Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)
материал
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из главных задач дошкольного образования. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Главная цель педагога в формировании у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Часцовская средняя общеобразовательная школа
дошкольное отделение детский сад №66
Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством театрализованной деятельности
(из опыта работы)
Подготовила:
Азарова Т.Н.,
воспитатель,
первая квалификационная категория
П. Гарь-Покровское, 2022 уч.год
Актуальность
Дошкольный возраст – основной период развития личности ребёнка, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуализации ребёнка в разных видах деятельности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.)
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является одним из направлений области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО, которое направлено на подготовку детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработка практических умений и навыков поведения в играх, в быту, обучение правильным действиям в различных ситуациях.
Дети в любой момент могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности, используя различные методы и приёмы.
Поэтому важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Следует также отметить, работа по реализации образовательной области «Безопасность» должна входить во все разделы и направления работы дошкольного учреждения. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.
Обучая детей правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать. Этим мы не научим ребёнка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание, как и чрезмерная опека дошкольника, взрослыми может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. Поэтому задача взрослых - научить ребёнка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникёра и труса.
Тема моей работы заключается, в поиске оптимальных путей формирования у детей ответственного отношения к вопросам безопасности. Имеются разные методы ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности. Но, на мой взгляд, и как подтверждают многочисленные исследования, театр – один из самых доступных видов искусства для дошкольников. Ведь в его основе лежит игра, а ведь каждый ребенок любит играть. Во время игры дети получают новые знания, умения, учатся импровизировать, «проигрывают» различные ситуации.
Цель: сформировать навыки безопасности жизнедеятельности детей средствами театрализованной деятельности.
Поставленные задачи для достижения цели:
- Сформировать у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
- Углубить и систематизировать знания детей о навыках безопасного поведения.
- Создать условия для усвоения и закрепления знаний у детей и их родителей основ безопасности жизнедеятельности.
- Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства, для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест.
- Обогащение и активизация словаря.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Воспитывать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Театр — один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью.
Работу по «Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство» я начала с организации развивающей среды в группе, подбора методической литературы, составления плана работы, подготовки игр и художественной литературы.
В работе со сказками активно использовала приём «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.
В младшем возрасте предпочтение отдаётся русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.
В старшем возрасте это: русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», а также авторские: «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстой, «Красная шапочка» Ш. Перро и т.п.
Необходимо было научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Необходимо было рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши могут не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. И здесь к нам на помощь вновь приходит сказка.
Хорошим примером несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. Царевна нарушила правило безопасности, потому что нельзя брать угощения от незнакомых людей.
Девочка из русской народной сказки «Три медведя» ушла в лес и заблудилась. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе.
Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Большое значение в данной работе имеет планирование деятельности, систематизация её в данном педагогическом процессе. Навыки безопасного поведения детей всегда должны охватывать все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и за его пределами.
Для того, чтобы творческая активность продолжалась и дома, к данной проблеме привлекались и родители.
Для родителей были подготовлены и проведены консультации на темы:
- «Семейный театр по ПДД, как эффективная форма работы с родителями по здоровьесбережению».
- «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка».
- «Влияние театра на освоение безопасности жизнедеятельности».
В работе по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности я использую разные формы и методы:
- Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
- Ситуативные беседы, показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.д.) с помощью иллюстраций, инсценировки сказок, презентаций. Но театрализованная деятельность, как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, является наиболее действенной и продуктивной.
- Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения.
- Интегрированные ООД.
- Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.).
Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта», «Дружба с дорожными знаками»;
Игровые НОД: «Юный пожарный», «Чтобы не было беды», «Азбука пешехода»;
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествуем на машине», «Принимаем гостей дома»;
Подвижные игры: «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;
Беседы: «Наши верные друзья» о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый — огонь злой», «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», (цель — рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма), «Что может испортить новогодний праздник?»;
Конструирование: «Пожарная машина»; «Наша улица».
Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;
Развлечения: инсценировки сказок «Кошкин дом», «Пожар в лесу», «Красный, жёлтый, зелёный», «Колобок на новый лад».
Весь материал всегда носил познавательный, информационный и обучающий характер и помогал формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру. Ведь дети, смотря, слушая или проговаривая слова персонажей при театрализации произведений, анализируя с помощью педагога (родителей) поведение героев постепенно приходят к простым, но важным выводам: многих бед могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности.
Можно сделать вывод о том, что театрализованная деятельность – позволяет решать множество задач, в том числе, касающихся формированию основ безопасности жизнедеятельности. С помощью театра развивается личность ребенка, его творческие способности. Работа в данном направлении всегда остаётся актуальной и данная система постоянно должна совершенствоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
«Использование ИКТ в формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» (Обобщение педагогического опыта)
laquo;Использование ИКТ в формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников» (Обобщение педагогического опыта)...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности через проектную деятельность (пожарная безопасность).
бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 291» Сообщение из опыта работы: Формирование основ безо...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (из опыта работы)
развитие творческих способностей у детей...
Доклад из опыта работы: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством сказки"
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе форм...
"Развитие речи посредством театрализованной деятельности" из опыта работы
Свою педагогическую работу я начала с детьми 3-х лет. Многие не умели разговаривать, я столкнулась с нарушение речи у детей. Размышляя над вопросом, как развить речь детей пришла к...
Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
Цель: формирование у дошкольников основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...