Индивидуальный план работы педагога, обеспечивающего реализацию образовательной программы. Тема: "Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушением слуха".
методическая разработка
Представляю индивидуальный план работы педагога на тему:"Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушением слуха". Применение игровой технологии на коррекционных занятиях способствуют преодолению речевого негативизма, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, наблюдательности, внимания, игровых навыков, произвольности поведения, тактильной чувствительности и зрительно — двигательной координации, слухового и зрительного восприятия, расширению пассивного и активного словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz._2023-2024.docx | 87.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Индивидуальный план
работы педагога, обеспечивающего
реализацию образовательной программы
Ткаченко Н.Н.
(Ф.И.О педагога)
Тема: «Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с нарушением слуха»
(название темы)
2023 - 2024
(учебный год)
Группа компенсирующей направленности 3-7 лет
(возрастная группа)
г. Оренбург
Актуальность
В основе игровой технологии лежит игра.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
С помощью игровой технологии, применённой на занятии можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходимых для учёбы в школе и дальнейшей жизни.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что игра для ребёнка с нарушением слуха имеет огромное значение, т.к. она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием речи и словесного общения.
Применение игровой технологии на коррекционных занятиях способствуют преодолению речевого негативизма, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, наблюдательности, внимания, игровых навыков, произвольности поведения, тактильной чувствительности и зрительно — двигательной координации, слухового и зрительного восприятия, расширению пассивного и активного словаря. Применяя игровые упражнения, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.
Принцип моей работы в том, чтобы как можно больше использовать возможности ребёнка по проведению с ним коррекционной работы. При этом стараюсь использовать все доступные средства, чтобы добиться результатов и вызвать интерес ребёнка к процессу обучения: игровые моменты, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные игры, компьютерные игровые программы. Каждую игру использую для решения какой-то определённой учебной задачи. Проведение дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, речи, является необходимой составной частью коррекционно-воспитательного процесса в детском саду, позволяет сделать занятия разнообразными, интересными, увлекательными, с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, что важно для детей с нарушением слуха.
Цель повышения профессионального уровня:
- повысить свой профессиональный уровень по теме, с помощью игровых технологий создать условия обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи:
- расширение и обогащение знаний об окружающей действительности дошкольников с нарушениями слуха посредством игровой деятельности;
- развитие навыков игровой деятельности с разнообразным дидактическим материалом;
- развитие познавательного интереса через побуждение ребенка к активной деятельности, обеспечение ситуации успеха, развитие положительных качеств личности и эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха.
Работа с родителями:
- ознакомить родителей с разными видами занимательных современных развивающих игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства игровой деятельностью.
Знакомство педагогов с теоретическими знаниями использования различных информационно-коммуникационных и традиционных наглядных средств обучения в работе с детьми с нарушением слуха.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
- повышение уровня развития познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти);
- усложнение игровых действий с разнообразным дидактическим материалом;
- развитие положительных качеств (активность, самостоятельность, интерес) формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
- развитие речевой активности, расширение словарного запаса детей.
Форма отчета о проделанной работе:
картотеки дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, конспекты занятий, консультации для воспитателей и родителей, анкеты для родителей, памятки для родителей, пополнение развивающей предметно – пространственной образовательной среды.
Сроки прове дения | Содержание работы |
октябрь | 1. Подбор и анализ литературы по теме индивидуального плана. 2. Разработка тематического плана «Дидактические игры для детей с нарушением слуха». 3. Консультация для родителей «Игра – как средство развития детей». 4. Создание видео «Мы учимся играя». |
ноябрь | #1056;азработка тематического проекта «Я познаю мир через игру». 2. Картотека «Дидактические игры для детей 3-7 лет». #1056;екомендации для родителей «Давайте поиграем вместе». |
декабрь | 1. Анкета для родителей. 2. Консультация для педагогов «Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха». 3. Совместное выполнение практического задания. Изготовление материала к дидактической игре «Когда это бывает?».
|
январь | 1 Памятка для родителей «Играем дома». 2. Изготовление пособия «Кем работают наши мамы и папы» («Профессии»). #1050;онсультация для педагогов «Использование различных информационно-коммуникационных и традиционных наглядных средств обучения в работе с детьми с нарушением слуха». |
февраль | #1048;зготовление наглядно-дидактического пособия «Наша Армия». #1048;зготовление дидактической игры-лото «Основы безопасности». #1059;частие воспитанников в конкурсах рисунков на образовательных платформах. |
март | #1056;абота с интернет-ресурсами по теме самообразования. 2. Изготовление дидактической игры «Кто, где живет?» #1048;зготовление наглядно-дидактического пособия «Окружающий мир». #1059;частие в вебинаре «Игры на развитие памяти, внимания и мышления по возрастам». |
апрель | 1. Рекомендации для родителей «Развивающие игры с детьми с нарушением слуха». 2. Участие воспитанников в конкурсах рисунков на образовательных платформах. 3. Участник вебинара «Игротерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ». |
май | #1055;роведение дидактической игры «Утро куклы». #1055;роведение игры-драматизации «Репка». |
Сроки прове дения | Содержание работы | Примечание |
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март | #1055;одбор и анализ литературы по теме самообразования 2. Разработка тематического плана «Дидактические игры для детей с нарушением слуха». 3. Консультация для родителей «Игра – как средство развития детей». 4. Создание видео «Мы учимся играя». #1056;азработка тематического проекта «Я познаю мир через игру». 2. Картотека «Дидактические игры для детей 3-7 лет». #1056;екомендации для родителей «Давайте поиграем вместе». 1. Анкета для родителей. 2. Консультация для воспитателей «Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха». 3. Совместное выполнение практического задания. Изготовление материала к дидактической игре «Когда это бывает?» 1 Памятка для родителей «Играем дома». 2. Изготовление пособия «Кем работают наши мамы и папы» («Профессии») #1050;онсультация для педагогов «Использование различных информационно-коммуникационных и традиционных наглядных средств обучения в работе с детьми с нарушением слуха». #1048;зготовление наглядно-дидактического пособия «Наша Армия». #1048;зготовление дидактической игры-лото «Основы безопасности».
#1059;частие воспитанников в конкурсах рисунков на образовательных платформах. #1056;абота с интернет-ресурсами по теме самообразования. 2. Изготовление дидактической игры «Кто, где живет?» #1048;зготовление наглядно-дидактического пособия «Окружающий мир». #1059;частие в вебинаре «Игры на развитие памяти, внимания и мышления по возрастам». | Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М., 1975.
Книга предназначена для воспитателей и сурдопедагогов специальных дошкольных учреждений для глухих детей. В пособии раскрываются многие стороны методики обучения глухих детей сюжетно-ролевым играм. В книге рассматриваются вопросы, связанные с содержанием и методами работы по обучению глухих детей дошкольного возраста сюжетно-ролевым играм. Методика проведения игр излагается по этапам — подготовка игры, ее организация, ее дальнейшее развитие. Особое внимание уделяется месту и роли воспитателя в организации игровой деятельности детей. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «Граф- Пресс», 2003. В этом сборнике представлены дидактические игры, которые могут широко использоваться в дошкольных учреждениях и в семье для разностороннего развития ребенка с нарушенным слухом. В первой части книги содержатся дидактические игры и упражнения по развитию познавательных способностей дошкольников с нарушениями слуха. Познавательные способности - это те психологические качества, которые определяют быстроту и прочность усвоения новых умений, возможностей их использования для решения разнообразных практических и мыслительных задач. В специальный раздел выделены игры по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, их наличие поможет педагогам сделать эти занятия более интересными и привлекательными для детей. В третьем разделе сборника представлены игры по развитию речи, направленные на формирование словаря, работу над значениями слов и выражений, активизацию их в разных видах речевой деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется формирование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной); развитие связной речи детей, как разговорной, так и описательно-повествовательной. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Издательский центр - М.: «Академия», 2003. В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показаны ее перспективы в обучении и воспитании глухих детей. Выполнено В консультации раскрыта роль игры в воспитании и обучении детей с нарушением слуха. Даны рекомендации родителям по руководству игры и создания условий для увлекательной игровой активности малышей. Выполнено. Выполнено Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Выполнено. Сертификат. |
апрель | 1. Рекомендации для родителей «Развивающие игры с детьми с нарушением слуха». 2. Участие воспитанников в конкурсах рисунков на образовательных платформах. 3. Участник вебинара «Игротерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ». | Выполнено. Диплом. Сертификат. |
май | #1055;роведение дидактической игры «Утро куклы». #1055;роведение игры-драматизации «Репка». | Выполнено. Выполнено. |
Консультация для родителей
«Игра – как средство развития детей».
Дети с нарушениями слуха испытывают такую же потребность в играх, как и их сверстники. При этом такие дети нуждаются в обучении самому умению играть.
Поэтому перед родителями и педагогами стоит непростая задача: совместить умелое руководство в игре и создание условий для увлекательной игровой активности малышей.
С помощью игр можно решить сразу несколько задач:
- развитие остаточного слуха у ребёнка;
- создание слухо-зрительной основы, соотнесение звуков со зрительными образами;
- расширение представлений малыша о звуках.
Развитие мелкой моторики
Игры данной группы особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.
У деток самая любимая игра в этой категории – это пальчиковое рисование.
Рисовать, кстати можно не только пальчиками, но и всей ладошкой.
В процессе этой увлекательной игры ребенок развивает еще и сенсорику, учится чувствовать и понимать свое тело, проживает новые тактильные ощущения, реализует творческий потенциал, дает выход эмоциям.
Хороши в комплексе с такими играми артикуляционная и пальчиковая гимнастики и дыхательные упражнения.
Прекрасно развивают мелкую моторику мозаики. Они могут быть с крупными деталями – для малышей или с мелкими деталями – для деток постарше.
Игры на развитие восприятия
Такие игры помогают детям усвоить представления о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов.
В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в частях собственного тела.
В ходе использования игр данной группы помимо зрительного, развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.
Используйте в играх со своим ребенком «Рамки-вкладыши».
С ними можно придумать массу увлекательных развивающих игр: ощупывать детали с закрытыми глазами, обводить их на бумаге, пытаться понять, что изменилось (когда ребенок отворачивается, убирайте пару деталей или меняйте местами фигуры, лежащие на столе).
Тренажер «Форма и цвет» поможет детям с нарушением слуха закрепить знания о цвете и форме предметов.
Пространственные представления ребенка и его ориентировка в пространстве совершенствуется благодаря игре на изучение предлогов.
Познакомьте ребенка с музыкальными инструментами. Возьмите барабан и покажите карточку с названием инструмента. Стукните по барабану и скажите: «та-та-та». После ребенок касается барабана, ощущая его вибрацию, старается повторить «та-та-та». Пробует ударить по инструменту, а затем дублирует действие на других поверхностях. Так же можно выполнять игру и с другими инструментами.
Попробуйте игру Чудо-куб «Сенсорика», с помощью которого можно не только закрепить знания о форме и цвете, но и развить сенсорику, определяя на ощупь текстуру предметов.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры помогают обучить ребенка с нарушением слуха принятым нормам поведения. В игре ребенок привыкает слышать, как принято произносить слова приветствия, прощания, начало разговора, просьб и т.п. Все это малыш должен постараться проговорить и запомнить.
Таких игр можно придумывать массу – по 5-6 каждый день. Не пугайтесь того, что часто подготовка к игре длится дольше, чем сама игра: вы долго раскладывали «товар» по полочкам магазина, чтобы ребенок совершил в игре одну покупку за 5 минут. Это нормально! И если ребенок принимает правила этой игры и следует им на протяжении этих 5 минут, выполняя роль покупателя (или продавца), считайте, что игра прошла успешно.
Можно начинать новую! – О пиратах и принцессах, изображать животных в Африке и доктора Айболита, доброго волшебника и потерянные магические кристаллы. Главное, чтобы ребенок проявлял как можно больше интереса к игре и фантазировал.
Театр теней - игра, в которой даже стеснительный ребенок может играть главную роль, ведь актер прячется за ширмой, да еще и в темноте. А пока малыш двигает фигурки, он еще и развивает речь, произнося фразы героев.
Игры на развитие мышления и воображения
Такие игры помогают научить детей с нарушением слуха анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними.
Пазлы «Что за чем?» развивают умение выявлять причинно-следственные связи и выстраивать последовательность событий.
Дидактическая игра «Логика» поможет ребенку научиться выделять общие признаки предметов, устанавливать ассоциативные связи, соединяя картинки с между собой как пазлы. На таком же принципе построена игра «Обобщения».
«Веселый зоопарк» - игра на развитие логического и аналитического мышления, которую можно адаптировать даже для двухлетних деток, убрав карточки со сложными заданиями.
Многоразовые карточки «Головоломки» - прекрасный вариант игры, как дома, так и в путешествиях. Задания направлены на развитие логического и аналитического мышления, помогают развить самостоятельность и усидчивость.
Разработка тематического плана «Дидактические игры для детей с нарушением слуха».
Объем занятий по окружающему миру, предложенный детям с использованием дидактической игры
I квартал (3-4 и 5-6 лет)
Окружающий мир | Дидактические игры | |
3-4 лет | 5-6 лет | |
Игрушки Развивать умение подкладывать таблички к знакомым игрушкам, находить игрушки среди других по предложенной табличке. Расширять знания детей, развивать речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, знание места для их хранения. | «Собери пирамиду», «Сложи картинку», «Парные картинки» | «Кто быстрее соберет игрушки в свою коробку», «Что изменилось?» «Подбери по цвету» |
Овощи. Учить соотносить натуральные объекты и их изображения. Рассматривать картинки с изображением огорода. Подкладывание табличек, устно-дактильное чтение. Развивать речь, расширять знания детей. | «Чудесный мешочек» «Парные картинки» | «Чего нет?» «Узнай на вкус» |
Фрукты. Знакомить с фруктами и их изображениями. Закреплять умение подкладывать таблички. Различать фрукты по вкусу и цвету. Экскурсия в магазин и на рынок. Развивать речь, память. Рассмотреть картинку «Сад». | «Что у мишке в мешке?» | «Угадай по вкусу» |
Одежда. Рассматривание одежды в раздевальной комнате, знать свой шкаф, свои вещи. Закреплять понятия «надень», «сними», соотносить предметы одежды с картинками. | «Разрезные картинки» «Сложи картинку из частей» (4 части) | «Одень куклу» |
Обувь. Показ и рассматривание обуви для взрослых и детей. Соотносить предметы обуви с их изображениями. Показ способов ухода и места хранения обуви. Расширять знания, развивать речь детей. | «Найди пару» | «Определи, чья обувь?» |
Части тела. Учить называть части тела, показывая на кукле и на себе. Соотносить таблички с частями тела. Отвечать на вопросы: Что это? Где рука, нога? Совершенствовать умение содержать свое тело в чистоте, воспитывать желание быть аккуратным. | «Парные картинки» «Что это?» | «Сложи куклу» «Сложи картинку из частей» (4 части). |
Сведения о себе. Узнавать себя на фотографии, подкладывать табличку с именем. Способствовать усвоению необходимых сведений о себе. Учить понимать и отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?» «Как твоя фамилия?» Печатное письмо по образцу в индивидуальных тетрадях. | «Назови, кто это?» | «Кого нет?» |
Семья. Узнавание на фото родных и близких. Расширять и закреплять представления детей о членах своей семьи. Знать как кого зовут. Подкладывание табличек, устное приближенное и устно-дактильное проговаривание слов. Выяснение с помощью вопросов: «Кто это?» «Где…?» | «Сложи фото» | «Моя семья» |
Животные. Знакомить детей с домашними и дикими животными, их внешним видом, повадками, движениями. Учить узнавать домашних и диких животных путем подкладывания табличек к картинкам, игрушкам, устного приближенного и устно-дактильного произнесения слов, узнавать и выполнять действия, звукрподражания, соответствующие каждому животному. Дать понятие, где живут животные. Развивать речь, обогащать знания. | «Кто как кричит?» «Угадай, кто это?» | «Кто где живет?» |
Растения. Знакомить детей с видами растений: дерево, куст, цветок, трава. Учить замечать изменения в жизни растений в разное время года. Называть путем подкладывания табличек, глобального и устно-дактильного чтения слов. Познакомить с основными частями растений: ствол, ветки, стебель, листья. Расширять знания, вызвать интерес к растениям. | «Сложи цветок» | «С какого дерева лист?» |
Посуда. Знакомство с разными видами посуды: чайная, столовая, расстановка ее на столе и в шкафу. Учить правильно использовать столовые приборы. Закреплять название посуды в процессе подкладывания табличек глобального и устно-дактильного чтения слов. | «У кого есть?» | «Что изменилось?» |
Мебель. Закреплять знания о различных видах мебели. Учить отвечать на вопрос: «Где…?» Учить подкладывать таблички к картинкам, предметам. Расстановка мебели в комнате куклы, закрепление способов ухода за мебелью. Развивать речь детей, сообразительность. | «Найди пару» | «Покажи, где?» |
Времена года. Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Рассматривание картин разных времен года. Наблюдение на прогулке за солнцем, снегом, дождем, ветром. Сравнивать погоду на улице с изображением на картинке, обозначать табличкой-названием. Практическое ознакомление с объектами неживой природы, их свойствами: лед, снег тает, вода замерзает. | «Сложи картинку из частей» | «Когда это бывает?» |
Учебные принадлежности. Знакомить детей с учебными принадлежностями, их назначением. Называние в процессе подкладывания табличек глобального и устно-дактильного чтения слов. Учить выполнять поручения типа: возьми, положи, дай. | «Парные картинки» | «Чего не стало?» |
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Картотека дидактических игр
группы компенсирующей направленности
для детей от 3 до 7 лет
Дидактические игры
для детей 3-5 лет
- Цветная лесенка ( нанизывание колец на стержень)
- Прокати шарик
- Цветные башни (подбор по цвету)
- Кто правильно закроет коробочки? (подбор по величине)
- Чудесный мешочек
- Что там?
- Посадим грибы
- Собирание матрешек, пирамидок (трех-четырехместных)
- Построй башню
- Лото-малышам
- Складывание разрезных картиной (из 2,3,4частей)
- Цветная мозаика
- Магазин игрушек (лото)
- Бусы для кукол
- Занимательная коробочка
Дидактические игры
для детей 5-7 лет
- Игры с игрушками (матрешки, вкладки)
- Что изменилось?
- Что у мишки в мешке?
- Поймай рыбку
- Прокати такой же шарик
- Кто скорее соберет игрушки, крышки в свое ведерко (подбор по цвету)
- Натольно-печатная «Три медведя»
- Угадай, что это? (Чудесный мешочек)
- Оденем куклу на прогулку
- Занимательная коробочка
- Цветные колпачки
- Каждую фигуру на свое место
- Поставь по порядку
- Мы составляем Петрушку (сборно-разборная игрушка)
- Геометрическое лото
- Подбор парных картинок
- Подбери по цвету
- Подбери по форме
- Подбери по величине
- Складывание разрезных картинок (4-5 частей)
Рекомендации для родителей:
«Давайте поиграем вместе».
Дети с нарушениями слуха испытывают такую же потребность в играх, как и их сверстники. При этом такие дети нуждаются в обучении самому умению играть.
Поэтому перед родителями и педагогами стоит непростая задача: совместить умелое руководство в игре и создание условий для увлекательной игровой активности малышей.
С помощью игр можно решить сразу несколько задач:
- развитие остаточного слуха у ребёнка;
- развитие внимания;
- расширение представлений об окружающем мире;
- расширить и активизировать словарь детей;
- учить понимать вопросы и отвечать на них;
- развивать связную речь детей.
Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т. п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой).
При этом особое внимание следует обращать на два момента:
- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.
- при показе дети должны повторять задание вслух.
Ведущий (педагог или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.
«Магазин»
Оборудование: три полки, натуральные или нарисованные на ватмане, игрушки или картинки с изображением игрушек (могут быть картинки с изображением посуды, одежды и др.), таблички с названиями игрушек.
Речевой материал:
матрешка, лопата, машина, кукла, рыба, пирамида. Это магазин. Я буду продавцом. Какую игрушку ты хочешь? Я купил зайку...
Ход игры
На столе стоят полки с игрушками. В случае их отсутствия можно прикрепить к доске лист бумаги, на котором нарисовано три полки, к которым прикреплены картинки с изображением игрушек. Рядом с полками на столе лежат таблички с названиями игрушек. Взрослый показывает на полки и говорит: «Будем играть. Это магазин. Я буду продавцом. Саша, какую игрушку ты хочешь?» Ребенок подходит к полкам, берет одну из табличек с названием игрушки, которую хочет купить. В зависимости от речевых возможностей одни дети могут ограничиваться только названием игрушки, другие использовать фразу «Я хочу (купить) куклу». Ребенок отдает табличку взрослому. Продавец берет игрушку с полки, просит ребенка сказать, что он купил. Игра продолжается, пока не будут «распроданы» все игрушки.
«День рождения лисы»
Оборудование: игрушки (лиса, кошка, волк, медведь, заяц, собака), таблички с названиями животных, игрушечный стол и стулья.
Речевой материал: лиса, медведь, кошка, волк, заяц, собака. У лисы день рождения. К лисе пришли гости. Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Кто это?
Ход игры
Перед детьми на столе стоит игрушечный стол и стулья. На каждом стульчике лежит табличка с названием того или иного животного. Появляется лиса. Педагог говорит детям: «У лисы день рождения. К лисе пришли гости». Далее педагог указывает на стульчики с табличками, говорит: «Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Посмотрите, кто тут». Дети рассматривают и читают таблички. За ширмой на другом столе находятся животные, которые пришли к лисе на день рождения. Дети вместе с педагогом называют животных.
Затем ведущий предлагает детям: «Давайте посадим животных на свои места». Он предлагает кому-то из детей взять табличку, найти соответствующую игрушку и разместить ее на стуле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не посадят за стол всех животных. Затем еще раз уточняется, кто пришел к лисе в гости, что делали гости на дне рождения.
«Огород»
Оборудование: большая карта с изображением огорода (на каждой «грядке» нарисован пустой кружок, а под ним написано название овоща), маленькие картинки с изображением картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука, огурца, помидора.
Речевой материал:
картофель, капуста, морковь, свекла, лук, огурец, помидор. Это огород. Тут растет капуста, лук... Что там? Что это? Где растет...?
Ход игры
На столе у ведущего лежит большая картина с изображением огорода. В конверте у педагога маленькие картинки с изображением овощей. Он говорит: «Это огород (показывает на большую картину). Тут растет капуста, свекла...» Далее педагог достает из конверта маленькую картинку с изображением, например, огурца и спрашивает детей:
«Что это? Где растет огурец?» Один из детей подходит к большой картине, находит пустой кружок, под которым написано ОГУРЕЦ и кладет изображение огурца на пустой кружок. Затем педагог предлагает кому-то из детей достать из конверта картинку с изображением другого овоща, назвать его, а затем найти грядку, на которой он растет. Детям задаются вопросы: «Что это? Где растет?» Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все пустые кружки на картине с изображением огорода.
«Зеркало»
Количество игроков может быть любым.
Инструкция: Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:
- повторение одиночных движений вслед за ведущим;
- играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности;
- ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании в рамках развития сотрудничества детского сада и семьи в области развития игровой деятельности детей с нарушением слуха.
#1063;то предпочитает делать Ваш ребенок дома в свободное время? Подчеркните ответ.
Смотреть телевизор, смартфон, планшет. | Гулять на улице, бегать на детской площадке. | Играть с игрушками дома, рисовать и лепить, резать … | Играть в компьютерные игры. | Другое (напишите).______
_________________ |
#1050;ак Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно. | Не всегда играет самостоятельно. | Не играет сам. |
#1045;сть ли у Вашего ребенка любимая игра? Подчеркните и допишите ответ.
Да, (какая игра? Как называется? Напишите.)____________ ____________________________ ______________________________ ________________________________
| Нет. (Напишите, почему нет любимой игры у ребёнка?)______________
________________________________ | Не знаю. |
#1048;граете ли Вы с ребенком дома? Подчеркните ответ.
Да | Нет | Иногда | Ребёнок самостоятельно организует игры. |
#1053;азовите игры, в которые Вы играли всей семьей.
|
|
|
|
|
|
|
#1057;читаете ли Вы, что игра помогает ребенку развиваться? Подчеркните ответ.
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
#1042; какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома? Подчеркните ответ.
1. Настольно-печатные игры (например, «Большая стирка», « Тренируем память», « Домино». |
|
2. Подвижные(спортивные) игры: «Прятки», «Догонялки», « Игры с мячом», « Скакалка», «Баскетбол» и т.д. |
|
3. Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Например, игра в доктора, игра в парикмахера, игра в шофера, игра в дворника. |
|
4. Дидактические игры (их покупаете в магазине). Например: «Собери картинку из частей», « С какого дерева листок?», «Изготовление аппликаций», «Подбери по форме», «Времена года», «Чей малыш?» |
|
5. Театрализованные игры: большой домик из картона или ткани, маски животных и сказочных героев, костюмы. |
|
6. Компьютерные (смартфонные) игры. |
|
#1044;ругое (напишите). |
|
|
|
|
|
8. Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как?
|
|
|
|
|
|
9. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребёнка к школе?
|
|
|
|
|
10. На какие вопросы может ответить Ваш ребёнок? Например, как тебя зовут?
Напишите 10 вопросов.
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Благодарим за участие в анкетировании.
Консультация для педагогов
«Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха»
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.
Целью использования игровой технологии в дефектологической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к речевому общению.
Использование игровой технологии в коррекционной работе
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий подобраны игрушки, дидактические и настольно – печатные игры.
Использование игрушек
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. На каждое занятие «приходит гость». Это может быть смешарик, медвежонок, умеющий играть на барабане, зайка, играющий на гармошке, кукла, рассказывающая детям о частях тела и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся чему-то, но и помогают кукле одеться на прогулку, мишке приготовить обед, зайке найти маму.
Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.
Игровая форма занятий
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Коррекционные занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия путём выполнения упражнений по заданию героя, дети выполняют дидактическую задачу. Дети так же могут выполнять роли (звери, пассажиры, спортсмены). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться и поощряться.
Дидактические игры
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.
В качестве дидактического материала используются:
- игрушки;
- реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства);
- объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
- расширять и уточнять знания детей;
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
- развивать речь, расширять словарный запас;
- развивать все психические процессы.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, разрезные картинки, пазлы, кубики, лабиринты.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение слуха, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи.
Для развития речевого дыхания используются игры «Листики летят», «Варежки», «Футбол», «Кораблик плывет», «Снежинки летят», «Салют», «Ветерок».
Для развития слухового восприятия используются игры: «Что звучит?», «Один – много», «Угадай слово», «Тихо – громко», «Угадай, где звучит?»
Для индивидуальных занятий используются тетради, индивидуальные альбомы.
Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются игрушки и рисунки к книге Нищевой «Артикуляционная гимнастика для малышей».
Самые любимые детьми игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, активизация словаря.
В группе есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми по разным направлениям коррекционной работы.
Литература:
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
Пенькова Л. А. ,Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
С детьми играем – речь развиваем. Часть 1.
Учебно– методическое пособие – М. ТЦ сфера. 2013 -176 с. (Развитие речи шаг за шагом)
Учимся, говорим, играем.Коррекционно– развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Воронеж ЧП - 206с.
Дети с кохлеарными имплантами. Под редакцией О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. Москва 2017
Рекомендации для родителей
«Развивающие игры с детьми с нарушением слуха»
Применение игр у детей с нарушением слуха способствует решению задач на развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи и обогащение представления детей о звуках окружающего мира. Для достижения результата нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:
- первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо родителя и его действия и слушает;
- по мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. В случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который; они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух. В ходе игр-упражнений звучания, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания;
- целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор – из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.
Игры-упражнения, направленные на развитие неречевого слуха детей включают обучение различию: на слух звучащих игрушек, громкости, количества, длительности, слитному и прерывистому, темпа, громкости, высоты, количества, музыкальных ритмов, определению места расположения (слева, справа) звучаний и голосов животных и птиц. Предложенные игры могут быть использованы родителями в домашних условиях.
Формирование умения реагировать на начало и конец звучания.
Игра «Барабан или гармошка?»
Цель: учить ребенка различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.
Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла (у взрослого), маленькие зайка и кукла или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА (у ребенка).
Речевой материал: будем играть, слушай, верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.
Ход игры.
Ребенок сидит перед взрослым за столом. На столе сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки – барабан, около куклы – гармошка. На столе у ребенка - маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Взрослый ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает ребенка повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла. Взрослый на глазах ребенка играет в разной последовательности то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Ребенок самостоятельно выбирает нужную игрушку (картинку): если звучит барабан – выбирает зайку, который прыгает; если играет гармошка, то выбирает куклу, которая танцует. В подтверждение правильности выбора взрослый также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке. Когда ребенок начинает уверенно справляться с данным заданием, взрослый стучит в барабан или играет на гармошке за ширмой и побуждает ребенка выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая играть на гармошке или барабане, появляется из-за ширмы, оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.
Аналогично можно проводить игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем детям предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан – дудка – металлофон, гармошка – бубен – дудка.
Обучение различию на слух количества звучаний.
Игра «Один и много»
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания. Оборудование: барабан, счетный материал, таблички.
Речевой материал: будем играть, слушай, да, нет, верно, неверно, покажи, ОДИН, МНОГО.
Ход игры.
Ребенок сидит за столом, перед ним на определенном расстоянии два подноса – с одним предметом (или шарик, или матрешка, или елочка и т.п.) и с большим их количеством. Взрослый на глазах ребенка ударяет один раз по барабану, Показывает поднос с одним предметом (например, матрешкой) и побуждает ребенка сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па!». После этого он ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно четкими), показывает поднос с большим количеством предметов (например, семь-восемь матрешек) и побуждает к этому ребенка. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося «па-па-па-па-па». Затем взрослый предлагает ребенку различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии (т.е. он видит, как взрослый ударяет по барабану и слушает звук). Производя один удар или большое их количество, он спрашивает ребенка: «Сколько?» (используется естественный жест и табличка). Ребенок показывает соответственно на поднос с одним или большим количеством предметов и хлопает один или много раз, произнося соответственно «па» или «папа-па-па-па».
Различие на слух голосов птиц и животных
Игра «Это кто?»
Цель: учить различать при ограниченном выборе голоса птиц и животных.
Оборудование: записи голосов, например, мычание коровы, стук дятла, кукуканье кукушки или лай собаки, мяуканье кошки, кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки.
Речевой материал: будем играть, слушай, да, нет, верно, неверно, КОРОВА, ДЯТЕЛ, КУКУШКА, СОБАКА, КОШКА, ЛЯГУШКА.
Ход игры.
Взрослый показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает ребенка; «Как кошка мяукает?» После воспроизведения ребенком голоса кошки (собаки, курицы) включается запись. Соответствующие игрушки ставятся на стол. Затем предлагается детям узнать, чей голос они слышат. В случае ошибки, не выключая записи, показывается соответствующая игрушку или картинка. Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из двух-трех) выборе, например: мычание коровы – стук дятла (голос кукушки); лай собаки – мяуканье кошки – кваканье лягушки и т.п. Постепенно выбор расширяется.
Обучение умению реагировать на начало и конец звучания.
Игра «Мы танцуем»
Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания. Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.
Речевой материал: будем играть, слушай, да, нет, верно, неверно.
Ход игры.
У ребенка в одной руке ленточка (платочек), а в другой руке – музыкальный инструмент (дудка, губная гармошка). Он одной рукой начинает играть на инструменте или включать любую музыку, а второй – размахивать платочком (ленточкой) над головой. Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку). Взрослый учит ребенка в момент начала игры размахивать платочком (ленточкой) над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается. По мере того, как ребенок овладевает этим умением, видя игру взрослого на инструменте, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью взрослый играет за экраном (ширмой) или ребенок поворачивается к нему спиной. Вместо ленточки (платочка) ребенку можно дать детям куклу, которая начинает танцевать под музыку и останавливается (садится) при ее прекращении.
Литература, рекомендуемая родителям: Головчиц, Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха и зрения: сборник игр для педагогов и родителей: практич. пособие / Л.А. Головчиц – М., 2003. – 160 с.
Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом/ О. В. Зонтова – СПб., 2009 – 172с.
Памятка для родителей «Играем дома».
Поставьте прямоугольный столик, стул. Проследите, чтобы мебель соответствовала росту ребёнка.
- Повесьте несколько репродукций, изображающих натюрморт, пейзаж, животных. Прикрепите к ним таблички с названиями.
- Поставьте один или два цветка на окне, столе или специальной подставке так, чтобы ребёнок мог сам их поливать.
- На полочку поставьте игрушки. К игрушкам прикрепите таблички с названиями.
- В специальной коробке храните все пособия, картинки, таблички со словами, которые вы используете на занятии. Разложите их по коробкам, конвертам, сделайте на них соответствующие надписи.
- Также вам понадобится наборное полотно. Это может быть фланелеграф. Вставьте на него несколько обиходных выражений, которые понадобятся в ходе занятий. По мере усвоения ребёнком слов и выражений, вы будете менять их и пополнять.
- Сделайте несколько фотографий членов семьи, выполняющих различные действия: ест, спит, играет, бежит, сидит и т. д. Сделайте соответствующие подписи к ним.
- В ящике для игрушек должен быть мешочек для мелких игрушек: цветные кубики, мозаика, парные картинки, лото.
Родителям необходимо помнить, что, занимаясь с ребёнком, вы тем самым умножаете результаты его воспитания и обучения. Выполняйте домашние задания, пользуйтесь советами учителя-дефектолога, воспитателей и читайте специальную литературу.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Конспект дидактической игры с элементами сюжета
для детей группы компенсирующей направленности от 3 до 7 лет
Тема: «Утро куклы»
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Цель:
укреплять интерес к игре с куклой, закреплять навыки игры с ней, упражнять в аналитическом чтении, активизировать словарь детей.
Задачи:
- учить детей воспроизводить несколько связанных между собой действий;
- продолжать обучать выполнению элементарных действий по словесной инструкции с опорой на табличку;
- закреплять названия одежды, посуды, частей тела, предметы гигиены, проговаривая их устно-дактильно с опорой на табличку;
- закреплять дифференцирование понятий вымой-вытри, возьми-поставь, положи;
- точно выполнять поручения педагога;
- закреплять умение правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
- побуждать детей пользоваться речью в процессе игры;
- развивать память, внимание;
- воспитывать умение правильно вести себя во время игры, желание играть с куклой.
Оборудование:
кукла, кукольная кровать, постельные принадлежности, кукольная посуда, тазик с водой, мыло, салфетка, кукольное платье, туфли, наборное полотно, таблички.
Методические приемы:
организационный момент, сюрпризный момент, поручения к детям, игровые действия, итог.
Речевой материал:
активный: привет, пока, кукла, каша, чай, на, ешь, пей.
пассивный: будем играть, кровать, одеяло, подушка, простыня, чашка, ложка, тарелка, чайник, кастрюля, салфетка, мыло, вода, руки, ноги, лицо, платье, туфли, надень, вымой, вытри, возьми, поставь, положи, будет делать зарядку, будет умываться, будет завтракать, пойдет заниматься, спасибо, молодец, вверх, вниз, прыгайте.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят на ковре.
-Будем играть.
Дети прочитывают табличку устно-дактильно. Воспитатель идет в игровой уголок и зовет за собой детей.
-Идите ко мне.
-Тихо! Показывает рукой на спящую куклу, спрашивает:
Кто это?
-Кукла. (с опорой на табличку)
-Что делает кукла?
-Кукла спит. (дети читают таблички устно-дактильно)
Воспитатель с детьми рассматривают постельные принадлежности на кукольной кровати, читают таблички: подушка, простыня, одеяло.
-Как зовут куклу? Куклу зовут Оля.
-Наступило утро, кукле пора вставать.
-Оля, встань! (табличка)
Кукла встает.
-Что дальше? Что будет делать кукла?
-Кукла будет делать зарядку. (табличка)
Дети вместе с куклой делают зарядку (руки вверх, вниз, наклон, прыжки).
Воспитатель хвалит детей , спрашивает, что будет кукла делать дальше.
-Будет умываться. (табличка)
Все подходят к столу. На столе стоит тазик с водой, лежит мыло, салфетка. Дети повторяют названия частей тела, предметов гигиены (находят нужную табличку на наборном полотне)
Воспитатель дает каждому поручения:
-Вымой лицо кукле. Вытри лицо кукле. Вымой руки кукле. Вытри руки кукле. (ребенок прочитывает поручение на табличке устно-дактильно)
Воспитатель обращает внимание детей на наборное полотно, там две таблички (кукла грязная, кукла чистая). Воспитатель просит выбрать нужную табличку, хвалит детей.
-Что дальше? Что будет делать кукла?
-Кукла будет одеваться (табличка).
Дети снова возвращаются в игровой уголок.
-Надень платье, надень туфли.
Ребенок прочитывает поручение и выполняет. Кукла одета.
-Что будет делать кукла?
-Кукла будет есть. (табличка).
Педагог привлекает внимание детей к тому, что в комнате есть стол, стул и предлагает посадить куклу за стол, есть. Рядом с кукольным столом стоит наборное полотно с табличками и небольшой столик с кукольной посудой. Дети повторяют названия посуды и находят табличку.
Воспитатель обводит рукой все рассмотренные предметы и говорит: «это посуда». Дети прочитывают слово.
Воспитатель дает каждому ребенку устно-письменное поручение «возьми чашку, поставь чашку, возьми ложку, положи ложку, возьми тарелку, поставь тарелку, поставь салфетки». Дети читают поручение и выполняют его.
Дети по очереди кормят куклу, поят ее чаем. Впроцессе кормления действия оречевляются: «на, ешь, пей».
-Тут каша, тут чай. Обращает внимание детей, как надо правильно держать ложку, кормить аккуратно, вытирать рот салфеткой.
Кукла благодарит детей «спасибо».
-Кукла пойдет заниматься.
Кукла прощается с детьми «пока».
Воспитатель выносит ее из группы.
Итог.
-Что мы делали? (табличка)
-Мы играли. Отвечают устно-дактильно с опорой на табличку.
-Что еще делали? (слушали, говорили, читали).
Воспитатель дает оценку каждому ребенку. Молодец. Хорошо играл.
В следующий раз мы с вами еще поиграем с куклой.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
г. Оренбурга
Конспект проведения игры-драматизации «Репка»
в группе компенсирующей направленности
от 3 до 7 лет
Подготовил: воспитатель
Ткаченко Н.Н.
Тема: драматизация сказки «Репка».
Задачи:
- формировать у детей интерес к драматизации сказки; учить детей брать на себя роль героя сказки, действовать согласно роли, эмоционально, выразительно;
- передавать характерные признаки героев;
- развивать устную речь детей, создавать условия для развития фразовой речи;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа:
- рассматривание книг с русскими народными сказками, прочитывание знакомых слов, называние персонажей сказки доступным способом;
- имитация повадок животных в подвижных и сюжетно-ролевых играх; отработка на индивидуальных занятиях звукоподражаний (мяу-мяу, пи-пи-пи, ам-ам-ам), обыгрывание персонажей сказок.
Ход драматизации.
Педагог обращает внимание детей на домик-ширму. Дети наряжены в костюмы.
-Что это? (Дом.) Кто там?
Окно открывается, появляется бабушка.
-Привет! Я – бабушка. У меня есть сундучок. Что там? Давайте посмотрим.
Бабушка достает из сундучка пальчиковый театр к сказке «Репка».
-Кто это? (Это дед.)
-Кто будет дед? (Марк)
-Кто это? (Это баба.)
-Кто будет баба? ( Алина)
Бабушка обговаривает всех персонажей сказки. Затем начинается драматизация сказки.
Бабушка: - Посадил дед репку. (Бабушка предлагает прочитать табличку
глобально или дактильно. Дед имитирует посадку репки: копает, рыхлит, сажает, поливает; садится на стульчик около домика. Репка начинает расти.)
- Выросла репка большая. (табличка)
- Тянет дед репку. Вытянуть не может. (табличка)
- Позвал дед бабу.
Дед: - Баба, иди! (устно-дактильно)
Бабушка: - Тянут репку. Вытянуть не могут. Позвала баба внучку.
Бабка: - Внучка, иди! (устно-дактильно)
Бабушка: - Тянут репку. Вытянуть не могут. Позвала внучка собаку.
Внучка: - Собака, иди! (приближенно, по табличке)
Собака: -Ам-ам-ам!
Бабушка: - Тянут репку. Вытянуть не могут. Позвала собака кошку.
Собака: - Кошка, иди! (устно-дактильно)
Кошка: - Мяу-мяу-мяу.
Бабушка: - Тянут репку. Вытянуть не могут. Позвала кошка мыщку.
Кошка: - Мышка, иди!
Мышка: - Пи-пи-пи!
Бабушка: - Тянут репку. Вытянули репку.
Герои сказки радуются результату. Бабушка в заключение предлагает исполнить хоровод с платочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования ...
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Целью программы является развитие когнитивного потенциала, социализация ребенка с синдромом Дауна, повышение его самостоятельности и автономности, создание условий для развития эмоционального, социаль...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...
План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже...
Проект Тема «Использование инновационных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
ПроектТема «Использование инновационных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...
Индивидуальный план работы педагога, обеспечивающего реализацию образовательной программы. Тема: "Гендерное воспитание детей с нарушением слуха в условиях детского сада и семьи".
Представляю индивидуальный план работы педагога на тему: " "Гендерное воспитание детей с нарушением слуха в условиях детского сада и семьи". Считаю, что гендерное воспитание должно...