Анализ самообразования
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Анализ самообразования по теме: «Влияние дидактической игры на речевое развитие детей» воспитателя высшей категории Фоминой Ирины Александровны
Алейск, 2016г.
«Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмирсон |
Одним из основных направлений работы является – социализация личности ребенка через игру.
Игры на занятиях и режимных моментах необходимо для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправить недостатки речи, так как трудно это сделать впоследствии, когда они укрепляются. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и в частности, овладение правильными звукопроизношениями.
Особое внимание уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти и логического мышления, воображения и наблюдательности. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста форме.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Я три года работаю по теме: «Влияние дидактической игры на речевое развитие детей», целью которой стало формирование и развитие фонематического восприятия, а также развития лексико- грамматических категорий и связной речи, которая предусматривает решение следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи.
Ожидаемый результат: данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, развивают внимание, память, мышление, интеллектуальное развитие. Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных видов речевой работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой структуры речи. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Работа по теме ведения по трем направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами.
Для развития грамматического строя речи применяю следующие игры: «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Где начало рассказа», «Найди кормушке место», «Какая картинка не нужна?».
Для развития лексической стороны речи используются такие игры: «Вершки-корешки», «Фрукты-овощи», «Новоселье», «В мире растений», «Летает ,а не птица».
На развитие фонетико- фонематической стороны речи: «Японская печатная машинка», «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор».
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности развития детей, а также их интерес к различным играм.
По развитию речи включаю дидактические игры: «Один - много», «Сколько детенышей?» , «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Найди звук», «Придумай рассказ», «Цепочка слов» и др.
При ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующем развитию любознательности, наблюдательности: «Что бывает осеннее?», «Кто где?», «С какого дерева лист?», «Фрукты - овощи», «Вершки - корешки», «Узнай, чей нос, чьи лапы, чье ухо». Широко использую: игры путешествия, все это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. На занятии «Поможем Незнайки» использовала следующие игры: «Определи звук», «Определи по легкости и твердости», «Живые звуки», «Эхо», «Сколько звуков в слове?», «Составь предложения», «Путешествие по стране красивой речи», «Город загадок», «Лови и скажи», «Какой? Какая? Какое?», «Шифровальщики», «Город предложений».
При обследовании речевой деятельности использую такие игры: «Кому что нужно?», «Кого увидел в зоопарке?», «Назови правильно», «Чего нет?», «Назови количество предметов».
Работа с педагогами:
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста», где предложены этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старших группах.
Провела семинар – практикум «Дидактические игры в развитии речи детей». Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий.
Работа с родителями:
В свою работу активно подключаю родителей. Провела родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром», где родители ознакомились с дидактическими играми и вместе с детьми проигрывали их.
Также провела мастер – класс для родителей «Развиваем речь», которая показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, они стали более самостоятельными, активными.
Актуальность: В дидактических играх ребенок развивает внимание, мышление, фантазию, закрепляет умение обобщать на основе сходства и различия. В процессе речевых игр дети понимают и употребляют термины – слово, буква, звук, вслушиваются в звучание звука и слова. Ребенок понимает значение слов, учится составлять предложения, рассказы.
Таким образом, особенностью дидактической игры и завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, в которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей и поэтому их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ собственной деятельности по самообразованию Тема: «Обогащение словарного запаса, как ступень речевого развития детей»
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка.Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития...
Анализ творческой деятельности по теме самообразования: «Технология формирования единого педагогического пространства»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского сада, является методическая работа. Роль методической работы значительно воз...
Анализ работы по самообразованию по теме: « Дидактическая игра как средство умственного воспитания»
Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей. В моей работе раскрывается роль игры в умственном воспитании детей, отмечается, что в ней происходят « главнейшие изменени...
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
Анализ самообразования
Анализ самообразования по экологическомувоспитаниюв средней группе...
Анализ Самообразования
Анализ Самообразования по Экологической теме. Краткий отчёт по теме. Цели и задачи, какие результаты полученны в конце года. Какая применялась в рабте литература.Дидактические игры по экологии....
Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков исп...