План по самообразованию. Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования
материал
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №14 р.п. Мухен района имени Лазо Хабаровского края
ПЛАН
по самообразованию на тему:
«Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования»
Воспитатель: Шульжицкая Влада Владимировна
2016-2018 уч. год
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, развития творческого воображения, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов экспериментирования.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
- Изучение методик, технологий экспериментирования .
Перспективный план работы
Содержание работы | Срок | Практический выход |
Подбор и изучение литературы , информации по теме | Сентябрь 2016-2017 уч.года Сентябрь 2017-2018 уч.года | |
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования | Октябрь 2016-2017уч.года | Анкетирование родителей и воспитателей. |
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды | Ноябрь 2015-2018 уч.года | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности» |
Разработка программы кружка | Сентябрь 2016-2018 уч.года | Работа кружка «Эрудит», «Почемучки» |
«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами | В теч. 2016-2017 уч.года | Тематическое занятие |
Использование элементов ТРИЗ при проведении экспериментов | В теч 2016-2017 уч.года | Конспект занятия в старшей группе на тему: «Четыре стихии». |
Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?» | Весна 2016уч. года | КВН –итоговое мероприятия по работе кружка . Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Поиск интересной информации | Осень 2016 уч. года | Совместный проект с родителями «Хлебная Лавка» |
Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка. Изготовление моделей, схем, их использование в процессе экспериментирования. | В теч. 2016-2018 уч. года | Мастер –класс для педагогов ДОУ « Экологическое экспериментирование в ДОУ» |
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Участие на педагогическом совете. Посещение курсов повышения квалификации. | В теч. Всего периода изучения. | Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата» Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» |
Создание «копилки опытов и экспериментов» и картотеки дидактических игр | В теч. Всего периода изучения | Картотека дидактических игр , опытов и экспериментов |
Обмен опытом на сайтах. | В теч 2016-2018 уч. года | Создание своего мини сайта |
Разработка презентации, проекта по обобщению материалов работы | В теч. Всего периода изучения | |
Самоанализ и оценка знаний по изучаемым темам | Май 2018уч. года | Прогноз на будущее |
Список литературы
- С.Н. Николаева;
- сост. Г. Горбашов и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
- Н.А.Рыжова «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);
- О.В.Дыбина и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
- А.И.Иванова. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.
-Т.А.Кандала, И.А. Осина, Развернутое перспективное планирование. Старшая группа. По программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г
- Элиот, Д. Детская энциклопедия. [текст]/ Д.Эллиот, К.Кинг, С.Кроуфорд, А.Крейг.V/2002 – 128c/
- Филонов, А. Книга эрудита. А.Филонов, Н.Рыльников. М.:2000. – 368с.
- Уоттон,Э. Все обо всем. Атлас-определитель.[текст]/ Э.Уоттон, Д.Хайд, Д.Норман. М.: 2003. – 768с.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
План по самообразованию: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...
План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?- Отчего ветер дует?- Откуда приходит дождь?- Почему предм...
План работы по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
План работы по самообразованиюна 2022 - 2023 учебный годТема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников впроцессе экспериментирования»...
План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Актуальность темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
Отчет по самообразованию : «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования».
Отчет по самообразованию : «Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»....
План по самообразованию Тема: "Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования"
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально – личностного, творческого...
Отчет по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования"
Работая по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей, хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности на тему «Развитие познавательно-исследовательской деят...