Методическое сопровождение реализации социо – игровой технологии в организации cовместной деятельности взрослых и детей
методическая разработка ( группа) по теме
Использование социо-игровой технологии в рботе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktarova.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов
Методическое сопровождение реализации социо – игровой технологии в организации совместной деятельности
взрослых и детей
Тактарова Татьяна Геннадьевна,
старший воспитатель МБДОУ № 84 г. Мурманск
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач дошкольного учреждения.
В соответствии с приказом Министерства образования Мурманской области от 26.07.2013 детский сад стал региональной площадкой по введению ФГОС ДО.
Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее актуальной для нас проблемой стал поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО модели воспитательно - образовательного процесса.
Для разработки проблемы была создана рабочая группа, состоящая из педагогов, психологически готовых к внедрению Стандарта дошкольного образования. Формируя модель организации образовательной деятельности, мы учитывали, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены, в числе прочих, следующие условия:
● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Современный образовательный процесс видится нам, как модуль, содержащий два основных блока: совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. В ходе организованной дискуссии педагоги пришли к выводу, что такая структура должна быть принята в детском саду как каркасная, для всего дошкольного возраста и, как единственно возможная, для младшего дошкольного возраста.
Для вооружения педагогов практическим знаниями и умениями была проведёна серия тренингов «Учимся общаться с ребёнком», где воспитатели учились устанавливать равноправную позицию взрослого и ребёнка, переходить от монологического общения к диалогическому, продуктивно взаимодействовать, создавать условия для партнёрской формы организации образовательной деятельности (возможности свободного размещения, перемещения и общения детей).
Для обеспечения партнёрской деятельности взрослых и детей необходима соответствующая педагогическая технология, которая будет являться одним из условий для такого общения.
В детском саду всегда были популярны игры социо - игровой направленности. Настоящей находкой для нас стала социо - игровая технология В.М. Букатова. Данная технология используется в детском саду с 2012 года, и эта практика плавно перемещается из экспериментальной инновационной деятельности в естественный ритм жизни.
Почему была выбрана данная технология?
Как показывает практика, педагоги привыкли считать занятие – основной формой образовательной работы с детьми. Стандарт определяет, что реализация Программы должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка ( п.1.2.). Построение образовательной деятельности должно строиться на основе учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, то - есть становится субьектом образования (п. 1.4.2.)
Социоигровая технология как нельзя лучше отвечает данным требованиям и является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания любой деятельности всеми его участниками, включая педагога. Социо - игровой стиль взаимодействия ищет способы общения детей и взрослых, при которых утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими. В соответствии с п.4 ст.14 Закона РФ «Об образовании» « …содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, … способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Кроме того, данная технология позволяет создать условия для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, что крайне важно в дошкольном возрасте.
Для знакомства с технологией был проведён семинар – практикум, после которого педагогам было предложено ответить на вопросы анкеты «Отношение педагогов – участников семинара к социо-игровой технологии». Результаты анкетирования показали:
- 54 % - педагогов позиционировали себя как сторонники внедрения технологии в практику работы,
- 33 % - не считают нужным вести поиск новых технологий взаимодействия с ребёнком,
- 12 % - педагогов не определились.
Таким образом, целью работы стало методическое сопровождение реализации социо – игровой технологии и поддержка педагогов в процессе внедрения приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Методическое сопровождение | |||
Диагностика | Информация | Консультирование | Помощь в первичной реализации |
анализ усвоения программы воспитанниками, на основе которого были составлены перспективные планы непосредственно образовательной деятельности, куда были включены приемы и методы социо-игрового взаимодействия | Методические рекомендации по внедрению приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательную работу | Рекомендации по составлению перспективного плана непосредственно образовательной деятельности, с включением приемов и методов социо-игрового подхода | Составление маршрутов профессиональной деятельности воспитателя по использованию приемов и методов социо-игрового подхода, раскрывающие механизмы решения проблемы, |
Мониторинг использования педагогами приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. | Разработка механизма реализации приемов и методов социо-игрового подхода в ДОУ | Рекомендации по способам взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе использования приемов и методов социо-игрового подхода | Помощь педагогам, путём использования адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателей методов и приёмов. |
Анализ результатов использования педагогами приемов и методов социо-игрового подхода | Для повышение уровня теоретических знаний педагогов и осознания ими необходимости использования приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе был проведён обучающий семинар. С целью повышения уровня практических умений педагогов проводились мастер-классы; семинары-практикумы; тренинги. | Рекомендации по реализации проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей | Помощь педагогам в обобщении и представлении опыта использования приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками на |
Анализ состояния готовности педагогов к использованию приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. | Определение перспектив работы ДОУ по проблеме использования педагогами приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. |
Предметно – пространственная среда для организации игровой деятельности и подгрупповой деятельности дошкольников.
Работа педагогического кабинета была организована по направлениям: нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации по использованию приемов и методов социо-игрового подхода в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
Ожидаемые результаты
• Сборник методических рекомендаций (описание технологий и содержание игр, конспекты мероприятий) .
• Усовершенствование предметно-развивающей среды.
• Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника за счет органического единства воспитательного и образовательного процесса.
• Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов.
Первые наработки педагогов по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику социо – игровых подходов в детском саду:
- создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;
- воспитатели стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
активно обучают воспитанников эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
педагоги стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными возможностями.
- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.
Выпускники нашего детского сада умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.
Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со взрослыми и сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.
Нам бы хотелось, чтобы воспитатели, у которых есть желание и цели, которые не могут осуществиться без увлечённости, уверенности, гордости и творчества детей смогли бы найти в нашем опыте средства для осуществления своих профессиональных желаний.
Приложение
В чём смысл социо - игровой технологии?
Главный принцип социо - игрового подхода – снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. Достигаются эти задачи путем организации любой деятельности дошкольника, как игры - жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин “социоигровая”).
Социоигровой подход предусматривает самостоятельное деление детей на микрогруппы по 3-6 человек, т. к. в шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. Именно в такой микрогруппе лидеры меньше давят на менее активных сверстников, а тихий ребенок может уйти от давления, защитившись окружением таких же тихих детей.
Социо - игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.
При использовании игр социо - игровой направленности, педагогическое мастерство, в первую очередь, включает в себя мастерство создания игр для конкретных детей, с которыми работает педагог в настоящий момент.
Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Таким образом, можно выделить следующие основные правила социо-игровых подходов к педагогике:
- Позиция воспитателя: воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
- Смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала;
- Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки;
- Преодоление трудностей: у детей не вызывает интереса то, что легко и просто, а то что трудно - интересно;
- Движение или активность;
- Жизнь детей в малых группах;
- Принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Надо отметить, что социо - игровой стиль — это стиль всего обучения, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные вставные номера, это не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы педагога и детей, смысл которого — не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее.
Первые наработки педагогов по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику социо – игровых подходов в детском саду:
- создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;
- воспитатели стали проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;
активно обучают воспитанников эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
педагоги стараются снимать с себя судейскую роль, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными возможностями.
- в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку, осуществляется гостевой обмен между группами с равными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение педагогической культуры родителей посредством организации совместной деятельности взрослых и детей.
Представлен опыт работы по взаимодействию с семьёй...
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО».
Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогич...
Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности
На фоне современного копирования западных форм жизни происходит разрушение семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...
Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).
Методика организации совместной деятельности взрослого и детей (технология группового сбора или «Утро радостных встреч»).Теория и практика проведения группового сбораВ самом широком понимании утренний...
Консультация для педагогов «Социо - игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»
Консультация для педагогов «Социо - игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»...
Социо-игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников.
Ориентируясь на современные требования в системе образования в педагогической практике стало актуально использовать социо –игровую технологию....