Образовательная ситуация «Свойства бумаги»
методическая разработка (средняя группа)
Ключевые слова: экспериментирование, свойства бумаги, средний дошкольник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_bumagi.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация «Свойства бумаги»
Цель: формируем представления о бумаге и её свойствах у детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
- Развиваем познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Обобщаем знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
- Учим определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон) .
- Поддерживаем интерес детей к экспериментированию.
- Поощряем самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
Материалы и оборудование:
• Листы бумаги и картона, салфетки по 4 на каждого ребёнка и по 5 воспитателю;
• «цветочки» из бумаги, в середине божьи коровки;
• ёмкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности;
• таблицы для фиксации результатов опытов.
Примерный ход образовательной ситуации:
Почемучка. Здравствуйте, ребята! А вот и я! Помните меня?
Воспитатель. Здравствуй, Почемучка!
Почемучка. А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…
Воспитатель. Стой-стой-стой! Опять ты заладил свои «Почему? » да «Почему? »! Лучше скажи: что тебя к нам привело?
Почемучка. Мне опять дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!
Воспитатель. Ну что, ребята, поможем Почемучке?
Дети. Да!
Воспитатель. Что у тебя на этот раз?
Почемучка. Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала новые загадки! Сложные – пресложные! И тогда узнаете, что я принёс с собой!
Всех листов плотнее он,
Белый и цветной. (картон)
Знают взрослые и детки:
Вытираем рот … (салфеткой)
Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов любой. (бумаги)
Воспитатель. Ну что ж, Почемучка, мы отгадали твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?
Почемучка. Ну вот! И вы тоже так говорите!
Воспитатель. Как?
Почемучка. Ну, что всё это – бумага. Но ведь это неправильно!
Воспитатель. Почему?
Почемучка. Потому что бумага – это бумага, на ней пишут! А салфеткой вытирают рот, значит она – не бумага, вот! А из картона вообще коробки делают, значит и он – не бумага!
Воспитатель. Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это тоже бумага или нет?
Дети высказывают свою точку зрения.
Воспитатель. Ну что ж, Почемучка, придётся нам проверить, кто прав, а кто – ошибается.
Почемучка. Ну и как вы это узнаете?
Воспитатель. Очень просто. Мы посмотрим, одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принёс!
Почемучка. А как вы узнаете, какие у них свойства?
Дети высказывают свою точку зрения.
Почемучка. А где их проводят?
Дети. В лаборатории.
Воспитатель. Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?
Почемучка. Конечно! Пойдёмте быстрее!
Воспитатель. Подожди. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно…
Дети. Надеть халаты!
Почемучка. А за чем?
Дети. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов.
Воспитатель. Настоящие ученые знают, что в лаборатории можно и нужно ….
Дети высказывают свою точку зрения. Воспитатель корректирует ответы детей, уточняя и дополняя высказывания ребят.
Воспитатель. Молодцы!
Физминутка. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке.
До доски мы добежим. Стоп. Немножко отдохнем. Дальше мы пешком пойдем.
Дети надевают халаты и подходят к столикам.
Воспитатель. Итак, ребята, вы садитесь за столы, а ты, Почемучка, устраивайся повыше, чтобы тебе всё было видно. Итак, ребята, какие свойства могут быть у материалов?
Дети называют свойства, объясняют, как их проверить, проводят опыты, результаты фиксируют в таблице совместно с Почемучкой. На столе – листы картона, бумаги, салфетки , ёмкости с водой.
Свойства:
Мягкость: Дети предлагают смять листы. Вывод: они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше.
Прочность: Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон. Вывод: их можно разорвать, значит, они непрочные. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее.
Вес: Дети подбрасывают листы в воздух и наблюдают, как они падают. Вывод: листы летают, значит, они лёгкие. Но картон падает быстрее, а салфетка дольше планирует.
Водопроницаемость: Листы опускают в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут. Вывод: листы впитывают воду. Салфетка быстро, картон медленно.
Таблица для фиксирования результатов опытов (Приложение 1)
Воспитатель. Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что давай те вернёмся в группу. Снимайте свои халаты, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков и проходите на свои места.
Физминутка. По тропинке побежим, До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем. И опять пешком пойдем.
Дети проходят на ковёр. Воспитатель следом вносит Почемучку.
Воспитатель. А теперь, ребята, посмотрим на таблицу. Скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон?
Дети. Одинаковые!
Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?
Дети. Что всё это – бумага.
Почемучка. Ой, ребята, как же это, всё-таки здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если всё это – бумага, то почему они по-разному называются?
Дети высказывают свою точку зрения. Воспитатель помогает сформулировать вывод.
Почемучка. А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?
Дети высказывают свою точку зрения. Воспитатель помогает сформулировать вывод.
Почемучка. Ура! Теперь я всё понял! Спасибо вам за помощь! А теперь мне пора. До свидания!
Воспитатель. До свидания, Почемучка, приходи к нам ещё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"
Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования на тему "Свойства бумаги и ткани"
Программное содержание: вызвать интерес к экспериментальной деятельности, познакомитьдетей со свойствами бумаги и ткани, показать способ рисования с помощью мтой бумаги, воспитывать умение действовать...
Конспект открытого мероприятия в форме совместной организованной образовательной деятельности "Знакомимся со свойствами бумаги"
Это комплексное занятие по конструированию из бумаги для детей старшей и подгоовительной группы. Дети не только ...
Технологическая карта образовательной ситуации "Свойства дерева"
Вид деятельности познавательно-исследовательская группа ____вторая младшая______________________Тема: «Свойства дерева»Цель: Создать условия для з...
Конспект организованной образовательной деятельности "Свойства бумаги"
Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.Задачи:Образовательные: - уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни ...
Методическая разработка "Образовательная ситуация «Свойства бумаги»
Разработка занятия в средней группе, где дети знакомятся со свойствами бумаги.Путём проведения опытов дошкольники определяют свойства бумаги: мягкость/твердость, прочность, в...