Методическая разработка" Парциальная программа" по приобщению детей к русской народной культуре.
методическая разработка по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная парциальная программа составлена для дополнительных занятий с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре. Рассчитана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_partsialnaya_programma.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей
к истокам русской народной культуры
( парциальная программа)
разработано в соответствие с ФГОС
Составила:Софронова Ю.Е.,учитель-логопед
ГБДОУ № 78 «Жемчужинка»
Красносельского района
Санкт-Петербурга
2021
Тематический годовой план занятий
Младшая группа
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | « Милости просим , гости дорогие». | Первое посещениедетьми « избы».Знакомство с её хозяйкой. |
2 | « Ходит сон близ окон». | Знакомство с колыбелькой (люлькой , зыбкой ) и колыбельными песнями |
3 | « Во саду ли , в огороде» | Знакомство с огородом детского сада |
4 | « Репка» | Знакомство со сказкой « Репка» |
5 | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки.Загадывание загадок об овощах. |
6 | « Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы»-котом Васькой. Заучивание потешки « Как у нашего кота». |
7 | « Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки « Как у нашего кота» |
8 | « Девочка и лиса» | Знакомство с о сказкой « Снегурушка и лиса».Игра « Кто позвал?» |
9 | « Водичка, водичка,умой моё личико» | Знакомство детей с рукомойником».Разучивание потешки « Водичка, водичка,умой моё личико» |
10 | « С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки « Водичка, водичка,умой моё личико» |
11 | « Идёт коза рогатая» | Знакомство с новым обитателе « избы»- козой Машкой.Разучивание потешки « Идёт коза рогатая» |
12 | « Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой « Волк исемеро козлят» |
13 | « Стоит изба из кирпича,то холодна, то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком,ухватом, кочергой. |
14 | « Колобок» | Знакомство со сказкой « Колобок» |
15 | « Уж ты, зимушка-зима» | Дидактическая игра « Оденем куклу на прогулку» |
16 | « Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. |
17 | « Пришла коляда-отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством. |
18 | « Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром.Дидактическая игра « Напоим куклу чаем» |
19 | « Гость на гость -хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды. |
20 | « Три медведя» | Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого « Три медведя». |
21 | « Маша и медведь» | Знакомство со сказкой « Маша и медведь». |
22 | Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода — коромыслом,вёдрами,корытом,стиральной доской. |
23 | « Половичку курочка веничком метёт» | Разучивание потешки « Наша-то хозяюшка сметлива была». |
24 | « Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с Масленицей |
25 | « Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этническая беседа « Моя любимая мама» |
26 | « Приди, весна,с радостью» | Разучивание заклички « Весна, весна красная!» |
27 | « Петушок-золотой гребешок» | Знакомство детей с новым прсонажем-Петушком. Разучивание потешки о петушке. |
28 | « Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой « Заюшкина избушка» |
29 | « Трень-брень ,гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом-гуслями. |
30 | « Кот,лиса и петух» | Знакомство со сказкой « Кот , лиса и петух». |
31 | « Петушок с семьёй» | Знакомство с семьёй петушка.Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского « Петушок с семьёй». |
32 | « Курочка Ряба» | Знакомство со сказкой « Курочка Ряба» |
33 | « Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко. |
34 | « Сорока -белобока кашу варила» | Знакомство с предметом быта- глиняным горшком. |
35 | « Кто в тереме живёт?» | Знакомство со сказкой « Теремок» |
36 | Прощание с « избой» | Дидактическая игра « Чудесный сундучок».Прощаниедетей с Хозяйкой до осени. |
Средняя группа
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | « Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра « Что растёт в садуи в огороде».Загадывание загадок об овощах и фруктах.Разучивание потешки « Наш козёл» |
2 | « Чудесный мешочек» | Повторение песенки-потешки « Наш козёл».Дидактическая игра « Чудесный мешочек». |
3 | Коровушка и бычок | Знакомство детей с домашними животными-коровой и бычком.Разучивание потешек про корову и бычка. |
4 | « Бычок-чёрный бочок» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой « Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
5 | « Приглашаем в гости к нам» | Игра-упражнение « Вежлтвое обращение к гостям».Повторение потешек о козле,коровушке, бычке. |
6 | «Гуси - лебеди» | Знакомство со сказкой « Гуси -лебеди».Разучивание потешки « А тари, тари,тари». |
7 | « Сошью Маше сарафан» | Знакомство с русской народной одеждой.Повторение потешки « А тари, тари,тари». |
8 | « Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода- прялкой и веретеном.Знакомство со сказкой « Золотое веретено» |
9 | « Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья). |
10 | « Лисичка со скалочком» | Знакомство с предметом обихода — скалкой.Знакомство со сказкой « Лисичкой со скалочкой». |
11 | « Петушок — золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении кгостю.Дидактическая игра « Похвали Петушка».Знакомство со сказкой « Петушок и бобовое зёрнышко». |
12 | « Чудесный сундучок» | Дидактическая игра « Кто спрятался?»( отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. |
13 | « Здравствуй, зимушка-зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки « Как на тоненький ледок» |
14 | « Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой « Зимовье зверей».Повторение песенки « Как на тоненький ледок». |
15 | « Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки « Зимовье зверей». |
16 | « Сею,сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! » | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки « Щедровочка». |
17 | « Сундучок Деда Мороза» | Беседа « Подарки Деда Мороза».Разучивание заклички « Мороз,Мороз, не морозь мой нос» |
18 | « Лиса и козёл» | Дидактическая игра « Похвали лису».Повторение потешек о домашних животных.Знакомство со сказкой «Лиса и козёл» |
19 | « Весёлые ложки » | Знакомство с предметами обихода-деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. |
20 | « Заюшкина избушка » | Самостоятельный пересказ детьми сказки « Заюшкина избушка». |
21 | « Кто же в гости к нам пришёл? » | Знакомство с домовёнком Кузей.Игра « Аюшки». |
22 | « Русская балалайка » | Знакомство с балалайкой.Пословицы и поговорки о балалайке. |
23 | « Лисичка -сестричка » | Знакомство со сказкой « Лисичка -сестричка и серый волк». |
24 | « Масленица дорогая — наша гостьюшка годовая » | Знакомство с Масленицей.Разучивание песни « Блины». |
25 | « При солнышке — тепло, при матушке- добро » | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.Самостоятельный рассказ « Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
26 | « Крошечка-Хаврошечка » | Знакомство со сказкой «Хаврошечка». |
27 | « Весна, весна,поди сюда! » | Рассказ о старинных обычаях встречи весны.Загадывание загадок о весне.Заучивание закличек о весне. |
28 | « Пришла весна! » | Повторение закличек о весне.Создание из цветных лоскутков коллективной аппликации « Пришла весна». |
29 | « Шутку шутить-людей насмешить » | Знакомство с потешным фольклором-дразнилками, скороговорками. |
30 | « Небылица-небывальщина » | Знакомство с небылицами.Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. |
31 | « Русская свистулька » | Рассказ о глиняной свистульке.Лепка свистулек. |
32 | «Чудесный сундучок » | Раскрашивание свистулек.Дидактическая игра « Угадай по звуку».Слушание народных мелодий. |
33 | « Времена года » | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок.Повторение закличек, песенок о временах года. |
34 | «Волшебная палочка » | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них,иллюстрациям. Предметам. |
35 | «Игра с Колобком » | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки « Колобок» |
36 | «Прощание с избой » | Знакомство детей с новой сказкой ( по выбору Хозяйки). Прощальное чаепитие. |
Старшая группа
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | « Что летом родится, то зимой пригодится» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы.поговорки. Песенки о лете.Загадывание загадок о летних явлениях природы. |
2 | « Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра « С какого дерева детки?»(плоды,листья).Разучивание песенки- попевки «Восенушка-осень». |
3 | « Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой « Мужик и медведь».Дидактическая игра « Вершки да корешки».Загадывание детьми загадок. |
4 | « Хлеб- всему голова» | Беседа сдетьми « Откуда хлеб пришёл?».Знакомство со старинными орудиями труда-цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. |
5 | « Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках(Покров,Сергиев день).Знакомство с предметами обихода -деревянным корытцем, тяпкой.Повторение попевки «Восенушка-осень». |
6 | «Зайчишка-трусишками» | Знакомство со сказкой « Заяц-хваста».Разучивание потешки « Зайчишка-трусишка» |
7 | « У страха глаза велики» | Беседа о страхе.Знакомство со сказкой « У страха глаза велики» |
8 | « Друг за дружку держаться — ничего не бояться» | Знакомство со сказкой « Крылатый. Мохнатыйда масляный». Беседа о взаимовыручке и поддержке. |
9 | « Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказкам « Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Крылатый, мохнатый да масляный». |
10 | « Гончарные мастерские» | Дидактическая игра « Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой « Лиса и кувшин». |
11 | « Дикие животные» | Знакомство со сказкой « Лиса и рак».Разучивание песенки-потешки о лисе.Беседа о диких животных с использованием загадок о них. |
12 | « Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет , песенок,загадок,пословиц. |
13 | « Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностяхдекабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок.Разучивание заклички « Ты Мороз, Мороз, Мороз». |
14 | « Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме.Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского « Проказы старухи зимы» |
15 | « Лиса-обманщица» | Викторина по сказкам.Разыгрывание сюжета сказки « Лисичка -сестричка и серый волк». |
16 | « Пришла коляда-отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.Разучивание колядки. |
17 | « С Новым годом со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года .Пение колядок. |
18 | « Гуляй,да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой « Морозко». |
19 | « Хороший город Городец » | Рассказ о городе городце и городецкой росписи. Пение частушек. |
20 | « Городецкая роспись » | Продолжение рассказа о городецкой росписи.Составление узоров из готовых форм.Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. |
21 | « Гуляй,да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой « Два Мороза». |
22 | « Сказка для Кузи » | Самостоятельное рассказывание сказок детьми. Словесная игра « Аюшки» |
23 | « Письмо Нафане » | Сставление детьми письма Нафане-другу домовёнка Кузи.Знакомство с обрядовыми песнями, посвящёнными Масленице. |
24 | « Ой ты ,Масленица!» | Рассказ о Масленице.Пение обрядовых песен. |
25 | « Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме .Изготовление поделок в подарок маме. |
26 | « Мудрёному и счастье к лицу » | Знакомство со сказкой « Семилетка».Загадывание загадок. |
27 | « Гуляй,да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны.Разучивание заклички о весне « Жаворонки, прилетите!» |
28 | « Весна, весна, поди сюда! » | Пение закличек о весне .Словесное упражнение « Какие краски и для чего нужны весне». |
29 | « Шутку шутить-людей насмешить » | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа.Загадывание загадок о весенних явлениях. |
30 | « Небылица в лицах, небывальщина » | Знакомство с русскими народными небылицами.Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
31 | « Красная горка » | Знакомство с традициям народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. |
32 | «Апрель ленивого не любит , проворного голубит » | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. |
33 | « Весна красна цветами » | Повторение закличек , песенок, пословиц о весне.Отгадывание загадки.Знакомство со сказкой Н. Павловой « Под кустом». |
34 | «Победа в воздухе не вьётся , а руками достаётся » | Рассказ о воинах- защитниках Отечесва. Знакомство со сказкой « Каша из топора». |
35 | «А за ним такая гладь — ни морщинки не видать » | Знакомство детей с различными способами глажения белья .Загадывание загадок о предметах обихода. |
36 | «Прощание с избой » | Словесные народные игры.Рассказывание докучных сказок.Пение частушек. |
Подготовительная группа
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | « Что летом родится, то зимой пригодится» | Беседа о лете. Повторение пословиц,.поговорок , песенок о лете. |
2 | « Восенушка-осень-сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень». |
3 | « Хлеб- всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. |
4 | « К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и о глупости.Знакомство со сказкой « Про Филю». Словесная игра « Филя и Уля». |
5 | « Град на усть Оки» | Рассказ об истории Нижнего Новгорода.Прослушивание русских народных песен. |
6 | «Октябрь -грязик — ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября . Рассказ о народном празднике Покрове . |
7 | « Злое истребление» | Рассказ о манголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже.Знакомство со старинным оружием. |
8 | « Камень- град» | Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля — пограничной крепости Московского государства. |
9 | « Лучше один раз увидеть, чем стораз услышать» | Экскурсия в Нижегородский кремль. |
10 | « Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. |
11 | « Где живёт перо Жар-птицы?» | Знакомство со сказкой « Лиса и рак».Разучивание песенки-потешки о лисе.Беседа о диких животных с использованием загадок о них. |
12 | « Чудо -чудное,диво-дивное - Золотая Хохлома» | Знакомство детей с хохломской росписью. |
13 | « Зима-не лето,-в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы.Исполнение русской народной песенки « как на тоненький ледок». |
14 | « Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения.Показ теневого театра. |
15 | « Пришёл мороз-береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского « Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки « Как на тоненький ледок» |
16 | « Снегурочка — внучка Деда Мороза» | Знакомство со сказкой « Снегурочка».Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова « снегурочка». |
17 | « Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.Пение песенок. |
18 | « Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. |
19 | « Гжель прекрасная » | Знакомство с гжельским художественным промыслом |
20 | « Гжель прекрасная » | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. |
21 | « Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой « Семь Симеонов».Дидактическая игра « Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. |
22 | « Живёт в народе песня» | Беседа о русской народной песне.Знакомство с пословицами и поговорками о песне.Разучивание русской народной песни « Ой, вставала я ранёшенько». |
23 | « На героя и слава бежит » | Рассказ о русских богатырях. |
24 | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» | Беседа о Масленице.Пение песен , частушек. |
25 | « Сердце матери лучше солнца греет» | Этническая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
26 | « Русская матрёшка» | Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек. |
27 | « Поэзия народного костюма» | Рассаз о народном костюме.Прослушивание русских народных песен. |
28 | « Грач на горе-весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны.Пение закличек о весне . |
29 | « Шутку шутить-людей насмешить » | Беседа о народном юморе (докучные сказки,скороговорки, дразнилки). Словесная игра « Путаница». |
30 | « Наши земляки » | Рассказ о М. Горьком. Сказка М. Горького « Про Иванушку — дурачка». |
31 | « Красная горка » | Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры « Садовник», « Бирюльки». |
32 | «Путешествие на златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве( городецкая, палехская, хохломская роспись).Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен , воспевающих русскую тройку. |
33 | « Человек без родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.. |
34 | «Литературная викторина» | Литературная викторина. Игра- драматизация. |
35 | «Край родной , навек любимый » | Экскурсия.Русские подвижные игры на свежем воздухе. |
36 | «Прощание с избой » | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков. |
Источник:Князева О.Л.,Махнаева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"
Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...
Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"
Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Методическая разработка. "Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор"
Актуальность темы. Цель и задачи. Методы и формы работы. Работа с родителями. Работа с педагогами. Список литературы. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по те...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...
Методическая разработка тема: "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором...