Фотоотчет о неделе Народных промыслов в нашем детском саду.
проект (старшая группа) на тему
Проект "Народные промыслы России"
Как и во всех детских садах, в нашем саду тоже проходила неделя "Народных промыслов". Я считаю, что воспитывать любовь к Родине нужно с малых лет. Во время проведения организованной образовательной деятельности дети знакомятся с изделиями своего народа, с историей своего народа, пытаются повторить узоры. Они начинают понимать, как велика сила и мощь их народа. Испытывают гордость за свою страну.
Используя конспекты занятий, я подготовила и провела проект, который так и назвала "Народные промыслы России".Фотоотчет о проведении этого проекта я и хочу представить вам.
Актуальность. На Руси мало людей, которые бы хорошо знали народный промысел и умели изготавливать русско-народные игрушки, костюмы, заниматься росписью, изготавливать изделия из бересты. Русские народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.
Наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Теряется культура нашего народа…
Цель.
• Создание в группе мини - музея русского народного промысла;
• вызывать интерес у детей и поддерживать его на протяжении всего дошкольного возраста к русско-народному промыслу.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с предметами русско-народного промысла.
- научить различать роспись: гжель, хохлома, городецкая, жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка.
- ознакомить с русско-народными промыслами:
(матрешками, гжельской посудой, дымковской игрушкой, хохломой)
- воспитывать интерес к народному искусству.
Этапы проекта.
1 этап. Сбор информации: подбор иллюстраций, литературы, предметов промысла, подготовить материал для изобразительной деятельности.
2 этап. Реализация проекта: НОД, чтение художественной литературы, изготовление альбома для группы, создание мини-музея «Народные промыслы».
3 этап. Создание альбомов «Матрешка», «Народные промыслы». Презентация выставки мини-музея.
Проект краткосрочный.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
Предполагаем, что в результате реализации проекта «Русско-народные промыслы», дети станут интересоваться народными традициями, культурой русского народа, беречь их и стараться продолжать. Продолжать воспитывать любовь к Родине и ее истории.
В работе над проектом использовались различные формы работы: рассматривание, рассказывание, беседы, чтение художественного слова о промыслах русского народа.
Наше творчество:
Викторина:
Мини-музей в группе
:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Народные промыслы России" | 873.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 55«СКАЗКА»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Творческо-исследовательский проект
« Народные промыслы России»
Подготовила: воспитатель
Свинтуховская В.А.
2016
Творческо-исследовательский проект « Народные промыслы России»
Актуальность. На Руси мало людей, которые бы хорошо знали народный промысел и умели изготавливать русско-народные игрушки, костюмы, заниматься росписью, изготавливать изделия из бересты. Русские народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.
Наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Теряется культура нашего народа…
Цель.
- Создание в группе мини - музея русского народного промысла;
- вызывать интерес у детей и поддерживать его на протяжении всего дошкольного возраста к русско-народному промыслу.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с предметами русско-народного промысла.
- научить различать роспись: гжель, хохлома, городецкая, жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, матрешка.
- ознакомить с русско-народными промыслами:
(матрешками, гжельской посудой, дымковской игрушкой, хохломой)
- воспитывать интерес к народному искусству.
Этапы проекта.
1 этап. Сбор информации: подбор иллюстраций, литературы, предметов промысла, подготовить материал для изобразительной деятельности.
2 этап. Реализация проекта: НОД, чтение художественной литературы, изготовление альбома для группы, создание мини-музея «Народные промыслы».
3 этап. Создание альбомов «Матрешка», «Народные промыслы». Презентация выставки мини-музея.
Проект краткосрочный.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
Предполагаем, что в результате реализации проекта «Русско-народные промыслы», дети станут интересоваться народными традициями, культурой русского народа, беречь их и стараться продолжать.
В работе над проектом использовались различные формы работы: рассматривание, рассказывание, беседы, чтение художественного слова о промыслах русского народа.
Приложение 1
НОД по познавательному развитию « Народные промыслы России»
Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи:
1. Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Богородская игрушка)
2. Развивать образное мышление.
3. Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.
Ход НОДа:
I. Вступительная беседа
- Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т. д.)
-Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.
- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.
- На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно, вы даже знаете как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент) .
- Давайте попробуем разобраться.
II.Основная часть
«Народные промыслы России»
1) Дымковская игрушка
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
2) Городецкая роспись.
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.
3) Гжельская роспись
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.
4) Хохлома
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.
III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи) .
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Физминутка «Мы весёлые матрёшки»
Мы веселые матрешки, наклоны встороны
Ладушки, ладушки. хлопки в ладоши
На ногах у нас сапожки, выставлять ножки
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
В сарафанах наших пестрых, повороты вправо, влево
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
Мы похожи словно сестры, покружится
Ладушки, ладушки хлопки в ладоши
IV. Творческая работа
- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу.
Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам отгадать загадки.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
• Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
• Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
• Коль на досочке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит … .
(городец)
А теперь приступаем к работе.
Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю.
Включу музыку народную,
Она в работе помогает
И настроение поднимает.
Пальчиковая гимнастика «Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, Разжимают кулачки,
Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.
Раз – Матрена, два – Малаша, Загибаем поочередно пальцы
Мила – три, четыре – Маша, на правой руке,
Маргарита – это пять начиная с большого
Нас нетрудно сосчитать Разжимают кулачки 2 раза
V. Итог:
- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?
- А закончить наш разговор я хочу пословицей:
«НЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО ДОРОГО И БЛЕСТИТ,
А ТО ДОРОГО, ЧТО РУКАМИ МАСТЕРА СОЗДАНО”.
- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?
- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!
Выставка детских работ.
НОД по художественно-эстетическому развитию. Тема: «Роспись дощечки хохломским узором» Цели: 1. Продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя элементы узора: «травки» (травинки, осочки, капельки, «завейки» 2. Учить рисовать элементы травки концом кисти, ягодки тычком с
помощью ватной палочки 3. Учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка,
ягоды, листья, завитки, «травка») 4. Учить сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи:
черный, красный, «золотой» (охра)
Материалы для занятий: Дощечка с хохломским узором (лучше несколько) или фотоиллюстрации с
их изображением
Бумага, желательно желтого цвета
Краски, гуашь
Мягкие кисточки
Ход НОДа: Показать детям предметы с хохломским узором или иллюстрацию с их
изображением.
Спросить, каким узором украшены предметы, как дети узнали, что это узор
хохломской (по цвету, по элементам, по расположению узора).
Поставить задачу занятия: сегодня дети будут учиться украшать
хохломским узором дощечку.
Предложить рассмотреть узоры на образцах.
Отметить, что внизу и вверху на изделии нарисованы прямые
полоски. Это кайма. Вместе с детьми проанализировать из чего состоит узор на миски. (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки) Затем вызвать ребенка к доске, на которой нарисована миска с изогнутой
веткой, предложить провести пальцем вдоль ветки и сказать,
какая ветка (изогнутая, как расположены на ветке ягоды и листики . Затем предложить посмотреть, в каком порядке следует рисовать элементы
узора.
1. сначала вверху и внизу изделия рисуют кайму.
2. затем в середине рисуют слегка изогнутую ветку;
кисточку при этом следует держать тремя пальцами, вертикально, рисовать
концом кисти. 3. потом на ветке изображают ягоды и листья (по три) ; листья рисуются концом кисти, ягоды – ватной палочкой приемом тычка. 4. затем на всех свободных местах изображают завитки и тоненькую изогну-тую травку (узор должен получиться густым и занять много
места на изделии). С помощью вопросов закрепить последовательность изображения элементов узора и предложить детям приступить к работе.
В ходе занятия, когда дети нарисуют ягоды и листья, можно посоветовать
им дорисовать к ягодам мелкие детали (точки или «усики», а на листьях
нанести прожилки (черные) . Следить за тем, чтобы завитки и травку дети рисовали кончиком кисти. При проведении занятия можно использовать мелодии русских народных песен – веселых,задорных, более всего подходящих по характеру к хохломским изделиям.
Тема: «Подарок для Жихарки».
(роспись плоскостной ложки хохломской росписью)
Программное содержание:
Продолжать учить составлять узор хохломской росписи на плоскостных силуэтах, украшать завиток с ягодами, листьями, травкой; развивать чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита хохломской росписи; воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал: ложки, иллюстрации, картинки с изображением хохломских изделии, силуэты ложек красного, желтого, черного цветов, предметы с хохломской росписью (варианты изображения ягод), гуашь – красный, черный, желтый, зеленый.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Жихарка», стихотворений о Хохломе, беседа с детьми о главной особенности хохломской росписи, рассматривание иллюстрации и картинок с изображением хохломских изделии.
Ход НОДа:
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Жихарки для вас, давайте откроем и прочитаем письмо(читает письмо).
«Здравствуйте, ребята! Скоро у меня день рождение, я пригласил много друзей на именины. Для них хочу приготовить ложки расписные, как у меня, прошу вас помочь мне расписывать эти ложки. Заранее благодарю и приглашаю вас тоже на именины. Жихарка».(Воспитатель достает из конверта силуэты ложек красного, желтого, черного цветов)
Воспитатель: Ребята, поможем Жихарке?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, какими элементами декоративной росписи можно расписывать эти ложки.
Дети: Хохломской росписью.
Воспитатель: А давайте мы с вами полетим в мастерскую в Хохлому, но как же туда доберемся? Дети: на ковре-самолете. (Дети садятся на ковер-самолет и имитируют полет)
Воспитатель: Ребята, вот мы прилетели, посмотрите вокруг как красиво! А вот и мастерская!
( На столах лежат хохломские ложки, картинки с изображением хохломских изделии, предметы с хохломской росписью)
Воспитатель: Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Золотые листья, узорная кайма,
Радует глаза нам золотая Хохлома!
(Дети садятся за столы, рассматривают изделия, узоры на них)
Воспитатель: Ребята, как называется такая роспись?
Дети: Хохломская.
Воспитатель: Посмотрите на расписные ложки, чем они украшены?
Дети: ветками, ягодами, листьями, завитками и травкой.
Воспитатель: Чем украшен край ложки?
Дети: каймой.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, как украшена ручка?
Дети: Нижние и верхние края другого цвета, чем середина.
Воспитатель предлагает детям выбирать силуэт ложки, ягоды на хохломских изделиях, которые они хотели бы нарисовать.
Дети самостоятельно расписывают ложки.
НОД по речевому развитию. Беседа «Сочинение сказки о гжельской розе»
Программные задачи:
1. Развивать связную речь детей, обучая их придумывать сказки. 2. Учить детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки: начало, разви-тие действия, кульминацию и конец. 3. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом расска-зывании, использовать средства связи. 4. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, патриотическую
гордость за богатую народами талантливую Россию.
Ход НОДа: Для активизации внимания детей мы использовали посылку, которую внесли в группу в начале занятия.
В ней оказался красивый гжельский чайник, которого дети раньше не видели. Одним из элементов узора, украшающего чайник, была гжельская роза. Мы внимательно рассмотрели эту розу, обсудили все детали рисунка Затем задать детям вопрос: Вот интересно, ребята, как появилась эта роза на гжельском чайнике? Мы с вами уже выяснили, что мастера Гжели расписывают свои изделия только
синей краской, вернее всеми оттенками синего цвета.
Но разве бывают синие розы? Мне, например, такие не разу не встречались.
Я много раз видела розы красные, белые, розовые, желтые, темнобордовые,
а вот синих или голубых не видела никогда. А вы видели? Тогда почему именно розу рисуют гжельские мастера? Ну, рисовали бы колокольчики или незабудки. Как же роза попала на гжельские изделия?
А давайте придумаем про это сказку. Ведь синяя роза – сказочная. И попала она в Гжель сказочным путем. Но вот как? Начало сказки я постаралась составить так, чтобы оно заинтересовало детей и познакомило с главным героем, в тоже время это начало представляло
простор для воображения детей и давало возможность для развития
сюжетной линии в разных направлениях. «Представьте себе, что в далекойдалекой стране, где царило вечное лето, в
саду у очень богатого купца росло многомного розовых кустов. И розы на
них цвели самые разные – и красные, и розовые, и белые.
Эти розы посадила жена купца, ухаживала за ними, поливала их, спасала от
сорняков, и розы от этого цвели еще пышнее, пахли еще душистее. Вот однажды купец собрался уехать в далекие края за разными товарами. Он решил съездить в Россию, потому что прослышал, что в самом центре
России, недалеко от Москвы, в селе Гжель делают очень красивую посуду.
Вот за нейто и отправился купец. Когда жена провожала его в дорогу, она подарила ему розу и сказала: Эта роза никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя». Так и путешествовала роза вместе с купцом, а что же случилось с этой розой даль-ше? Затем предложить детям следующий план в виде вопросов: Как вы думаете, если купец приехал в Гжель зимой, его роза завяла?
Что с ней могло произойти? Как поступили гжельские мастера, когда увидели розу? Какой подарок привез купец своей любимой жене из Гжели? Вот один из вариантов продолжения сказки у детей: Зимой в России купец встретил Снегурочку. Она увидела у него розу и поп-росила подарить ее. Но купец сказал:
«Эту розу мне подарила жена, а подарки не передаривают! »-
заплакала Снегурочка.
Стало жалко ее купцу, и он попросил гжельских мастеров нарисовать
розу для Снегурочки. Нарисовал один мастер розу, да так красиво,
что она казалась настоящей. Взяла ее Снегурочка в руки, а роза сразу же стала синей. Тогда мастер сказал, что теперь такие розы он будет рисовать на всей посуде. А купец эту посуду купил и привез в подарок жене».
Сказка, в которой присутствовала Снегурочка, понравилась детям больше
всего.
НОД по познавательному развитию «Дымковская игрушка»
Программные задачи:
1. Рассказать детям об истории возникновения русского промысла «Дымковская игрушка» 2. Рассмотреть основные элементы дымковской игрушки 3. Развивать интерес к изучению народных промыслов 4. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умель-цев .
Ход НОДа:
В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога
Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.
В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с
утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашен-ные. Куклысвистуньи продавались здесь же, на улице. Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд Вдоль дороги выстраивались женихи.
Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились
глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную
клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, яркомалиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – яркозеленое коромысло с оранжевыми ведрами. Вятичи чтили бога Солнца Ярило, и изображали его в виде двух или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца.
Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой
женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то,
что бы они хотели иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными,
желтыми,черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня
Роженица трансформировалась в «Барыню» Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за
рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка» Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок.
Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали.
Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, все,
семьей принимались за лепку игрушек. В этой работе принимали
участие только женщины. Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку,
другая – голову, третья лепит ведра, а потом все это собирается в одну
игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до
14дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Если раньше вре-мени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться, а передержишь – потом не пристает грунтовка. После обжига фигурки опускались в
ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки
покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились
краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.
Физкультминутка «Дымковские игрушки»
Мы игрушки расписные, повороты вправо, влево
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные выставляют ножки
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Мы ребята удалые, руки на поясе, наклоны в стороны
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре, хлопки
Круг поуже, круг пошире! сойтись в центр круга
На носочек и на пятку, встать на носочки, на пятки
А потом пляши вприсядку! приседаем
Влево, вправо повернись, повороты вправо, влево
Веселее улыбнись!
Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос. Часто применяют
контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинного, желтого,
голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.
НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка. Тема: «Гжельский чайник»
Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с гжельскими
изделиями, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных
мастеров, воспитывать уважение к их труду 2. Продолжать упражнять детей в лепке изделия, состоящего из отдельных частей. 3. Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей 4. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Материалы для занятий:
Изделия гжельских мастеров – разнообразные чайники или иллюстрации с их изображением
Пластилин белого цвета
Дощечки для лепки
Тряпочки для вытирания рук
Стеки
Ход НОДа: В начале занятия рассмотреть вместе с детьми различные чайники из Гжели. Они имеют разную форму и величину – большие и маленькие,
высокие и низкие,«стройные» и «пузатенькие». Но у всех чайников есть три
важные составные части: корпус, ручка и носик. Эти детали дети вылепливают отдельно, затем осторожно соединяют их с помощью примазывания.
НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование. Тема: «Роспись силуэта индюка дымковским узором»
Программные задачи:
1. Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии, форму игрушек
2.Упражнять в рисовании элементов дымковского узора 3. Учить детей выделять украшения хвоста индюка, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму 4. Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом 5. Учить самостоятельно выбирать цвета для узора 6. Воспитывать интерес к народному творчеству
Материалы для занятия:
Дымковские игрушки
Фотоиллюстрации
Силуэты индюков на бумаге
гуашь
Кисти
Ватные палочки
Ход НОДа: Занятие начинается с определения последовательности действий при раскрашивании фигурки индюка. Обратить внимание детей на сложный узор
на хвосте индюка: он состоит из каймы и элементов орнамента в середине.
Путем сравнения нескольких игрушек или фотоиллюстраций с
изображением дымковских индюков, выделяются основные
элементы узора – это все те же круги, кольца, точки, линии, которые дети уже умеют рисовать. После беседы дети приступают к работе под фонограмму русских народных песен. По окончании работы предложить детям вспомнить, какие характеры они
придумали своим игрушкам, когда лепили их.
Изменился ли их характер после росписи? Прочитать несколько потешек про индюков и спросить детей, какая больше
подходит к их индюку?
Индяиндючок,
ты похож на Сундучок.
Сундучок не простой:
красный, Белый, золотой.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост:
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Викторина «Что мы знаем о народных промыслах?»
Программные задачи: Закрепить знания детей о различных промыслах народного творчества, техниках их рисования. Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе. Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.
Предварительная работа:
• Беседы о росписях;
• Рассматривание иллюстраций и поделок;
• Лепка и рисование по мотивам народных росписей;
• Составление небольших рассказов о росписях.
Методы и приёмы:
• Актуализация знаний детей;
• Отгадывание загадок;
• Рассматривание предметов, расписанных народными росписями;
• Составление небольших рассказов о дымковской росписи.
Материалы: дымковские игрушки, хохломские ложки, гжельская ваза, картинки разрезные.
Ход викторины.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей викторине «Что мы знаем о народных промыслах? » участвуют две команды детей: команда «Русская Матрешка» и команда «Дымковская игрушка».
Задание на 1 тур. Отгадывание загадок о народных промыслах.
• Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
• Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
• Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
• Коль на досочке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит … .
(городец)
Задание на 2 тур. Вопрос – ответ.
1. Назови роспись, в которой используется только синий цвет.
2. Отбери изделия из Гжели.
3. Образы каких животных используют в своих работах гжельские мастера?
4. Где изготавливают глиняные игрушки?
5. Расскажи об изготовлении дымковских игрушек (последовательность)
6. Какие элементы дымковской росписи ты знаешь?
7. Назови главные элементы хохломской росписи.
8. Какие краски используют художники из Хохломы?
Задание на 3 тур. Собери и угадай.
Назовите предметы, которые расписываются:
• Гжельской росписью (фарфоровые посуда, вазы, статуэтки)
• Хохломской росписью (деревянные ложки, подносы, посуда, столы и т. д.)
• Дымковской росписью (изделия из глины: лошадки, козлики, барашки, барышни и т. д.)
• Городецкой росписью (посуда, доски, подносы) .
Каждому участнику команды выдается часть от целой разрезной картинки. Когда все элементы будут собраны, капитану команды предстоит собрать целую картину с изображением народного промысла, назвать его и рассказать о нем.
Задание на 4 тур. Найди и отложи.
Детям предлагается отобрать предметы, относящиеся к названному воспитателем народному промыслу.
Задание на 5 тур. Укрась матрешку.
Каждой команде предлагается украсить матрешку узором одного из народных промыслов, элементы которого надо будет выбрать из числа других.
Подсчитываются очки и награждаются победители.
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Используемая литература:
1.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество.
2.Скоролупова О.А. Тематическое планирование в старшей группе.
3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Приложение 2
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Стихи для детей о русских народных промыслах.
Погляди-ка ты в окошко.
Что случилось на дворе?
Баба Маня, как Матрёшка
Что-то машет детворе.
Побегу-ка, тоже гляну,
Что за детский маскарад?
Вон и бабушка Ульяна
К ней присела тоже в ряд.
Подошла. Дела какие!
Что здесь крутится народ?
Всем игрушки расписные
Баба Маня раздаёт.
А сама, как разоделась!
И кокошник, сарафан.
Мне так тоже захотелось
Рисовать в цветочках храм.
Наша бабушка Маняша
Здесь художницей слывёт.
Мастерица она наша.
В её доме Сказ живёт.
Сказ придумывает сказки.
Это Бабы Мани дед,
А она рисует глазки
На придуманный портрет.
Появляются матрёшки
В этом сказочном дворе,
Разрисованные плошки.
Всё на радость детворе.
А сегодня они учат
Нас матрёшек рисовать.
Мне такое не наскучит,
Мастерицей хочу стать.
Тем село и знаменито,
Что войдя в любой здесь дом,
Видишь: мастер деловито,
Что-то крутит над столом.
Ишь! Гляди-ка ты! Игрушка!
Ловко вырезан медведь!
Нарисую завитушку,
Я уже умею ведь.
Дымковские игрушки.
Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
В.Фофанов
Это что за хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале
Узор дети расписали.
Постарались от души,
Ах! Плясуньи хороши!
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит, не дыша.
…………………
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса:
Тугая чёрная коса,
Щёки алые горят,
Удивительный наряд.
………………………
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Дети на телятках,
Внуки на ягнятках.
………………………
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красный, высоко горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив
И напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг
Птица важная – индюк.
………………………..
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – свисток.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
……………………….
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.
…………………………
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желтоногий
Мчится глиняный олень.
За оленем – кони, кони
Вновь за тридевять земель.
И пестреет от погони
Глиняная карусель.
…………………………
Привезли мы глину
С дальнего бугра.
Ну-ка за работу,
Чудо – мастера!
Я слеплю лошадку,
Я её поглажу
И седельце с бахромой
На спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь».
Печка жаром пышет.
Дымково
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, лиса и волк,
Деревянные игрушки
И медведи, и старушки
То сидят, а то стучат.
Ребятишек всех смешат.
Машет белка не хвостом –
Размахивает молотком.
Отчего же, как на грех,
Всё не колется орех?
Курам просо не дают,
И они брусок клюют.
Возле пляшущих зайчат
Куры клювами стучат.
За ушастым русаком
Мишка бросился бегом;
С балалайкою бежит,
А земля под ним дрожит.
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец).
………………………
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
И украсили мы доски
Небывалой красоты.
……………………………
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
…………………………
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан –
До чего ж красивый он!
………………………….
Здесь купавки, розаны
На деревьях, кустах,
Городецкие кони
В Городецких лугах.
“Хохломская роспись”
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!
П.Синявский.
Хохлома, хохлома –
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
Нарисуем краску
Солнечною краской,
А цветы – огоньки
Красной краской от зари.
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Но сохраняет хохлома
В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!
Ладья – цветущий хвост, корма.
Нос - петушиная головка.
Плывет по лету Хохлома,
Расписанная очень ловко..
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
Золотая Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Елена Никонова
Хохлома
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.
……………………………………….
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В.Боков.
………………………………………
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!
пальчиковые игры:
1. «Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, Разжимают кулачки,
Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.
Раз – Матрена, два – Малаша, Загибаем поочередно пальцы
Мила – три, четыре – Маша, на правой руке,
Маргарита – это пять начиная с большого
Нас нетрудно сосчитать Разжимают кулачки 2 раза
(В. Степанов)
2.«Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные, Дети сжимают и
Хохотушки вятские разжимают кулачки.
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
3.«Подарки»
Пошла Маша на базар, пальчики шагают по столу
Принесла домой товар.
Родной матушке платок
По середочке цветок. изображают руками цветок
Братьям-соколам стучат кулачками по столу
По козловым сапогам
Сестрицам-лебедицам двигают сцепленными пальчиками
По белым рукавицам.
4."Едут, едут бабка с дедом"
Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.
Едут, едут бабка с дедом!
Просуньте мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони.
Нет, то скачет конь с соседом.
Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое) .
Нет, то два мешка с овсом.
Положите на безымянный средний палец.
Нет, то кот дерется с псом.
Положите на средний указательный палец.
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из "окошка".
Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то пастушок с обедом,
Нет, то водят хоровод,
Нет, то снова пес и кот!
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами.
Едут, едут бабка с дедом!
Едут папа с мамой следом!
И подарков целый воз!
А за ними кот и пес!
Ну чего же зря кричать?
Побежали их встречать!
То же самое, но пальчики выглядывают в третье "окошко" между средним и указательным пальцам. После этого все пальцы убираются и вместе с рукою "выбегают" через "дверь" между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.
физкультминутки
1. Игрушки
Отдых нам - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Сели-встали, сели-встали –
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
(соответствующие движения)
2. Матрешки
Мы веселые матрешки, наклоны встороны
Ладушки, ладушки. хлопки в ладоши
На ногах у нас сапожки, выставлять ножки
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
В сарафанах наших пестрых, повороты вправо, влево
Ладушки, ладушки, хлопки в ладоши
Мы похожи словно сестры, покружится
Ладушки, ладушки хлопки в ладоши
3. Дымковские игрушки
Мы игрушки расписные, повороты вправо, влево
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные выставляют ножки
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Мы ребята удалые, руки на поясе, наклоны в стороны
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре, хлопки
Круг поуже, круг пошире! сойтись в центр круга
На носочек и на пятку, встать на носочки, на пятки
А потом пляши вприсядку! приседаем
Влево, вправо повернись, повороты вправо, влево
Веселее улыбнись!
дыхательная гимнастика
1. любуемся игрушками
Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами "а-а-ах"
2. дуем, дуем, задуваем
дети берут в правую руку пособие (плоскостные игрушки, на 1-2-3 делают вдох, на 1-2-3 - выдох, дуя на пособие спокойно и длительно.
3. уточка
*Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «кря».
*Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом «кря – а – а»
*Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «кря – кря – кря», втягивая живот.
русскаие народные подвижные игры:
1."Растеряхи"
Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
2."У медведя во бору"
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, и на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
3. хороводная игра "мы матрешки"
Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать вышли мы немножко \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас чистые ладошки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас новые сапожки \ 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать вышли мы немножко \ 2 раза выполнять движения в соответствии с текстом
4."Игровая"
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
А дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
5. краски
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси! " Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".
Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
6."Дударь"
Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т. д., все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище. и т. д.
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел! »
7."Переездной конь"
В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".
8. Вариант ЖМУРОК.
Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.
Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:
Трынцы-брынцы бубенцы
Позолочены концы
Кто в бубенчики играет,
Того жмурка не поймает!
После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки'' Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.
9. "Гуси-гуси"
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
Дидактические игры
«Обведи рисунок»
Цель: учить детей простейшим элементам какой-либо росписи, технике выполнения их элементов.
Ход игры.
1. Воспитатель предлагает сухой кистью обвести рисунок, учит детей правильно держать кисть тремя пальцами вертикально, правильно по отношению к листу бумаги, если нужно провести или поставить точку, закрепляет прием «примакивание».
2. Детям даются образцы нарисованных элементов росписи на листах бумаги. Необходимо по аналогии продолжить ряд элементов, используя кисть и краску.
«Дорисуй рисунок»
Цель: учить детей рисовать новые элементы какой-либо росписи, совершенствовать технику исполнения данных элементов.
Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами, кисти, краска.
Ход игры. Воспитатель предлагает продолжить рисунок.
«Узнай элементы узора»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Игровые правила. Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их на пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
«Лото»
Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем вынимая по одной маленькой карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.
«Найди пару»
Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.
«Составь узор»
Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.
Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.
Ход игры. В игре может принимать участие один или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.
«Разрезные картинки»
Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
Ход игры. В игре может принимать участие один или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится заданием.
«Найди лишнее»
Дидактическая задача. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
Материал. Три-четыре карточки с их изображением одного промысла и одно – любого другого.
Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнюю карточку, т.е.не похожее на других, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры. Выставляются четыре-пять карточек. Следует найти лишний и объяснить почему.
«Собери целое»
Дидактическая задача. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.
Материал. Плоскостные силуэты изделий, расписанные под Дымку, Хохлому, Гжель, разрезанные на несколько частей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям собрать изделие, назвать вид росписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Фотоотчет "Вот так мы живем в нашем детском саду"
Как мы живем, чем занимаемся , как кушаем и гуляем, вот об этом наш отчет....
Фотоотчет "9 мая в нашем детском саду"
Фотоотчет «9 Мая в нашем детском саду»70 лет назад отгремели праздничные салюты, сменив грохот артиллерийских орудий. 70 лет мирного неба над головой. Много ли это - 70 лет? Для человека это - целая ж...
Планирование одного дня в рамках тематической недели «Народные промыслы» в средней группе
Описание примерной деятельности в четверг по тематической неделе "Народные промыслы" в средней группе....
Фотоотчет о ежегодном фестивале в нашем детском саду «Весенние колокольчики!»
28 апреля, уже по сложившейся, доброй традиции, в нашем детском саду №44 "Дружок" прошёл фестиваль «Весенние колокольчики».Фестиваль - итоговое мероприятие, целью которого являет...
Проект недели "Народные промыслы "Хохлома", "Гжель""
Тематическое планирование...