Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
методическая разработка (младшая группа)
Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutsevolova_o.i_seminar.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ»Краснобратский детский сад»
Семинар-практикум для воспитателей «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
Подготовила: воспитатель 1КК
Куцеволова Ольга Ивановна
Ход семинара.
Добрый день! Уважаемые коллеги!
Свое выступление мне хочется начать со слов академика Д.С.Лихачева:» Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов-авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то тема моего семинара выбрана неслучайно: » Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе становится широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.
Давайте вместе вспомним виды фольклорного творчества.
В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки.
Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит движению. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки, как пальчиковые игры.
Особое место в процессе приобщения к культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.
Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказки используются во всех возрастных группах.
Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предложить детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки нужно подводить детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставить перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование".
Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Пословицы и поговорки. В более, старшем возрасте 4-5 лет используем в своей работе пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорим: «Семеро одного не ждут». Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит». «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы.
Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность, память.
Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.
Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Заклички дают возможность ребѐнку в поэтической форме выразить своѐ эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребѐнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.
Народные игры являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.
В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа должна заключаться в осуществлении художественно – эстетического цикла через интеграцию художественно – творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.
Практическая часть.
1.Задание. Конкурс пословиц.
У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз?
Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно.
1. Волков бояться – (в лес не ходить).
2. Всякое дело – (мастера боится).
3. Делу время – (потехе час).
4. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).
5. Не хвались началом – (хвались концом).
6. У ленивого Федорки – (всегда отговорки).
7. Человек без друзей – (что дерево без корней).
8. Семь раз отмерь – (один раз отрежь).
9. Лениться да гулять – (добра не видать).
10. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).
2 Задание: Игра «Собери пословицу»
Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)
1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ
2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО
3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ
4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА
5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ
6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА
7) ДОБ РОЕ СЛО ВО И КОШ КЕ ПРИ ЯТ НО
Молодцы! Хорошо поработали.
3 задание «Сказки»
В этом конкурсе мы проверим, как вы знаете сказки. 1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
2. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка(Лягушка).
3. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
4. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
5. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
6. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
7. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
8. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
9. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
10. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)
11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
12. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
4 задание « Двойные имена».
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я вам говорю начало имени, а вы вспоминаете окончание.
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей ….(Горыныч)
• Крошечка… (Хаврошечка)
• Заяц… (Хваста).
5 задание: Викторина «Заморочки из бочки»:
-Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка).
-Главная роль в народной игре? (водящий).
-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего).
-Откуда берется материал для народных игр? ( из народного фольклора).
-Назовите несколько русских народных игр? («Жмурки», «У медведя во бору», «Прятки»).
-Назовите игрушки наших предков? (свистульки, куклы-обереги, деревянные игрушки).
-Назовите жанры фольклора? (сказки, песни. пословицы, загадки).
-Для чего используется кукла Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы).
-Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость).
6 задание «Объяснялки»
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
• светлица (светлая парадная комната в доме)
• горница (верхняя комната)
• портки (штаны)
• косоворотка (рубаха с косым воротом)
• рать (войско)
• чело (лоб)
• изгородь (ограда)
• перст (палец)
• око (глаз)
• уста (рот, губы).
Молодцы! Хорошо поработали.
А закончить нашу встречу я предлагаю весёлыми частушками.
Говорят – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
7 задание: «Частушки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что будет ...
Проектная деятельность "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуры"
методическое пособие...
Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре...
“Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создано специально для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении. Воспитание гражданина и патриота, знающего...
Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Проект направлен на воспитание у детей патриотических чувств и духовности....
Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...
4. План самообразования «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» на 2023-2024 уч.г
В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных...