Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада
методическая разработка (средняя группа) на тему
Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада
На формирующем этапе экспериментальной работы была разработана программа «Путешествие в природу» на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» для дошкольников 4-5 лет, рассчитанная на два года. Наша программа направлена не только на работу с детьми, но и с родителями.
1. Пояснительная записка
Специфика программы: особо эффективное формирование познавательного интереса детей различными средствами.
Основными средствами воспитания познавательного интереса выступают:
- игры и занимательные игровые задания;
- отобранные по определенным критериям произведения искусства, в том числе детская художественная литература;
- эмоциональный рассказ педагога, образное описание событий с зарисовкой деталей для воспроизведения перед слушателями картины явления или события;
- прогулки;
- собственная продуктивная деятельность детей в природе и уголке природы;
Методы:
- игровая деятельность;
- наблюдение;
- экспериментальная деятельность.
Экологическое воспитание - это довольно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного знакомства детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников основывается на регулярных наблюдениях за объектами и явлениями природы. Оно включает проектирование, игровую и изобразительную деятельность. Занятия проходят в форме путешествия. В течение года дети путешествуют с различными героями, от которых узнают о природе и окружающем мире.
Данная программа имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на детей 4-5 лет. Программа «Путешествие в природу» состоит из нескольких блоков, в ходе изучения которых дети узнают о разнообразии животного и растительного миров, средах обитания, получают сведения о здоровом образе жизни.
Новизна программы состоит в том, что дети с 3 лет знакомятся с проектной деятельностью, в ходе которой дошкольники совместно с родителями и педагогом создадут мини-проекты «Времена года», «Мое дерево», «Берегите свою планету!».
Материал занятий способствует воспитанию у детей, прежде всего доброжелательности, человечности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Цели:
- ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в жизни растений и животных;
- развитие познавательного интереса и первоначальных навыков исследовательской работы;
- формирование двигательной активности и здорового образа жизни детей.
Задачи:
Программа выдвигает важные задачи:
Образовательные:
- дать дошкольникам элементарные знания о природе и формировать на этой основе ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;
- формировать художественную культуру как неотъемлемую часть культуры духовной;
- формировать первоначальные практические навыкы рационального природопользования.
Воспитательные:
- воспитыватьу детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
- воспитывать эстетическое чувство.
Развивающие:
- развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
- обогащать словарный запас детей.
Принципы, лежащие в основе программы
- Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексная образовательная деятельность, в которой реализуется одновременно несколько видов деятельности.
- Ведущим принципом взаимоотношений воспитателя и дошкольников является педагогика сотрудничества, позволяющая максимально раскрыться всем потенциальным возможностям личности ребенка.
- Ведущим принципом обучения является научность. Детям нужно давать только правильные знания. Не следует высказывать сведения, в истинности которых воспитатель не уверен.
- Ведущим принципом организации педагогического процесса является разнообразие форм и методов обучения.
- Ведущими методами экологического образования являются наблюдение, экспериментальная и игровая деятельность дошкольников в природе и уголке природы. С одной стороны, они предельно соответствуют данным возрастным особенностям мыслительных процессов детей (наглядно-образному и наглядно-действенному), с другой - дозволяют воспринимать реальные связи, существующие в природе.
- Доминирующей эмоцией ребенка является радость от общения со взрослым, радость от процесса познания, от ощущения собственной силы и своей значимости в мире.
- Интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его в образовательной деятельности в полном объеме не представляется возможным. Поэтому мы планируем обширную предварительную работу и разнообразные сопутствующие формы работы, в свободной деятельности, в процессе каждодневного личностного обобщения воспитателя с дошкольниками, при ответе на бесчисленные детские вопросы.
- Много внимания уделяется в программе умственному воспитанию детей и формированию интеллектуальных умений. Экологическое мышление подразумевает способность видеть динамику явлений, умение прогнозировать конечный результат многочисленных сложных процессов, протекающих в природе, наличие навыков моделирования, дозволяющее объединять увиденное своими глазами со знаниями, полученными из других источников.
- Обязательным условием благополучного осуществления экологического воспитания и образования является правильная постановка работы по ознакомлению с природой и вырабатыванию естественно-научных представлений. В этом случае у детей не только накапливаются знания о тех или иных объектах, но и формируются многие обобщенные представления и понятия, служащие базой для экологических понятий.
- Познавательные возможности дошкольников среднего возраста в области экологии еще не очень велики, их можно анализировать как сенситивный период по изучению общебиологических закономерностей.
- Помимо приобретения установленного багажа знаний, немаловажное внимание уделяется нравственному воспитанию детей. Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой, умноженная на высокий нравственный потенциал личности, то есть, это не что иное, как процесс формирования экологического сознания. В нем, как в фокусе, сходятся все стороны воспитания: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое.
- Программа рекомендует создавать огромный простор для детского творчества, поощрять пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей.
- Работа по программе невозможна без создания богатой развивающей среды – очень важного метода экологического воспитания.
- Экологическое образование базируется на основах теории развития понятий. Это требует соблюдения преемственности в использовании различных форм обучения и, как следствие, - объединения образовательной деятельности в циклы, модули, технологические блоки.
- Экологическое образование и воспитание представляет собой основной компонент целостного педагогического процесса и реализуется через все виды деятельности.
Отличительные особенности программы по формированию познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста состоит в следующем.
Экологическое воспитание реализовывается в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического воспитания огромное значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, зимний сад, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.
- Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
- Создание экологической среды в ДОУ.
- Установление педагогом связей с родителями, педагогами и учреждениями дополнительного образования.
6. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды:
- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;
- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;
- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Система оценки и условные обозначения:
- работает на занятии самостоятельно, теоретические знания может применить на практике | |
- работает на занятии в среднем темпе, в основном самостоятельно | |
- несамостоятельный, слабо справляется с заданиями, теоретические знания малы. |
6. Направления программы
Работа по данной программе предусматривается по двум направлениям:
С детьми:
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность взрослых с детьми;
- специально запланированная образовательная деятельность.
Со взрослыми (педагогами и родителями):
- выставки;
- КВН, викторины, конкурсы;
- праздники;
- природоохранные акции;
- семинары-практикумы;
- собрания;
- тестирование;
- экскурсии;
Сотрудничество с родителями:
- выполнение домашнего задания «Где можно найти воду дома?» (Опыт. Дети должны показать в доме места, где можно найти воду: раковина, унитаз, кувшин для полива цветов и другие места). После этого в группе проводится развивающее мероприятие «Путешествие капельки воды»;
- конкурс на лучшую поделку из бросового материала;
- конкурс на лучшую экологическую сказку;
- проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу, в музеи;
- совместная работа детей и родителей «Золотая осень» (поделки из овощей, фруктов);
- участие в конкурсе «Мама, папа, я - экологическая семья»;
- участие в природоохранных акциях (уборка территории детского сада);
- фотоконкурс «Дети и домашние животные».
Содержание программы
Каждый блок программы состоит из комплекса тем, позволяющих ознакомить детей с проблемами социальной, биологической, прикладной экологии, в том числе и с правилами экологической безопасности, экологически грамотным поведением в природе. Так, например, изучая блок «Вода», мы знакомили дошкольников с водой в природе, водными животными и растениями, значением воды в жизни живых организмов, включая человека, необходимостью экономить воду. Учили видеть красоту инея, росы, дождя, снега.
Мы уделяем большое внимание чувственному познанию детьми окружающего мира. В процессе обучения ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и, даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Так, при изучении блока «Вода» дети самостоятельно экспериментировали с водой для ознакомления с ее свойствами. Непосредственное целенаправленное оперирование с объектом познания способствует развитию наглядно-действенного мышления. Опыты побуждали детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они способствовали развитию наблюдательности и сосредоточенности внимания.
Кроме детского экспериментирования в работе с детьми мы использовали такую исследовательскую деятельность как кратковременные наблюдения «Испарение воды при сушке одежды на батарее», «Высыхание пола после мытья». Хвалили своих воспитанников даже за самые незначительные самостоятельные наблюдения: кто-то из них увидел первую сосульку, кто-то «обычное» облако. Учили обобщать собственное наблюдение, не бояться высказать свою точку зрения, даже если она оказывалась неверной. И видели, что наше положительное отношение к их действию симулировало интерес детей к окружающему миру. «Мы с вами живем на дне огромного воздушного океана», – с таких слов мы начинали знакомство по блоку занятий «Воздух». Этот блок, как и другие блоки программы, включают в себя несколько тем, связанных друг с другом. Каков он, этот воздух? Какую роль играет в жизни людей и других живых существ? Какие животные научились использовать атмосферу для жизни, как приспособились к обитанию в каких условиях? Изучая «Воздух», большое внимание уделяли природным взаимосвязям. Дети постигали причинно-следственные связи в окружающем мире, поэтому, говоря о воздухе, мы изучили летающих животных, их приспособленность к обитанию в этой среде, распространение семян ветром и многое другое. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольников 3-5 лет, то мы проводили различные игры «Теплый и холодный воздух», «С какого дерева семена», «Северный и Южный ветер». Помимо игровой деятельности увлекали детей в исследовательскую работу – проведение простейших наблюдений и опытов. Это помогло выработать у детей познавательный интерес, их мышление, память, внимание. При обучении старались задействовать все органы чувств дошкольника. Огромную радость, например, доставляло дошкольникам угадывание предметов в ящике ощущений.
В течение нескольких дней во время прогулок, обращали внимание детей на солнце: какая погода – солнечная или пасмурная, какое солнышко сегодня – яркое или скрытое в дымке, на что оно похоже. Обращали внимание на то, что солнце в течение дня меняет свое положение. Такие наблюдения привели нас с детьми к изучению блока занятий «Солнце».
Очень понравились детям темы «Солнце – большая звезда», «Строение Солнечной системы». Они узнали, что Солнце – это такая звезда, как и другие, но она находится ближе к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Затем мы познакомили детей с тем, что Земля это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Создали свой макет Солнечной системы и закрепили свои знания игрой «Планеты, по местам». Не менее интересной была экспериментальная работа, где дети увидели, как обычный солнечный луч может превращаться в разноцветный. Через игру «Догони свою тень» и наблюдения мы познакомили детей с понятием «свет» и «тень», а через театр теней развивали у детей воображение, дети испытывали радость открытия новых свойств знакомого предмета (показ обычного предмета под неожиданным углом зрения). Дети становились актерами и были чрезвычайно рады этому.
Прекрасный материал для развития ребенка найти несложно, стоит лишь только более внимательно присмотреться к окружающему. Например, камни – природный материал, который в буквальном смысле валяется у нас под ногами, еще в древности камни служили детям игрушками. Что-то из того времени – эпохи «детства человечества» перешло к нам. Мы тоже с детьми собирали камешки, использовали их для экспериментирования и игр. Такая деятельность способствовала сенсорному развитию детей, побуждала их логически мыслить, сравнивать, выражать свои мысли и чувства. Во время поисков мы находили не только природные, но и искусственные камешки. Это позволило нам с детьми сравнивать разные камни и на их примере закрепить значение терминов «природа» и «неприрода», а также узнать о том, что, разрушаясь, камни превращаются в песок и глину. Знакомство с этими природными материалами помогло развить у детей такие мыслительные операции, как анализ и синтез. Дети самостоятельно делали вывод о таких свойствах песка и глины, как плотность и сыпучесть, вязкость и рыхлость. Эти знания послужили основанием для самостоятельной поисковой деятельности «Как используется песок и глина человеком». Совместно с родителями дети искали ответ на вопрос в книгах, энциклопедиях, составляли рассказ по теме поиска. Это способствовало развитию познавательного интереса у детей. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в программе «Путешествие в природу» большое внимание уделяется опытам и наблюдениям.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При наблюдении развивались следующие познавательные процессы: мышление, восприятие, память, речь, внимание.
Для нас было очень важно, чтобы дети научились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты. В мини-лаборатории мы старались создавать такие условия для проведения опытов с водой, почвой, чтобы дети не боялись пролить воду или рассыпать почву. В качестве лабораторной посуды мы использовали стаканчики из-под йогуртов, пластиковые бутылки, тем самым показывали детям возможность вторичного использования материалов. Во время проведения исследовательской работы детям было показано, что в почве есть воздух и при сжимании комочка земли он «уходит». Было показано, как происходит загрязнение почвы, при этом проводилось обсуждение возможных последствий загрязнения. Детей очень заинтересовали вопросы: Если бы они были на месте дождевого червя или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву, о чем попросили бы их, если бы умели говорить?
Вместе с детьми был сделан вывод: в жизни, как в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом, она поит растения, животных), но есть и «мертвая вода» – грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть). Мы провели игру – превращение «Подземные жители», так как дети любят волшебные превращения. Используя эти игры, мы воспитывали у детей эмоциональное отношение к природе. Формировали уважительное отношение к ее представителям, восприятию их как равных человеку.
Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу умственного развития. Дети 3-5 лет еще не многое знают и умеют. Знания они получают в общении со взрослыми и сверстниками через телевизор и книги, они быстро решают специально поставленные умственные задачи. Игра остается, но усложняется – по содержанию и форме она уже соответствует возрастным возможностям и умениям детей. Мы работали с детьми по таким блокам как: «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа». Указанные блоки не имели авторского методического обеспечения, поэтому материал для экологического воспитания детей мы подбирали сами в соответствии с разработанными Н.А. Рыжовой компонентами блоков. Знакомство с блоком «Растения» мы начали с закрепления знаний детей о частях растения (корень, стебель, листья, цветы, плоды). Для этого с детьми был придуман кроссворд. Далее дети были ознакомлены с разнообразием растений на Земле. Дети закрепили и приобрели новые знания о том, что растения растут всюду, где есть необходимые для их жизни условия (свет, тепло, вода, воздух), но природа на Земле не одинакова, поэтому разнообразна и растительность. Одни растения растут на полях, другие – на водоемах, третьи – на лугах, а некоторые предпочитают лес. Полученные знания были закреплены через игру «Разложи по группам». В процессе нашей работы дети получили элементарные знания об экологии растения, у них закладывалось понимание связи роста и развития (семени гороха) с условиями окружающей среды. А сколько радости давала детям красота комнатных растений, умение любоваться ими, бережное к ним отношение! В процессе дежурства детей в уголке природы мы воспитывали у них чувство ответственности за порученное дело, закрепляли название комнатных растений, их размножение. Развивая познавательные способности, используя различные анализаторы, мы провели занятие «Лекарственные и ядовитые растения», где дошкольники досконально узнали о произрастании этих растений и закрепили понятие роли растений в жизни человека, детей привела в восторг игра «Знатоки лекарственных растений». Главной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Поэтому мы продолжали формировать систему знаний у детей о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Воспитывали осознанное деятельное отношение к природе, желание охранять все растения, с которыми ребенок встречается. Для этого мы знакомили детей с растениями, занесенными в Красную книгу, а также создали в группе свою Красную книгу. Свое знакомство с блоком «Растения» мы закончили просмотром видеоэнциклопедии для детей и подтвердили исследования ученых, что при построении иерархической системы знаний и соответствующей организации обучения дошкольники среднего возраста на примере растений усваивают проявления закономерности о единстве организма и среды. Природа отличается необычным многообразием форм жизни. Всюду произрастают не только разнообразные растения, но и обитают животные, живущие в самых различных условиях. Необъятен мир животных, они для нас - как братья меньшие. С такого сообщения мы перешли к изучению блока «Животные», для формирования представления о том, что животное – живое существо, оно имеет определенное строение, может двигаться, чувствовать. В процессе проведенных игр, чтения, развивающих мероприятий мы воспитывали бережное отношение к животным, подводили к пониманию необходимости к существованию всех видов без исключения. Дети познакомились с сезонными изменениями в жизни диких животных, насекомых, птиц. Показали различие в размножении животных (птиц, бабочек, лягушек). Мы воспитывали у детей понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома» – места обитания. Мы закрепили у детей полученные знания через игры, работу с карточками – схемами. Ребенок должен знать, что животный мир дает человеку, как животные могут помогать человеку в его жизни, какую приносят пользу. Для этого через игру-путешествие сформировали обобщенное представление о домашних животных. Не осталась без внимания и наша ранее созданная книга, на страницы которой мы занесли охраняемых животных.
Дальше мы отправились с детьми в лес. Мы и раньше были в лесу, много наблюдали, читали книги, поэтому ответы на некоторые «Почему?», «Отчего?», «Что?» и «Зачем?» мы знали. Значит, возникла необходимость дополнить знания о лесе новыми сведениями. Так уточнили и расширили представление о многоярусном сообществе – «многоэтажном» доме. Дети познакомились с видами леса (сосновый бор, хвойный лес, березовая роща, лиственный лес, смешанный лес, тайга), им было показано значение леса в жизни человека. У детей воспитывалось умение видеть красоту леса и формировалось эмоциональное отношение к нему. Для этого мы рассматривали и читали журнал «Свирелька», разгадывали кроссворды, играли, устраивали выставку пейзажей и изделий из дерева. Все это способствовало умственному развитию детей.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы. Человеку нужен чистый воздух, чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. Мир огромен, поэтому мы знакомили детей с природой постепенно, создавали условия, чтобы у наших детей сформировалось правильное представление о ней. С такими знаниями мы подошли к изучению последнего блока программы «Путешествие в природу» - «Человек и природа». Мы познакомили детей с созданием заповедников, заказников для охраны редких видов животных и растений, на конкретных примерах рассмотрели некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения. Был закреплен навык экологически-правильного поведения в природе. При этом мы опирались на материал всех предыдущих блоков. Для обобщения знаний детей по блокам программы использовались материалы видео-энциклопедии для детей, которая имеется в видеотеке детского сада, прослушивались грамзаписи звуков природы. Опираясь на положение о том, что книга является видом искусства и воздействует на чувства и сознание ребенка, мы использовали в работе с детьми рекомендуемые Рыжовой Н.А. произведения Б.Заходера, Э. Мошковской, С.Маршака; народные и авторские сказки; сказки Л.Павловой, В.Бианки. Книга выводит за пределы наблюдаемого; с помощью книги дети знакомились с явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно: явления природы, жизнь растений и животных других климатических зон (степи, пустыни, тундры). Также с помощью поэтических произведений дети учились замечать необычное в привычных для детей явлениях: морозных узорах, ветре, солнце. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы развивает способность детей к пониманию речи, к длительному произвольному вниманию и сосредоточении на содержании, передаваемом словом.
Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.
На втором году формирующего эксперимента мы создали уголок экспериментирования.
Задачи уголка:
- развивать у детей первичные естественно-научные представления;
- развивать у детей 4-5 лет наблюдательность, любознательность, интерес;
- развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формировать умения комплексно обследовать предмет, умение видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.
В план проекта по экспериментальной деятельности были включены такие направления как:
- эксперименты с водой, где дети исследуют и узнают ее тайны, знакомятся со свойствами воды, способностью окрашиваться, менять вкус, запах и т.д. и делают выводы.
- эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен и многое другое.
- опыты с почвой, где дети выясняют значения почвы для человека, растений, живых организмов.
- опыты с песком, глиной, камнями и др.
При создании предметно-развивающей среды учитывалась совместная образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельное экспериментирование.
Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, в которой возможно проведение опытов, наблюдений.
Пополнили исследовательский уголок:
- природным материалом: камнями, ракушками, спилом и листьями деревьев, мхом, семена, почвой разных видов, шишками, птичьми перьями и др.;
- утилизированным материалом: проволокой, кусочками кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- техническими материалами: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разными видами бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красителями: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинскими материалами: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи, пилки, сито, воронки, разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы и др.;
- половинки мыльниц, формы для льда
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, весы, компас, магниты и др.;
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
В уголке экспериментальной деятельности выделили:
- место для постоянной выставки, где различные коллекции (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов, для хранения материалов (природного, «бросового»);
- место для проведения опытов;
Далеко не все явления доступны осознанию детей. Однако то, что может быть понято ими, не должно представлять собой сумму отрывочных сведений. Знакомство ребенка с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его интеллектуальной деятельности.
Важнейшая задача педагогов – формировать у детей познавательный интерес. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать воспитательный процесс – это значит поставить такую задачу, которую без эксперимента не решить», - считает известный психолог В.В. Давыдов [43]. В процессе постоянного познания нового, экспериментирования, экскурсий, решения задач – дети выступают как исследователи, они познают скрытые связи и отношения объектов.
Принимаем во внимание то, что детский сад не может осуществлять экологическое воспитание детей отдельно от семьи. В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений к окружающему миру, специфическое мировоззрение и система воздействий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Совместно с родителями и детьми мы провели родительские собрания, открытые занятия, развлечения и праздники по проблемам экологии, а также они получили знания на экологическую тему через печатную информацию.
К родительскому собранию готовились различные сообщения на тему «Экспериментирование в домашних условиях и формирование познавательного интереса», пополнялся фотоальбом «Мир Почемучек».
Родители участвовали в качестве персонажей в праздниках «Новый год в подводном царстве», «На балу у Золушки», развлечении «Что за прелесть эти сказки!», где родители радовались полученным детьми знаниям.
Проводя работу с родителями, мы советовали родителям следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» [45].
Программа «Путешествие в природу» рассматривается нами как одно из средств развития познавательного интереса у детей и подготавливает их к следующей образовательной стадии, в основе которой будет программа Рыжовой Н.А. «Наш дом – природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Экологическое развитие детей в средней группе детского сада посредством экологической комнаты « Чудесница природа».
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектами, которые окружают его и с которыми он знакомится ...
НОД по экологическому воспитанию/ экспериментированию в средней группе детского сада "Вода вокруг нас"
Скоро наступит лето, дети с родителями поедут отдыхать на водоёмы. На этом занятии мы с детьми закрепили знания о том, как же образуются реки и озёра. И усвоили, что воду нужно беречь, её нельзя загря...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР для средней группы детского сада средней группы
Рабочая программа воспитателя содержит целевой, содержательный и организационный разделы...
Конспект занятия по экологическому воспитанию у детей средней группы детского сада
Конспект занятия....
Сценарий экологического праздника Весны в средней группе детского сада
Сценарий экологического праздника в средней группе .Действующие лица: Взрослые Весна, ведущий. Дети: Сорока, медведь, заяц , лиса....
Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г.
Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г....