Отчет по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Ситниченко Людмила Анатольевна

Работая по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей, хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №6»

пгт Лучегорск

Отчет по самообразованию

Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования

Воспитатель: Ситниченко Людмила Анатольевна

пгт Лучегорск 2023 – 2024 учебный год.

Работая по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей, хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования».

 «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

  • Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
  • Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
  • Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Я поставила перед собой следующую цель: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Для достижения поставленной цели  определила ряд задач:

- изучить методики, материалы интернет – ресурсов, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми  используемые в проведении и  описании педагогического опыта;

- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности;

- пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности;

- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;        

- объединить усилия воспитателя и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей;

- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Я разработала перспективно - тематический  план работы с детьми и по работе с родителями.

В группе оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

В нашем Центре имеется разнообразное оборудование, представлены различные материалы для исследования. Также имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования.

Пополнила картотеку опытов и экспериментов.

Исследовательскую деятельность организовала в следующих формах:

  • Коллективная. 
  •  Подгрупповая. 
  •  Индивидуальная. 

 В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использую следующие методы и приемы при проведении экспериментов:

Метод экспериментирования.

Метод наблюдения.

Игровой метод.

Словесный метод.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Дети легко осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

Разработала программу кружковой работы по экспериментальной деятельности «Отчего и почему». Кружковую работу провожу по четвергам во второй половине дня.

Мною  разработан проект по познавательно-исследовательской деятельности «Огород на окне»

Цель проекта: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Я принимала участие в муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в Приморском крае.

Для конкурса разработала и провела занятие для детей средней группы по познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Юные исследователи».

Провела Мастер-класс: «Использование сказки в детском экспериментировании»

Цель мастер-класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения. 

Задачи: 

  •  дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;
  • продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
  • показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;
  • распространение педагогического опыта.

Провела мастер-класс для родителей «Экспериментируем дома»

Анализ результативности

В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты в домашних условиях; повысили уровень педагогических знаний.

У меня сформировались основы педагогического мастерства:

  • умение анализировать научно-методическую литературу;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

У детей появились навыки:

  • исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности..

Надеюсь, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные навыки и умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...

План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

План работы по самообразованиюна  2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...

Отчет по самообразованию : «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования».

Отчет  по самообразованию :  «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»....

План по самообразованию Тема: "Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования"

Цель работы по теме самообразования:  создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально – личностного, творческого...