Воспитание этических основ личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
творческая работа учащихся (средняя группа) по теме

Утешкалиева Елена Анатольевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovatsionnyy_opyt.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание этических основ личности

ребенка дошкольного возраста

через театрализованную деятельность»

Опыт работы Утешкалиевой Е А  

                                                                     “Театр – это волшебный мир.
                                                                    Он дает уроки красоты, морали
                                                                    и нравственности. А чем они богаче,

                                                                     тем успешнее идет развитие

                                                                     духовного мира детей…”


                                                                                                        (Б. М. Теплов)

          

  Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

С раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, объяснять им разумность и необходимость их соблюдения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных действий. 

Для успешного формирования этических качеств личности моих воспитанников, я поставила перед собой цель и задачи:

Цель:  Воспитание этических основ личности ребенка дошкольного возраста

через театрализованную деятельность

Задачи:

Развивать нравственные качества детей в процессе театрализованной деятельности;

Формировать у детей знания об эмоциональных состояниях;

Побуждать детей искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, мимику, позу, жест, речевую интонацию;

Формировать гуманные нравственные чувства на примерах положительных героев сказок.

Воспитывать коммуникативные навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в вежливости, предупредительности, скромности, чуткости;

Поощрять желание детей принимать активное участие в постановках спектаклей, сценках.

В наше современное время компьютеризации и технического процесса дети, по причине вечной занятости родителей, предоставлены сами себе и свободное время они, как правило, проводят не за книжками, а за телевизионным экраном и компьютерными играми. В отличие от добрых сказок, примеры злых персонажей разного рода «мультиков» и «ужастиков» увлекают детей и оказывают негативное воздействие на неокрепшее детское сознание, у них проявляется склонность к злу и жестокости.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Это период становления личности, когда закладываются предпосылки этических качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с этическим  воспитанием.

Работая с детьми уже достаточно много лет, наблюдая за ними, я отметила, что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над недостатками других.

По моему мнению, противоядие можно найти, обратившись именно к сказке. Общая направленность сказок, идеи мира, добра, братства, оптимистический взгляд на мир и является воспитанием сочувствия, отзывчивости, гуманности, формированием таких нравственных категорий, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя.

Сказки помогают показать:

как дружба побеждает зло («Зимовье»);

как добро побеждает зло («Волк и семеро козлят»);

что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами.

 Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» . Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Сказка воздействует на ум и сердце ребенка, формирует миропонимание, эстетические вкусы, развивает в человеке этические качества. Участие дошкольников в театрализованной деятельности как нельзя лучше подходит для их развития.

 В своей работе  использую в работе с детьми скороговорки и пальчиковые игры, которые способствуют развитию речи, логики, мышления, творческой деятельности, развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что неизменно помогает в театрализованной деятельности. В своей работе я использовала инновационные

техналогии-мнемотехника.

 Мнемо́ника — искусство запоминания

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление;

зрительную и слуховую память;

зрительное и слуховое внимание;

воображение.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс я ввожу так называемые мнемотаблицы (схемы).  

        Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) 

В младшие группе я  использую мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки

А также своей работе я использую тактильные дощечки

  Тактильные дощечки развивают восприятие окружающего мира,  воображение, фантазию. развитают речь, развивают умение выразить словами свои ощущения от прикосновения

Работа по воспитанию этических основ у детей предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных. Я веду театральный  кружок, где при участии родителей  построены ширмы, созданы  декорации, и с помощью родителей постоянно обновляются  атрибуты, маски.

Это помогло в сплочении детей и родителей. Они с удовольствием играют свои роли эмоционально и непринужденно, и высказывают свои пожелания о  дальнейшем проведении таких развлечений

Проводимая работа по развитию у дошкольников этических  качеств через театрализованную деятельность дала положительные результаты. Я заметила, что изменилась атмосфера в отношениях: дети стали доброжелательнее, внимательнее друг к другу, стали радоваться успехам и огорчаться неудачам своих близких и друзей. Они стали эмоциональнее, увереннее в себе, научились делать определенные выводы о совершенных поступках, объяснять любую ситуацию, применительно к себе; также стремятся быть похожими на положительных героев и воздерживаться от отрицательных поступков.

Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих  этических  ценностей.

Поэтому особое значение нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру останется не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного необычном волшебном мире.

         Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности ( доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

         Проблема этического воспитания связана с дефицитом доброты, милосердия, сострадания, сочувствия.

         Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять,

какое будущее мы себе готовим.

   Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться  выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические  традиции человеческого общества. И начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована  условностями бытия. Учитывая реалии современного общества, важно сформировать у ребенка такие качества, которые будут необходимы ему для благополучной адаптации в новом детском коллективе (в школе), которые помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.  

Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми "азбуки нравственности».

      Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения  является приобщение ребенка к миру социальной действительности.

  Отсутствие социального опыта у детей дошкольного возраста (несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных жизненных ситуациях, незнание формул речевого этикета)  давно тревожат педагогов и родителей.

      Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители.

    Так определилась цель реализации данного работы: формирование гуманных качеств личности дошкольника через приобщение ребенка к миру театра.  Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Сказка и игра во все времена  имела огромную власть над детским сердцем. Но как перенести детскую игру на сцену. Такое возможно только в Театре… Театр! – это всегда сказка, чудо, волшебство. Поэтому роль театра в этическом воспитании ребенка - дошкольника очень важна

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.

 

Разучивая роли ,дети запоминают образы. поведение, выражение речи интонации, пластику, мимику.

 Для обучения детей я  использовала следующие инновационные технологии модельных обучений.

 Мнемотехника

 Мнемо́ника — искусство запоминания

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление;

зрительную и слуховую память;

зрительное и слуховое внимание;

воображение.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс я ввожу так называемые мнемотаблицы (схемы).  

        Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемодорожки

В младшие группе я  использую мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки

В своей работе я использую тактильные дощечки

  Тактильные дощечки развивают восприятие окружающего мира,  воображение, фантазию. развитают речь; развивают умение выразить словами свои ощущения от прикосновения.

В результате проделанной работы, у детей сформировались

нравственные качества:

 понимают добро и зло ,милосердие, учатся уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- умеют видеть, ценить и беречь красоту.

Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих  нравственных  ценностей.

 

Проводимая работа по развитию у дошкольников нравственных качеств через театрализованную деятельность дала положительные результаты. Коллектив стал дружным, сплоченным. Я заметила, что изменилась атмосфера в отношениях: дети стали доброжелательнее, внимательнее друг к другу, стали радоваться успехам и огорчаться неудачам своих близких и друзей. Они стали эмоциональнее, увереннее в себе, научились делать определенные выводы о совершенных поступках, объяснять любую ситуацию, применительно к себе; также стремятся быть похожими на положительных героев и воздерживаться от отрицательных поступков.

Поэтому особое значение нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру останется не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного необычном волшебном мире

        Считаю, что наибольший эффект достигается, когда театрализованная деятельность используется  во время организации и проведения различных видов детской  деятельности. Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку и ситуацию, легко находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»

   Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

"Формирование основ экологической культуры через театрализованную деятельность"

значение постановок экологических театров в формировании культуры молодого поколения....

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

"Нравственно-этическое развитие ребенка-дошкольника через театрализованную деятельность"

quot;Нравственно-этическое развитие ребенка-дошкольника через театрализованную деятельность"...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из главных задач дошкольного образования. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Главная цель педаг...