Консультация для педагогов "Сущность и характеристики проектной деятельности в ДОУ"
консультация

|Кравченко Евгения Викторовна

Проектная деятельность в детском саду - это   одна из форм работы с детьми. Поэтому неоходимо знать все виды проектной деяельности. Данная консультация поможет педагогам познакомиться со всеми видами и формами проектной деятеьности  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №15 «Ладушки»

консультация для педагогов

«Сущность и основные характеристики

проектной деятельности»

 

подготовил:

воспитатель  первой  кв. категории

Кравченко Е.В.

г. Камень-на-Оби

2021г.

Проектная деятельность играет существенную роль в учебном процессе, так как в процессе работы над проектом у детей происходит формирование не только специальных, но и универсальных учебных действий.

Рассмотрим понятие «проект» и «проектная деятельность».

По мнению Е.С. Полат под проектом необходимо понимать «прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия».

В.С. Лазарев отмечает, что «проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая определенные начало и конец) в целях получения уникального результата».

По мнению В.Н. Фунтова, проект – это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов.

М.Ю. Пахомова считает, что проект – это любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Так, по мнению М.Х. Музафаровой, под проектной деятельностью понимается «учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности».

В.С. Лазарев считает, что проектная деятельность – это «комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения».

Во ФГОС говорится, что проектная деятельность – это «форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта».

Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта. Под самим проектом понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.

Таким образом, заметим, что любой проект,  включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии  его производства  от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Основными отличительными признаками проектной деятельности детей являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.

Немаловажную роль в том, насколько успешно будет организована работа над проектом, играет профессионализм педагога. Воспитатель должен определить, какие ребята смогут работать в одной группе, а какие нет, какие разделы проекта будут интересны и посильны для одних и сложны для других, когда  имеет смысл оказать помощь, а когда необходимо настоять на том, чтобы работа выполнялась самостоятельно и т.п.

Кроме того, проектная деятельность обладает рядом свойственных ей характеристик:

1.   ограниченность во времени – любой проект имеет четкие временные рамки;

2.   уникальный продукт – проект должен порождать уникальные результаты, достижения;

3.   последовательность разработки – любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы.

Исследователи выделяют следующие основные требования к проектной деятельности школьников:

1. наличие проблемы значимой в исследовательском плане;

2. значимость предполагаемых результатов (теоретическая, познавательная, практическая);

3. самостоятельная деятельность участников проекта (индивидуальная, парная, групповая);

4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

5. использование исследовательских методов.

Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развивать умения, которые будут полезными в жизни. К таким умениям В. С. Лазарев относит следующие:

       умение анализировать проблемные ситуации;

       умение проектировать цель;

       умение разрабатывать гипотезу;

       умение проверять (верифицировать) гипотезы;

       умение планировать достижение целей;

       умение оценивать способы решения и делать обоснованный выбор;

       умение ставить и решать познавательные задачи;

       умение эффективно работать в группе;

       и др.

Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят существенные изменения. Содержание проекта зависит от того, на изменения в каких областях он ориентирован. К примеру, проекты могут быть технические, социальные, экологические, исследовательские, деловые, гуманитарные и др.

Технические проекты ориентированы на изменения в социальной сфере путем создания и производства новых видов техники.

Социальные проекты нацелены на изменения в социальной сфере путем создания новых политических партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п.

Экологические проекты ориентированы на изменения в природной среде (сохранение каких-либо видов животных, растений, очистку территории и т.д.).

Исследовательские, познавательные проекты ориентированы на получение новых знаний (изучение генома человека, изучение доказательств теорем и т.д.).

Деловые проекты, в результате которых могут происходить изменения в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменения не являются целями деловых проектов. Их цель – получение прибыли от вложения средств.

Гуманитарные проекты разрабатываются отдельными людьми или группой людей с целью саморазвития, устранения собственных слабостей, ограничений.

Существуют и другие подходы к классификации проектной деятельности (рис. 1).

 

 

https://documents.infourok.ru/aa0293d8-0893-4dc1-8393-26146464e6f0/0/image001.jpg

Рис 1. Классификация проектной деятельности

 

         На рисунке 1 представлена обобщенная схема классификации проектной деятельности. Рассмотрим элементы данной схемы более детально.

По характеру доминирующей деятельности проектная деятельность может быть исследовательской, информационной, творческой, ролевой и  практико-ориентированной (рис.1):

Исследовательский проект,  включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. В результате исследовательских проектов, в основном  создаются научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Информационный или ознакомительно-ориентировочный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, с возможностью анализировать, обобщать и представлять информацию для широкой аудитории. Такие проекты требуют идеально продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Итогом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet, а также конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы в газете, стенде или размещены в Интернете.

Творческий проект предполагает абсолютно свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, творческие мероприятия видеофильмы и др.

Ролевой (игровой) проект – это проект, при котором участники приобретают для себя определенные роли, например, литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как слушатели привлекается к решению проблемы проекта.

Практико-ориентированный (прикладной) проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета математики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Уникальность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Далее рассмотрим основные виды проектной деятельности по предметно-содержательной области.

Монопроект выполняется в рамках одной области знаний, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Монопроект предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Межпредметный проект выполняется на стыке различных областей знаний и, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта;

По характеру координации проекты могут быть с открытой (явной) координацией и со скрытой (неявной) координацией.

В проектах с  открытой (явной) координацией (непосредственный) учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности;

Проект со скрытой координацией (неявный) характерен для телекоммуникационных проектов, организованных на основе компьютерной телекоммуникации, учитель в данном виде проекта выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта.

        По характеру контактов проекты могут быть внутришкольными, региональными, межрегиональными и международными.

        Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

        По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный или групповой.

        По продолжительности проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Краткосрочный проект выполняется в течение 1 – 2 уроков.

Среднесрочный (недельный) проект выполняется в группах в ходе проектной недели (4 – 6 уроков). Его реализация целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.).

Долгосрочный (годичный) проект может выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ, в рамках программы элективного курса, факультатива, кружка и т.д., т.е. в свободное время.

Проектная деятельность состоит из компонентов, связи между которыми определяют качество самого проекта. К основным компонентам проекта относят:

       проблема;

       цель проекта;

       план действий по достижению цели;

       механизм управления реализацией плана;

       ресурсное обеспечение проекта;

       действия, обеспечивающие реализацию проекта;

       результаты реализации проекта;

       субъект проекта (один человек или команда).

Проектная деятельность подразумевает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма:

1.     организационно-подготовительный этап;

2.     поисковый этап;

3.     итоговый этап.

Рассмотрим, что включают в себя данные этапы.

         Организационно-подготовительный этап. Данный этап предполагает определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, а также формирование микро-групп. Кроме того, данный этап включает в себя формирование мотивации учащихся, создание инициативной группы, консультирование участников проектной группы по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, а также определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Поисковый этап. Данный этап предполагает сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов и мониторинг совместной деятельности.

Итоговый этап. Данный этап включает оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защиту содержания проекта. Кроме того, итоговый этап предполагает обязательную рефлексию проектной деятельности.

По мнению некоторых авторов проект – это «пять П», поскольку в проектной деятельности выделяются следующие элементы:

1.   Проблема

2.   Проектирование (планирование)

3.   Поиск информации

4.   Продукт

5.   Презентация

Кроме того, некоторые авторы выделяют еще и шестое «П» – портфолио проекта (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.).

Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.

От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Выделяют следующие формы проектных продуктов:

       web-сайт;

       анализ данных социологического опроса;

       компьютерная презентация;

       видеофильм;

       мультимедийный продукт;

       выставка;

       учебная экскурсия;

       сказка;

       макет;

       таблицы,

       оформление кабинета;

       путеводитель;

       справочник;

       статья;

       брошюра;

       модель;

       макеты;

       сценарий;

       учебное пособие,

       публикация;

       пакет рекомендаций;

       газета;

       журнал;

       и др.

 

Проектный продукт должен соответствовать определенным требованиям: он должен быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта.

         Таким образом, раскрыта сущность и основные характеристики проектной деятельности.

Виды проектной деятельности в ДОУ

        В практике современных дошкольных учреждений используются следующие  классификации проектов:

По составу участников

Индивидуальный

Подгрупповой

Семейный

Парный

Групповой

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные  (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Проектно - ориентированные

 

В практике ДОУ используются следующие типы проектов (по Л.В. Кисилёвой).

Исследовательско–творческий – дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Игровой – используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.    применяются во второй младшей группе.

Информационный – дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи, оформление отдельных уголков и др.). Применяется в средней группе.

Творческий – оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. Этот тип проекта подходит для детей второй группы раннего возраста и  младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"

Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"...

Консультация для педагогов по теме: «Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС»

В консультации представлен метод проектов в работе с дошкольниками сегодня. Это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного...

Консультация для педагогов на тему: «Использование проектной деятельности в ДОУ».

Материал о том, как использовать проектную деятельность в работе воспитателя....

Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : "СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА  РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА"...