Статья на тему: "Сущность и характеристика дошкольного детства"
статья
Публикация статьи на тему: "Сущность и характеристика дошкольного детства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sushchnost_i_harakteristika_doshkolnogo_detstva.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева И.А.
«Центр развития ребенка -
Детский сад №101 «Жар Птица»
Волжского района г. Саратова
Сущность и характеристика дошкольного детства
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра, как вид самостоятельной деятельности детей, имитирующий жизнь взрослых.
Если объектом общей педагогики выступает человек в самых различных видах деятельности общения, развития, то объект возрастной педагогики - ребенок с момента рождения до перехода к состоянию взрослости.
Предмет общей педагогики - закономерности, формы, методы, средства организации учебно-воспитательного процесса, то предметом возрастной педагогики - является закономерности, методы, средства и технологии организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства.Между возрастом и детством имеются существенные различия: Возраст – понятие психологическое. Оно характеризуетстадию психофизического развития испособность ребенка разрешить противоречия между требованиями окружающей среды и его возможностями.
Детство — понятие педагогическое, но (!) тесно связанное спсихологическим, так как в основе характеристики лежит, прежде всего, возраст ребенка. Детство - понятие более широкое, чем возраст.Оно определяется степенью участия взрослых в обеспечении главных жизненных потребностей ребенка (биологических, духовных, материальных) и уровнем возможностей ребенка самостоятельно противодействовать неблагоприятным влияниям среды в сочетании с поддержкой взрослых.
Понятие «Детство» носит целостный характер, то есть ребенок рассматривается как член общества, но и как непреходящая самостоятельная ценность, Ценностное отношение предусматривает не только индивидуальный, но и личностный подходы включает в себя критерии оценки деятельности взрослых по обеспечению этих подходов. Таким образом, детство должно рассматриваться как целостная управляемая система, обеспечивающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов развития воспитания ребенка на основе ценностно-личностного подхода.
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольный возраст - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющая динамике образных представлений.Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет до момента систематического обучения 6-7). Здесь решающую роль играет не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. Дошкольное детство - это период, в котором происходит формирование основных индивидуально-психических качеств личности, создаются предпосылки социально-нравственных качеств личности.
Каждый ребенок развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составит труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновениювозрастной периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри которых и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.
В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации. В каждом из них сделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные его этапы. Наиболее основательным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским, согласно которому только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастными. Д.Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того она опирается на нее и дополняет.
На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуре образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа. А внутри каждого типа учреждений - еще более детальное, то есть разделение на группы:первая и вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы.Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка.
Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Это закономерно, так как теперь для растущего организма необходимы укрепление костной системы, мышц, ритмичное функционирование всех жизненно важных систем организма. Природа мудро стабилизирует темп развития, готовясь к следующему «скачку», который произойдет в 6-7 лет.Физическое развитие ребенка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, то есть фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Дошкольник активно познает мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. П.Я. Гальперин отмечал, что на основе поэтапной методики мы получили в 6-7 лет (и даже в 5 лет)... умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте.Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится.
Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные знания, но и систему знаний. И если, как отмечал Л.С. Выготский, до 3 лет ребенок учится по «собственной» программе (в том смысле, что малыш пока еще не может удерживать и воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого в обучении его), то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно-следственных связей и зависимостей, правда, если они представлены в наглядно-образной форме (22, с. 79). Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым.
Всем известно, что дошкольники любят фантазировать, придумывать, что-то воображать. Ребенок постоянно пребывает в мире привлекающих его образов: рисует, придумывает свои песни. Это очень хорошо и полезно для развития творческой личности.
С течением времени ребенок становится все более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.
Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен», и в нем отражается характер воспитания в первые 6-7 лет жизни.
Следовательно, давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, эстетическое, нравственное, развитие эмоций, воли, интеллекта, развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.
Литература
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.-М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Характеристика раннего детства»
Статья: «Характеристика раннего детства»...
Презентация на тему: "Характеристика программы "ДЕТСТВО"
Характеристика программы "ДЕТСТВО"...
Статья "Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста"
В статье представлен вариант оценки результативности освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС на примере диагностики самостояте...
"Характеристика дошкольного детства"
Данная презентация будет полезна воспитателям и родителям....
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА
Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления предметов, способ использования их не...
Статья на тему: «Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания»
Эта статья содержит анализ понятий "духовность" и "нравственность" в философско-педагогической литературе....