ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
статья (подготовительная группа) по теме
Особенность патриотических чувств
Специфика патриотических чувств
«Патриот», по В.И. Далю и С.И. Ожегову
Связь понятий «Отечество» и «чувство долга»
Родина - "внутреннее наше"
Понятие "патриот"
Концепция военно-патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
патриотизм как психолого-педагогическое явление | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенностью патриотических чувств является способность выступать в качестве стимула деятельности человека, а развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека.
Рассмотрев сущностные характеристики категории «чувства», обратимся к анализу специфики патриотических чувств, для этого определим ряд понятий.
Широко известно определение патриотизма как любви к Отчизне из словаря В.И. Даля. «Патриот», по В.И. Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». С.И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».
«Родина — 1. Страна, в которой человек родился, отечество. 2. Место рождения, возникновения чего-либо, происхождения кого-нибудь». Эти понятия формировались одновременно со становлением первых сообществ людей, которое происходило в отчаянной борьбе за выживание с враждебными силами природы и племенами.
Как показывает анализ источников и литературы, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — великом целом своем — для всех она одна».
Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности.
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию — близость по общности происхождения, по непосредственному сходству. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Трудно представить, чтобы человек был похож на страну. Речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» — широкие поля, «голубые глаза» — ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь - неторопливо текущие реки и т.д.
Для того чтобы свободно развиваться, необходимо было отстаивать территорию (землю), культуру, язык, верования отцов, могилы предков. Поэтому, одними из первых формируются понятия, по своей сути, глубоко нравственные: «Отчизна», «Отечество», «Родина».
«Русский толковый словарь» дает следующие определения: «Отечество — страна, где родился данный человек, к гражданам которой он принадлежит». Эти понятия, наряду с такими как «отец», «мать», принято называть святыми, священными. С точки зрения социальных норм, ребенок по отношению к родителям должен испытывать чувства любви, проявлять уважение: в старости, болезни и т.п. (в трудный час) взять на себя заботу об отце и матери. По аналогии можно сконструировать отношения гражданина и родной страны.
По мнению В.В. Усова, содержание данных понятий инвариантно и всегда представляет для человека непреходящую, высшую ценность, могут меняться политические режимы и правительства, идеологии, но смысл понятий «Отечество», «Родина» всегда остаётся неизменным.
Отечество — понятие, родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и, прежде всего, нравственное, духовное.
Проводя аналогию отношений ребенка к своим родителям и гражданина к Отечеству, мы разделяем точку зрения В.В. Усова, который указывает на неразрывную связь понятий «Отечество» и «чувство долга». В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы. Принято считать, что обязанности по отношению к Отечеству выражает гражданский долг; к вооружённой защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. Получается, что долг — это предъявляемые к человеку и внутренне принятые им требования к его поведению и деятельности со стороны общества и государства, направленные на обеспечение блага последних.
В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества — связь функциональную. Данная связь включает функции (роли), человека по отношению к стране.
В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде во имя укрепления Родины. Н.Е.Щуркова подходит к понятию «Родина» с эстетической точки зрения — «это люди, среди которых родился и познал счастье человек» — и определяет патриотизм как отношение человека к Родине. Солидаризируясь с русским философом А.Ф.Лосевым, рассматривающим Родину как «интимно-интимно — внутреннее наше», она отмечает скрытый характер патриотизма, проявляющийся в экстремальных ситуациях. Привязанность к месту жительства, гордость за успехи Отечества и озабоченность его неудачами, участие в труде на благо Родины, готовность и способности к её защите являются предпосылками формирования патриотизма, которые необходимо использовать в системе воспитательной работы.
Слово «патриот» впервые, как свидетельствует в своём исследовании Е.В.Лисецкая, стало употребляться в период Великой Французской революции в 1789 году. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. На протяжении столетий понятие «патриот» претерпевало существенные изменения. В его определении акцент ставился главным образом на различных отношениях личности к Родине, что определялось особенностями культурного и исторического развития общества. В современном понимании автор определяет, что патриот — это человек, любящий своё отечество, преданный своему народу и способный отстаивать его интересы, а патриотизм — как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании её величия и переживании своей духовной связи с ней.
Мнение А.М. Новикова, что патриотизм — это любовь к Отечеству, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его.
В концепции военно-патриотического воспитания молодежи патриотизм рассматривается как олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к ее истории, природе, достижениям, проблемам. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу ее жизнеспособности и эффективного функционирования.
В.Я.Гожиков в своём исследовании указывает, что наиболее приемлемым является целостное определение. Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Разделяя точку зрения Е.В.Лисецкой, что взаимоотношения человека с Отчизной нельзя рассматривать только с позиции нравственного чувства. Они имеют более глубокий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют качество личности. Автор рассматривает патриотизм как психолого-педагогическое явление, имеющее сложную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как установку, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческую модель, как ценность.
Как уже отмечалось, существует классификация чувств в зависимости от их направленности. Поэтому к характеристикам патриотизма как чувства можно отнести его моральную (переживание человеком его отношения к другим людям) и практическую (связь с деятельностью человека) направленность. Так как чувства выступают в качестве стимулов деятельности человека, развитие патриотических чувств имеет своей целью преобразование их в мотивы эмоционально-значимой деятельности личности. Патриотизм как чувство можно отнести к эмоциональным состояниям человека, проявляющимся в собственных переживаниях, переживаниях, передающихся другим людям, в эмоциональных откликах на происходящие события. Наконец, патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам, можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого – педагогическая сущность театрализованной игры.
театрализованная игра, являясь одной из разновидностей игр детей дошкольного возраста, будучи по своему характеру синтетической деятельностью, наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает спе...
Психолого-педагогическая сущность адаптации детей раннего возраста
В данном материале говорится опонятии "адаптация", о задачах, сущности адаптации, о проблемах адаптации, ......
Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"
Статья "Сущность психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника в ДОУ"...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (статья)
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ...
Презентация "Определение сущности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе"
Система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном....
Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности
В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...
"Психолого-педагогическое сопровождение по нравственно-патриотическому воспитанию"
Целью психолого-педагогического сопровождения по нравственно-патриотическому воспитанию по ФОП является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной со...