Доклад "Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей".
консультация (подготовительная группа) по теме
Расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях их закономерностей развития творческих способностей детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад Радионовой Н.А. на тему: "Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей".
Цель: расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях их закономерностей развития творческих способностей детей.
Основные вопросы: способности, их виды, природа способностей, творчество, творческие способности, их структура, креативность, источники развития творческих способностей.
Проблема развития творческих способностей личности предполагает трактовку природы и содержания данного понятия. Определение творчес тва дает толковый словарь русского языка, словарь «Психология». Иссле дование творческих способностей в психолого-педагогической литературе связывается с развитием общих и специальных способностей. В первую очередь, мы исходим из теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С Л. Рубинштейна. Под способностями Б.М. Теплов по нимает индивидуально-психологические особенности человека, считает, что они являются результатом развития, существуют только в движении, зависят от задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. В современных исследованиях творчество описывается как способ бытия личности (Г.Г. Панкова); высшая стадия развития личности (К.А. Абульханова-Славская); многомерное обширное пространство человеческой куль туры (А. Шаховской); механизм развития (Я.А. Пономарев, А.Н. Лощилин) и др. Психологической основой творческой деятельности Л.С. Выгот ский называет воображение, которое в структуре творческих способностей проявляется как познавательное (СМ. Дьяченко), инициативное, богатое и творческое (Б.М. Теплов).
Исследователь проблем психологии творчества А.Н. Лук перечис ляет характерные особенности, присущие творческим способностям: гиб кость и ассоциативность мышления; умение видеть проблему там, где её не видят другие и т.д. Д. Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление, которое характеризуется быстро той — способность высказывать максимальное количество идей; гибкос тью — способность высказывать широкое многообразие идей; оригиналь ностью — способность порождать новые нестандартные идеи; закончен ностью — способность совершенствовать свой «продукт».
Л.С. Выготский выделяет два вида человеческой деятельности: вос производящую или репродуктивную, комбинирующую или творческую. Н.С. Лейтес считал, что универсальными условиями развития любой де ятельности, в том числе и творческой, является активность и саморегуля ция, подчеркивал значимость гибкости ума. В.Н. Дружинин выделяет по нятие «креативность» — это свойство, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда, формируется по принцип}’ «если…, то», раскрывает источники формирования креативности. A.M. Матюшкин рассматривал творческие способности как синтетическую структуру, в которой доминирующая роль принадлежит познавательной мотивации, а А.Г. Асмолов — как способность действовать в неопределенных условиях. Исследования Т.А. Барышевой доказывают, что без эмоционального пе реживания невозможно творить и создавать новые образы, она предлагает обобщенный портрет творчески одаренного человека, дает характеристику показателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина» Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, позн...
Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»
1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...
Доклад "Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей".
Расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях их закономерностей развития творческих способностей детей....
Статья. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей детей в дошкольном возрасте.
Характеристика особенностей в развитии творческих способностей детей в дошкольном возрасте....
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...