Подготовка к семейным праздникам как условие формирования положительных эмоций и чувств
статья
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и весёлость.
Праздник и подготовка к нему – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям.
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 «Дельфин» МО г.Саяногорск
ДОКЛАД
«Подготовка к семейным праздникам как условие формирования положительных эмоций и чувств»
Автор:
Воспитатель
Путинцева И.В.
Саяногорск, 2019
"Ребенок приобщается к материальной и духовной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности и от взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности."
А.С. Запарожец
Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и весёлость.
Праздник и подготовка к нему – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям.
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
В ходе подготовки к семейных праздников у детей поднимается настроение, создается благоприятный психологический климат, а это все, в свою очередь благоприятно влияет на психологическое и физическое здоровье детей: ребенок становится раскрепощенным, веселым, улучшается кровообращение в организме, что способствует улучшению работы всех органов и систем организма, улучшению обмена веществ.
Так же подготовка к праздникам являются действенным средством воспитания: у детей воспитывается ответственность, дружелюбие, чувство поддержки, интерес к обучению и всему окружающему и многое другое.
Мы знаем, что дошкольный возраст - это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, завлечь их, зажечь сердца, зародить в них творческое начало.
Подготовка к праздникам позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности, свои навыки и умения, талант.
Когда ребенок на Дне рождения видит не только красивый стол с угощениями, лица родных и близких, но и сможет весело провести с ними время во время игр и забав, показать близким, чему он научился, как вырос и много знает.
Так же, организация совместных родительско- детских праздников в позволяет ребенку увереннее себя чувствовать, опираться на поддержку близкого человека, проявить чувство гордости за свою семью. Дома правильно организованные праздники помогут родителям лучше узнать ребенка, провести с ним лишнюю минуту, показать, как они любят своего
малыша и что он значим для них. А ребенку такие праздники доставляют еще большую радость: родители собрались вместе, не спешат на работу, а еще и
играют с ним. Согласитесь, не так часто сегодня родители уделяют внимание своему ребенку.
Многие педагоги и психологи утверждают, что в активной деятельности, прежде всего интересной для ребенка, наиболее активно проходит его развитие. А праздник для ребенка и является интересной и активной деятельностью. В процессе такой деятельности происходит психологическая разгрузка.
В ходе подготовки к праздникам праздников можно использовать разнообразные дидактические и развивающие игры на развитие всех психических познавательных процессов, мыслительных операций, закрепление имеющихся знаний детей, умений и навыков.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.)
Какие же бывают методы и приемы?
Методы:
-наглядные
-словесные
-практические
Методы:
-объяснительно-иллюстративный
-проблемного изложения
-эвристический( частично поисковый)
-исследовательский.
Нам кажется разумным объединение этих 2-х классификаций.
Методы:
1. Наглядные
-наглядно-слуховые
-наглядно-зрительные
2. Словесные
3. Практические
-собственно-практические
-игровые
.Остановимся подробнее на НАГЛЯДНЫХ методах и приёмах. Они помогают воспитать культурного зрителя, способного к глубокому восприятию
-рассматривание персонажа.
Помогает вызвать у детей гамму чувств: удивление, восхищение, наслаждение красотой.
Например, появление на новогоднем празднике танцующей Снегурочки . Дети любуются её красотой , грацией , рассматривают её наряд.
Звуковые и шумовые эффекты
-метель, вьюга
-космическая тема
-появление гномиков (звуки леса, скрип снега, стук молотка)
-звонок по сотовому телефону Деду Морозу с включением громкой связи
-световые эффекты
-танец гномиков на новогоднем празднике с электрическими фонариками
-родители освещают дорожку в темном лесу персонажу сотовыми телефонами
-танец девочек – солнечных лучиков со светящимися палочками
-сюрпризная яблонька на осеннем празднике с новогодней гирляндой.
Всё это способствует созданию волшебной, сказочной атмосферы на празднике.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая часть развивающей среды. То, что интересно, ярко, выразительно привлекает детей, вызывает любопытство и интерес.
-современные информационные технологии( мультимедийные презентации,
элементы оформления зала, заставки, отрывки из опер и балетов, сюрпризные моменты )
Показ информации на экране вызывает у ребенка (даже и у взрослого) огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание , стимулируют познавательную активность.
Например, видеописьмо от Громозеки с другой планеты ( планшет в посылке) явилось отличной завязкой сюжета праздника.
Другой пример – сценарий выпускного ,построенный по принципу компьютерной игры. Дети проходят разные уровни сложности ,демонстрируя готовность к школе. В ходе праздника используются компьютерные заставки, задания и.т.д…
-традиционный макияж для создания игрового образа на празднике (с
привлечением родителей) – котёнок с усами, румяный снеговик.
— «вовлекающий показ»
Речь идет о точном и четком показе способа действия, образца. Сначала приём выступает как наглядно-зрительный, затем переходит в практический в игровой ситуации праздника.
Например, пляска Деда Мороза на празднике вовлекает всех детей в весёлый, задорный танец.
-наглядно-слуховой метод
Способствует звуковой регуляции движений. Это не только улучшает качество движений, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъём, желание выполнять движение.
Например, творческое задание «дополни изображение» ( слепи друзей снеговику -рисунок, аппликация) или «найди пару рукавичке»
Но к сожалению , как уже выяснилось, психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах организации и проведения домашних праздников с детьми находится на низком уровне. Именно поэтому вся ответственность ложится на дошкольные учреждения.
Вывод
Праздник и подготовка к ниму– важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. «Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых — порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия). Развлечения как бы объединяют все названные виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском. подготовка к праздникам повышает качества взаимодействия семьи и воспитании детей. - Укрепление неформальных связей внутри семьи- Раскрытие интеллектуальных способностей. - Повышение общего кругозора. - Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.
Список литературы.
1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок - М. - 2011. - С.156.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник / В.В. Давыдов, Т.В. 2.Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение. - 2010. - 365 с.
3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. / Л.С. Выготский, 3-е Изд. - М.: Просвещение. - 2011. - 93 с.: ил.
4.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
5.Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука. - 2013. - 167 с.
6.История эстетики. Памятники Мировой эстетической мысли / Т.1-5. - М. - 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительных эмоций, симпатий, отношений к взрослым и сверстникам у детей раннего возраста
Опыт работы...
Презентация "Формирование положительных эмоций"
Презентация "формирование положительных эмоций" у детей дошкольного возраста через сказку....
Воспитание добрых чувств и положительных эмоций на занятии по развитию речи (на примере сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)
Презентация к занятию "Воспитание добрых чувств и положительных эмоций на занятии по развитию речи" (на примере сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)...
Консультация для воспитателей «Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому учреждению».
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, во...
Сценарий квест-игры "Помоги светофору найти фонарики" на формирование положительных эмоций при изучении ПДД в младшей группе
Предлагаю приключенческую игру для младшей группы возраста 2-3 года, которая базируется на изучении и закреплении знаний об основных сигналах светофора....
Педагогический проект" Формирование положительных эмоций в театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста "
Вид проекта: Практико – ориентированныйЦель проекта: Выявить особенности проявления эмоций в театрально игровой деятельности и создания благоприятных условий в ДОУ для развития эмоци...
Консультация Отрицательные и положительные эмоции у детей во время адаптации к условиям ДОУ
Показатели, по которым можно определить, как протекает процесс адаптации....