Отчет по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования"
опыты и эксперименты (младшая группа)
Работая по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей, хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №6»
пгт Лучегорск
Отчет по самообразованию
Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования
Воспитатель: Ситниченко Людмила Анатольевна
пгт Лучегорск 2023 – 2024 учебный год.
Работая по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей, хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования».
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
- Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
- Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
- Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Я поставила перед собой следующую цель: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- изучить методики, материалы интернет – ресурсов, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности;
- пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- объединить усилия воспитателя и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Я разработала перспективно - тематический план работы с детьми и по работе с родителями.
В группе оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
В нашем Центре имеется разнообразное оборудование, представлены различные материалы для исследования. Также имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования.
Пополнила картотеку опытов и экспериментов.
Исследовательскую деятельность организовала в следующих формах:
- Коллективная.
- Подгрупповая.
- Индивидуальная.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использую следующие методы и приемы при проведении экспериментов:
Метод экспериментирования.
Метод наблюдения.
Игровой метод.
Словесный метод.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Дети легко осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Разработала программу кружковой работы по экспериментальной деятельности «Отчего и почему». Кружковую работу провожу по четвергам во второй половине дня.
Мною разработан проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне»
Цель проекта: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Я принимала участие в муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в Приморском крае.
Для конкурса разработала и провела занятие для детей средней группы по познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Юные исследователи».
Провела Мастер-класс: «Использование сказки в детском экспериментировании»
Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения.
Задачи:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
- показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;
- распространение педагогического опыта.
Провела мастер-класс для родителей «Экспериментируем дома»
Анализ результативности
В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты в домашних условиях; повысили уровень педагогических знаний.
У меня сформировались основы педагогического мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
У детей появились навыки:
- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности..
Надеюсь, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные навыки и умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования
План по самообразованию...
План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...
Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...
Отчет по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Отчет по самообразованию...
План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
План работы по самообразованиюна 2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...
Отчет по самообразованию : «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования».
Отчет по самообразованию : «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»....
План по самообразованию Тема: "Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования"
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально – личностного, творческого...