«Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания младших дошкольников»
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладывается приобщение к семье, традициям, обрядам. В маленьком человеке формируется основы нравственности и духовности, первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства. Знакомство с культурой народа, традициями, происходит через потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, сказки, народные игры.
В связи с этим есть необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств через устное народное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usn.nar_.tvor_.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладывается приобщение к семье, традициям, обрядам. В маленьком человеке формируется основы нравственности и духовности, первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства. Знакомство с культурой народа, традициями, происходит через потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, сказки, народные игры. В связи с этим есть необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств через устное народное творчество.
Устное народное творчество Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является устное народное творчество. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор (песенки, потешки, прибаутки, заклички) играет важную роль в воспитании детей младшего возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников. Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. Знакомство с ним поможет узнать ближе жизнь и творчество детворы, матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.
Использование народного фольклора В работе с детьми мы широко используем все виды народного фольклора: потешки, скороговорки, песенки, хороводные игры, сказки. В адаптационный период используем потешки, которыми выражаем заботу, нежность, любовь к себе: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий! ». В повседневной жизни применяем потешки, с помощью которых приобщаем: - к любви к природе и всему живому - Петушок, петушок, золотой гребешок… »; - «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись… » ; - «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка … ». - к труду и семейным ценностям - «Сорока-ворона»; - «У нашей бабушки десять внучат»; - «Моя семья». - воспитываем желание делиться друг с другом «Пошел котик на Торжок….»
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитываем аккуратность, положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками , как: «Водичка, водичка, умой мое личико…» При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, кисонька , до пят, все волосики в ряд… » Во время кормления прививаем уважение к труду, профессиям: « Умница Катенька , ешь кашу сладеньку , вкусную, пушистую, мягкую, душистую ». При укладывании спать « Потягунючки , поростунющки !»; «Баю- баюшки …» .
Сказки Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. В младшем дошкольном возрасте, мы рассказываем русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», которые учат сопереживать близким, воспитывают у детей навыки послушания, дружеские отношения. Для наилучшего восприятия сказки , играем в различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
Народные игры В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В работе c детьми, мы играем в подвижные игры: «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», которые сопровождаются прибаутками, закличками , припевками. Хороводные – «Каравай», «Карусель»
Планомерная, систематическая работа и использование разнообразных средств воспитания дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию , через устное народное творчество. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что фольклор является позитивным средством для патриотического воспитания младших дошкольников: формирует и прививает детям любовь к себе, родителям , близким родственникам; знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины . Использовать потешки , песенки, прибаутки можно на занятиях, в организации режимных моментов, проведении игр, созданные русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к родной стороне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Консультация для воспитателей....
Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец....
Семинар-практикум для педагогов "Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания"
Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора....
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Конспект игрового тренинга с педагогами " Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Целью данной работы являются: мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравтвенному воспитанию; освоение практических способов взаимодействия с детьми по нравственно-...
Семинар - практикум «Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Русский народ создал русский язык, красивый,как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,певучий, богатый и задушевный,как песня над колыбелью.Л.Н. Толстой В современных условиях, когда п...