предбрачной обрядности позволяет выделить следующие особенности подготовки молодежи к семейной жизни:
Особую роль в контексте семейной обрядности играло целенаправленное привлечение обществом внимания детских и молодежных возрастных групп к межполовым проблемам. В повседневной практике такая установка реализовывалась через возможность участия подобных групп в молодежных “сборищах” (посиделках), которые происходили в избах. Посиделочная изба становилась таким образом символической “семейной” избой в деревне, где парни (“мужья”) встречались с девушками (“женами”). Имитация семейной жизни на посиделке способствовала развитию и формированию у молодежи определенного взгляда на семейные отношения, на распределение семейных ролей.
Однако права, роль и поведение девушек в посиделочной “семье” были исключительными, как бы равными таковым же мужским в реальной семье. Взрослые женщины такими правами в реальной жизни не обладали.
Большинство молодежных сборищ и гуляний являлись подготовкой к будущей семейной жизни, и отношение к ним определялось в первую очередь этим событием, поэтому “вечеринки”, “беседы”, “игрища”, “хороводы” представляли собой по существу публичные смотры девушек и невест.
Конечной целью таких молодежных “собраний” было определение степени готовности к браку предполагаемых пар, ознакомление их с нормами полового поведения, выявление отношения к данному браку сельского общества.
В этот возрастной период положение девушек-невест было особенным. Так, в семье девушка-невеста получала определенные преимущества перед своими сестрами (особенно если она была старшей), в первую очередь, - в свободе поведения и нарядах. Менялось отношение к ней семьи, ее старались славить, т.е. создать и упрочить за ней лестную и похвальную репутацию.
Несмотря на относительную свободу поведения молодежи, многочисленные добрачные связи и договоры молодых людей о женитьбе, все же практически повсеместно существовал институт насильственного брака. Молодежь по-своему сопротивлялась браку по принуждению: девушки отдавали тайком залоги, после чего родители вынуждены были соглашаться на брак; устраивали свадьбы “убегом”, “уходом” и т.д. Вечеринка в целом (в первую очередь святочная, так как она обычно была последней в девичьей жизни перед свадьбой) являлась в сознании девушек и общины как бы олицетворением всего периода добрачной обрядности, из которого девушка переходила в другой период - свадебный (брачный).
Основными мотивами заключения брака были следующие: побуждения экономического характера, случайность, привычка, любовь, осознание необходимости воспроизводства жизни.
Таким образом, в основе как коллективных, так и индивидуальных норм поведения, касающихся взаимоотношений юношей и девушек, лежал взгляд на семью как на важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина. Вся система поведения молодежи в добрачный период была ориентирована на развитие тех отношений, которые должны завершиться вступлением в брак.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики – М.: Педагогика, 1998.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Звонарёва А. Народные обряды, обычаи и приметы. – М.: Центрополиграф, 2009.
- Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Латышина Д.И. Традиции воспитания детей русского народа. – М.: Школьная пресса, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Особенности поведения в конфликтной ситуации супругов с различным стажем семейной жизни
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, это единственная социальная группа, при...
Подготовка к семейным праздникам как условие формирования положительных эмоций и чувств
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: ...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
"Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни."
Семейные ценности. Как формировать ценности семейной жизни.Семейные ценности – важнейшая составляющая, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое услов...