Характеристика и сущность ФГОС ДО
консультация на тему
Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика и сущность ФГОС ДО
Дошкольное детство является не периодом подготовки к школе, а самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества.
Дошкольное образование - важнейшее условие реализации потенциала развития личности, формирования ее идентичтости, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества
Социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста
• неравенство доступа к качественному дошкольному образованию
• распад сети ведомственных дошкольных организаций
• фактическое отсутствие бизнес-структур, заинтересованных в развитии и поддержке системы дошкольного образования
• деформация традиционного уклада воспитания ребёнка в семье и рост числа неполных семей, сужение родственных связей, преобладание однодетных семей и пр.
Особенности ФГОС дошкольного образования
ФГОС основа разработки
• Конституция Российской Федерации
• Конвенция ООН о правах ребенка
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Семейный кодекс Российской Федерации учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации
ФГОС направлен на обеспечение
- формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека
- равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса
- становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста
- формирования социокультурной среды дошкольного детства
- развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка
- поддержки разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)
- преемственности дошкольного и начального уровней общего образования
ФГОС дошкольного образования является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
- Родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
- Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
Преемственность уровней образования (единая философия образования для всех уровней образования)
Миссия дошкольного образования - становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости
Ожидания от системы дошкольного образования
• государство – готовность к школе и полноценное социальное психоэмоциональное и физическое развитие ребенка
• для работающих родителей – доступность высококачественного ухода и присмотра за ребенком
От учебно-дисциплинарной к модели личностного развития, опосредованного совместной деятельностью дошкольное образование направлено на:
• формирование общей культуры
• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств личности
• формирование предпосылок учебной деятельности
• формирование навыков здорового и безопасного образа жизни
• сохранение и укрепление здоровья детей
ФГОС обеспечивает :
• единство образовательного пространства Российской Федерации
• преемственность основных образовательных программ
• вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся
• государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Образовательные программы дошкольного образования основаны на индивидуальном подходе к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
ФГОС должен предусматривать:
• устойчивую тенденцию роста детей с ОВЗ
• семейное неблагополучие
• строго определенные варианты и формы организации образования каждой категории дошкольников с ОВЗ
• необходимость создания сетей ДОУ комбинированного вида с научно-обоснованной регламентацией взаимодействия общего и специального дошкольного образования
ФГОС требования к результатам:
• Результаты освоения Общеобразовательной Программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие детей дошкольного возраста, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им образовательной программы следующего уровня общего образования
Цели оценивания
Помочь детям оценить собственный прогресс, понять, чему учиться и что делать, развивать интерес к познанию
Помочь родителям в познании мира ребенка, оценить социальную компетентность ребенка, понимать особенности взросления своих детей, сформировать реалистичные ожидания по отношению к своим детям, понять особенности образовательной программы и сотрудничать с педагогами в целях обеспечения детей лучшими образовательными возможностями.
Портрет выпускника детского сада:
• любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции
• любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России
• осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим
• умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе
• мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений
• владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию
• осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности
• осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни
• владеющий средствами вербального и основами невербального общения.
Таким образом, ФГОС направлен на реализацию потенциала развития личности, формирования ее идентичности, базовой культуры детей, их позитивной социализации и личностного роста в условиях информационного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
Особенность патриотических чувств Специфика патриотических чувств«Патриот», по В.И. Далю и С.И. ОжеговуСвязь понятий «Отечество» и «чувство долга» Родина - "внутреннее наше"Понятие "пат...
Доклад "Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей".
Расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях их закономерностей развития творческих способностей детей....
Доклад "Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей".
Расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях их закономерностей развития творческих способностей детей....
Статья на тему: "Сущность и характеристика дошкольного детства"
Публикация статьи на тему: "Сущность и характеристика дошкольного детства"...
Консультация для педагогов "Сущность и характеристики проектной деятельности в ДОУ"
Проектная деятельность в детском саду - это одна из форм работы с детьми. Поэтому неоходимо знать все виды проектной деяельности. Данная консультация поможет педагогам познакомиться со все...
Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности
В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...