Методическая разработка - Картотека "Игры социо-игрового приобщения к делу "
методическая разработка на тему
Эти игры можно использовать в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_sotsio-igrovogo_priobshcheniya_k_delu.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
Игры социо-игрового приобщения к делу
Эти игры можно использовать в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
1.«Буквы-загадки»
1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.
2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.
3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)
2.«Эхо»
Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)
Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.
3.«Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.
Варианты:
-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;
-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.
Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:
-глядеть друг другу в глаза
-вставать, если согласны с высказыванием принимающего
-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.
4.«Неиспорченный телефон»
Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.
Варианты:
-слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово
-две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.
5.«Летает – не летает»
Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения
(самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух.
Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.
6.«Спор предлогами»
Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.
7.«Рассказ-рисунок о том, что вижу»
Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе, картину и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.
Вариант: дети делятся на две команды и рисуют командой композицию – например, два треугольника, три квадрата и один прямоугольник. Когда рисунок готов, то команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, должен «по рации» объяснить, как изобразить то же самое. Потом это проделывает другой капитан.
8.«Составь слово»
Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.
Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.
9.«Пишущая машинка»
Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:
-хлопают перед собой в ладоши
-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)
-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами
- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами
Вариант:
-изменять темп движений,
-вводить речевое сопровождение,
-передавать эстафету глазами, голосом.
10.«Знаки препинания»
Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка: !, ?, .).
Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).
11.«Превращение предмета» (развивает воображение)
Любой предмет (карандаш, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,) предлагается «превратить» в нечто другое. Например, дети по цепочке передают круг и превращают его в колесо, руль, тарелку, стол и т.д., при этом можно выразить словом , а можно показать действием.
12. «Так и не так»
Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильное и неправильное поведение. Карточки раздаются детям. Ведущий просит рассмотреть их и поднять картинку с «неправильным поведением». Один из детей рассказывает, как нельзя себя вести – о чем его картинка. Остальные дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, и продолжает рассказывать как надо себя вести.
Первый вариант- просто знакомство с правилами поведения. Второй – актерское исполнение детьми заданных рисунками ситуаций.
13. «Настроение»
Воспитатель читает стихотворение, дети дополняют чтение жестами.
Чтобы день прошел замечательно, нужно утро начинать с хорошим настроением.
Поэтому быстро-быстро поморгали глазами, надули щечки,
Проверили язычком наличие зубов, покатали язычок на качелях верх – вниз, верх – вниз,
легонько подергали уши – все на месте и не отваливается.
Чудесно! Можно вставать! Можно играть!
14.«Выбор водящего»
— варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
15.«Угадай-ка»
Ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
16.«Одно и то же по-разному»
Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит: покажите, как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т.д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать.
Выполнение многих действий может происходить по-разному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и облачко, и даже река. И сидят все по-разному: зайчик не так как курочка, собачка нетак как бабочка и т.д. И даже человек сидит у телевизора не так как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не так как на концерте и т.д.
17.Упражнение "Мы похожи?»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что.
- Я отличаюсь от тебя тем, что.
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
17. «Встать «по пальцам»
Так как задание это связано с двигательной активностью, то на занятиях оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки. Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. Все дети должны разбежаться на мини-группы по заданному количеству.
Во время выполнения упражнения каждому из детей нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому педагогу, а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть. (Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу). Встать «по пальцам» упражнение, в котором каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.
18.«Разведчики» (связаться глазами с партнером)
Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в кругу. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». После того как пара образуется можно дать любое дополнительное задание поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д. Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или «взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго, «бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д.
Педагог обращается к детям: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
19.«Актеры»
Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают заданную скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании стараются угадать, что им показали
20.«Испорченный телефон»
Как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
21.«Азбука городов»
Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Ребенок произносит, например, следующее: «Я поеду в Астрахань», - и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?» Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с буквы «А». Например: «Акул ловить!» (Известно, что акулы в Астрахани не водятся, там скорее арбузы водятся, но для данной игры это неважно, напротив, несообразности вносят в неѐ дополнительное веселье.) Ответив соседу «из Астрахани», он говорит, куда поедет сам (названия городов могут идти по алфавиту, а могут быть произвольно выбранные названия городов): «Я поеду в Братск!» - и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает: «Баранки покупать... А я поеду в Вологду. Зачем?» …Ну и так далее. Тот, кто ошибся - ответил невпопад, - платит фант или выбывает из игры. Его сосед продолжает игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение реализации социо – игровой технологии в организации cовместной деятельности взрослых и детей
Использование социо-игровой технологии в рботе с дошкольниками...
Методическая разработка серии игр "Я все умею делать!"
Игровой метод обучения технически сложным видам движения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО СОЦИО-ИГРОВОГО ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
методическая разработка "Системное использование социо-игровой технологии как средства создания оптимальных условий для развития личности дошкольника"
методическое пособие разработано в помощь педагогу-психологу, воспитателям при планировании и осуществлении педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста и работе с родителями и педагогами...
Методическая разработка" Парциальная программа" по приобщению детей к русской народной культуре.
Данная парциальная программа составлена для дополнительных занятий с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре. Рассчитана на 4 года....
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми "Добрые дела Эколят-дошколят" (для детей старшей группы)
Задачи:Формировать у детей основы экологической культуры.Расширять представление детей о природе, лесных обитателях, правилах поведения в лесу.Закреплять знания детей о количественном и порядковом сче...
Сценарий методического объединения "Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками"
Сценарий методического объединения "Использование социо-игровых технологий в работе с дошкольниками" для педагогов ДОУ....