Отчет по самообразованию.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Адаптация и развитие речи-как это связано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_i_razvitie_rechi.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением иностранного языка № 1236"
Отчет по самообразованию.
Тема:
Адаптация и развитие речи – как это связано.
Подготовила:
Воспитатель ДО 832
группы раннего возраста № 1:
Саркисьян А.А
Адаптация и развитие речи – как это связано.
Каждая мама, отправляя ребенка в сад, переживает, как же он там будет себя вести и чувствовать. Еще больший стресс испытывают те родители, у кого растут молчаливые малыши. У таких мам и пап мелькает надежда: «В коллективе научиться говорить, ведь придется общаться с новыми людьми». Только логопеды бьют тревогу – все больше детей через год приходит на прием к врачу с тем же самым запасом слов.
Давайте разберемся, как адаптация влияет на развитие речи и наоборот.
Мамы ведут детей на прием к логопеду перед садиком, чтобы врач смог оценить через развитие речи, насколько малыш готов к адаптации в коллективе. Только стоит учитывать, что все дети разные. У каждого есть свои индивидуальные особенности в сфере общения, речевых навыках, способностях и умениях, о которых стоит всегда помнить. По сути, накопленный опыт общения ребенка с мамой и папой, а также окружающим миром в целом до поступления в сад показывает его способность привыкать к новым условиям.
По этой теме проводились исследования Нинель Дмитриевны Ватутиной, доктора педагогических наук, где приводятся три основных этапа потребности ребенка в общении со взрослыми: 1. с близкими, которое удовлетворяет необходимость в ласке, внимании, признании и любви; 2. в тесном сотрудничестве, где в игре и других формах малыш получает сведения об окружающем мире; 3. как активные познавательные действия.
Дети, сильно привязанные к родителям, представляют собой первую группу. В саду они проходят все три этапа адаптации. Так как потребность в любимой маме в дошкольном учреждении удовлетворить нельзя, привыкание таких малышей длится очень долго – 20 дней, а то и 2-3 месяца. Малыши второй группы проходят всего два этапа в процессе привыкания к условиям сада. На это у них в среднем уходит 7-20 дней. Самые адаптированные дети третьей группы. Они могут отлично чувствовать себя в саду на вторые и третьи сутки, максимум на десятые. По сути, опыт общения ребенка с мамой, папой и окружающим миром, предшествующий детскому саду, определяет способность ребенка привыкать к новым условиям.
Из наблюдений многих педагогов давно выявлена закономерность: адаптацию к саду и даже переход из одной группы в другую дети воспринимают крайне неблагоприятно.
В частности, есть данные, говорящие о снижении речи и игровой деятельности у малышей на 73 % в первую неделю в детском дошкольном учреждении.
Ученые установили, что в период адаптации активный словарный запас ребенка не пополняется новыми словами и выражениями. Только после месячного пребывания в коллективе дети начинают использовать 10-15 новых слов. В яслях этот показатель выше – 20 слов. Как только у ребенка проявляется речевая активность, можно говорить о его психической готовности к саду.
Когда ребенок начинает говорить, это перестраивает его психические процессы: память, мышление и восприятие. Овладение речью полностью зависит от развития деятельности самого ребенка. На начальных этапах познавания дети могут вкладывать совсем другое значение в слово. К примеру, «море» может обозначать все реки, водоемы, океаны и даже набранную воду в ванной. С взрослением происходит изменение значений слов, что указывает на важнейшие стороны умственного развития ребенка.
Исследования психолога Льва Семеновича Выготского говорят о перекрещивании развития детского мышления и речи, то есть интеллектуальных и языковых способностей. Чаще всего это происходит в 2-3 года благодаря тесному общению со взрослым, который помогает структурировать общие понятия и вписать себя в образ мира. Все это происходит благодаря усвоению слов.
Именно поэтому многие дети раскрывают свой речевой потенциал в детском саду. Как правило, после первого года посещения детского сада речевые навыки у детей имеют прогресс. Весь год ребенок учился понимать других людей, вслушивался в их речь, правильно выполнял все словесные инструкции, активно использовал звукоподражание, пользовался ситуативной речью.
Самым главным показателем освоения речи, а заодно и полной адаптацией к саду является диалог между малышом и воспитателем. Немаловажны и попытки проявить инициативу на занятиях, общение с другими детьми и взрослыми. К этому времени ребенок осваивает главные синтаксические единицы и пытается выразить себя через слово и целые предложения, которыми и удивляет логопеда через год.
Приложение:
занятия: « Божья коровка», « Веселый Петрушка» , « Зайка»
игры: подвижные («Тише мыши», «Мой веселый звонкий мяч»), дидактические («Чей малыш?» «Чей домик?» «Лото животные» ), театрализованные («Курочка ряба», «Колобок»).
наблюдения: за сезонными изменениями (весна, лето, зима, осень) и природными явлениями и приметы (солнце, дождь, снег, вода, насекомые, птицы и растения) .
Рекомендации родителям в период адаптации;
«Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»; «Адаптация детей раннего возраста»; « Характеристика развития детей и организация их жизни»; «Культурно - гигиенические навыки детей раннего возраста»; «Обучение восприятию цвета детей » «Сенсорное воспитание ребенка »; «Как развивать речь малыша»; «Капризы и упрямство»; «Здоровье всему голова»; «Как приучить ребёнка к самостоятельности»; «Зимние травмы»; «Игры и игрушки»; «Игрушка в жизни ребёнка»; «Игры с детьми раннего возраста»; «Основные показатели развития детей 3-х лет». «Как играть с малышом»; «Игры для развития восприятия»; «Не жалейте времени на уроки улицы» ; «Если ребёнок плохо говорит» ; «Игры для развития восприятия»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
Список использованной литературы:
Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, программа «Радуга», М.: «Просвещение» , 1993г. В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, «Дошкольная педагогика» (Творческая сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста), М., «Просвещение», 1988г. Г.М.Лямина, «Воспитание и развитие детей раннего возраста», М., «Просвещение», 1981г. Л.В.Белкина, «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006г. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, пособие для воспитателя «Воспитание детей в игре», М., «Просвещение», 1983 г. Е.И.Тихеева, пособие для воспитателей детских садов «Развитие речи детей», М., «Просвещение», 1972г. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей «Играем с малышами», М., «Просвещение», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...