Календарный план образовательной деятельности в старшая «А» группе ДОУ Тема интегрирующая: « Народная культура и традиции» Событие недели: «Народные промыслы »
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Предварительный просмотр:

Календарный план образовательной деятельности в старшая «А» группе ДОУ

Тема интегрирующая: « Народная культура и традиции»

Событие недели: «Народные промыслы  »

Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать  знания детей о народных промыслах,  традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре

Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям.  Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.

Итоговое мероприятие, дата проведения: Выставка детских работ и поделок: «Золотые руки мастеров»

День недели

Организованная образовательная деятельность  

Образовательная деятельность, осуществляемая  в ходе режимных  моментов

Самостоятельная деятельность  детей

Взаимодействие с  семьями по реализации  основной образовательной программы

Понед.

23.03

1. Мероприятие НОД:

Познавательное развитие.

Тема: «Народные промыслы»

Цель:Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.

Задачи: Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

2.Физическая культура по плану физ. Инструктора

3.Мероприятие НОД: Х.Э.Р. Рисование

Тема: «Путешествие на веселую ярмарку народных промыслов»

Цель: продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.  

Программные задачи:

-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка»,«Гжель»«Хохлома»«Городецкая игрушка»«Матрешка».

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

1 половина дня.

Утренний сбор. Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновских.

Цель: знакомить детей с народными промыслами.

Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.

 Составить описательный рассказ о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле.

Прогулка: №

Наблюдение: «За тающим льдом». Цель: Закреплять знания о свойствах льда.  Труд: оказание посильной помощи дворнику в расчистке дорожек от снега. Цель: воспитывать желание приходить на помощь, доводить начатое дело до конца.

Народная игра «Горелки» Цель: Развитие умений детей играть в народные игры.

П/и «Лыжники»

Цель: Развитие координации движений

2 половина дня

Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи.

Игра «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года и т.д.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»Цель: Учить внимательно слушать сказку, правильно строить предложения отвечая на вопросы.

Тема «Деревенская изба» Цель: учить строить миниатюрную модель фермерского хозяйства, ориентируясь на схему.

С.р.и. «К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».

1..Информационный стенд для родителей на тему Папка-передвижка: «Приобщаем детей к русской народной культуре»

«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»

Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью»

Вторн.

24.03

Мероприятие НОД:

1. Мероприятие НОД: Развитие речи «Русские народные промыслы»

Цель: Формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Матрёшки).

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи. Расширить представления детей о русских народных промыслах. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи. Совершенствовать умение детей вести диалог, участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности.

 Развивать познавательную активность, логическое мышление. Развивать внимание, память, связную речь.

 Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров

2. Мероприятие НОД:

Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника

1 половина дня.

Утренний сбор. Этюд «Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом

Развитие речи

Д/и «Скажи правильно».Цель: Развитие артикуляционного аппарата, внимания, логического мышления.

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Прогулка № Наблюдение за погодой

Цель: Продолжать знакомить детей с природными явлениями.

Игра «Кто дальше бросит?» Цель: совершенствовать метание снежков на дальность.

П/и «Два Мороза»Цель: Развитие ловкости, умения быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

2 половина дня

Познание Упражнение  «Назови зимние явления природы» Цель: закрепление знаний детей о явлениях природы.

 «Живое – не живое» Цель: Закреплять знания детей о животных, их обитании в природе.

Д/и «Найди место звука «ш» в слове»  Цель: развитие фонематического слуха

Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Путешествие Капельки Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

С.р.и.«Салон красоты»                               Цель: Совершенствовать умение детей  объединяться в игре, самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия.     

Тема «Деревенская изба»Цель: учить строить миниатюрную модель фермерского хозяйства, ориентируясь на схему.

Тематическая папка «Русская матрёшка»

Среда 25.03

Мероприятие НОД:

1. Познавательное развитие ФЭМП

Тема см.книгу

2.Физическая культура по плану физ. Инструктора

3. Мероприятие НОД: Х.Э.Р. Рисование(декоративное рисование)  «Сказочная Гжель»

Программное содержание Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного; закреплять знания об элементах гжельской росписи (роза, цветы, завитки, сеточка, прямые и волнистые линии ,капелька ,добиваться « растяжение цвета») Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам  

Предварительная работа:  беседы, рассматривание иллюстраций и предметов народных промыслов;  знакомство с историей возникновения художественных промыслов. Оборудование и материалы: изделия народно-прикладного искусства; акварельные краски, кисти разных размеров. Баночки для воды, тряпочки.  вырезанные силуэты посуды и предметов. Интерактивная доска. Слайдовая презентация «Народные промыслы России» , «Сказочная Гжель»

1 половина дня.

Утренний сбор. Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике

красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.

Рассматривание

иллюстраций с изображением старинной

русской одежды.

Знакомство с трудом ткачихи

Дидактическая игра «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Инд.раб. Повторить порядковый и количественный счет. Цель: развитие навыков счета

Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10.

Игра « Найди похожую». Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Прогулка № Наблюдение за птицами Цель: Уточнить представления детей о зимующих  птицах, условиях их жизни; роли человека в жизни птиц. Воспитывать стремление  заботиться о птицах в зимний период

Игры-эксперимент. «Цветной лед» Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, воображение.                                                                                                

П/и «Ловишки со снежками».                                      Цели: Развивать меткость, ловкость. Воспитывать уверенность в себе.

2 половина дня

- Рисование элементов различных росписей                    Цели: Развивать у детей эстетическое видение Побуждать интерес к народному искусству, к народным праздникам.

С.р.и.«Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу.

Инд.раб. Учимся последовательно рисовать по схеме

Д/и «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел, пробуждать интерес к талантам народных умельцев.

Игры-аттракционы.

«Попрыгай-ка»

Цель: Развивать умение перепрыгивать на двух ногах через полосу препятствий.

Предложить детям для раскрашивания  бумажные силуэты дымковских и филимоновских игрушек. Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе.

1.Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома

Четв.

26.03

1. Мероприятие НОД: Развитие речи

Тема: «Русская народная игрушка»

Цель: Развитие связной речи детей, закрепление порядкового счета.

Задачи:Обогащать словарный запас детей по лексической теме. Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве. Формировать положительное отношение к народной культуре.

Оборудование: Игрушки: матрешки, глиняные игрушки, из соломы,

2. Мероприятие НОД: Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника

3.Мероприятие НОД: Физическая культура по плану физ.инструктора (на улице)

1 половина дня. Утренний сбор.

«Путешествие в волшебный Городец»

(Рассказ воспитателя о городецкой росписи.)

Цель: познакомить детей с городецкими изделиями, развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья), видеть и называть цвета, используемые в городецкой росписи.

 

Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать  шаги.

Игра «Которой игрушки не стало?». Цель: развивать зрительное внимание и память.

Прогулка

Наблюдение за снегом

Цель: Закреплять знания детей о свойствах снега.

Русская народная игра:  «Жмурка с колокольчиком». Цель: познакомить с правилами р.н.игры, развивать чувство коллективизма, ловкость, быстроту.

Труд: сгребание снега в лунки деревьев. Цель: дать детям понятие о том, что снег согревает деревья, не дает им погибнуть.

2 половина дня

Театрализация «Волк и семеро козлят»

Цель: Способствовать  развитию танцевально-игрового творчества, учить детей придумывать движения, отражающие содержание песни.

Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.

Игра «Чего не стало?». Цель: уточнить название предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память

Игры со строительным материалом.

 «Строим русскую избу»

Цель:  Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе.

Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность.

"Разрезные картинки"

Цель: научить составлять целое из частей.

Н/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики

Консультация для родителей «Народные ремесла и промыслы»

Пятн.

27.03

1.Мероприятие НОД:

Познавательное развитие.

Тема: "Золотая хохлома"

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла  хохломой.

Задачи:

Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла

Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи,  исследовать из  каких материалов сделаны.

Развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

2.Мероприятие НОД: Х.Э.Р. Лепка

«Матрешки-разноцветные подружки»

Цель: Дать представление детям о деревянных игрушках- матрешках , как об одном из видов народного творчества.

 

Задачи: - Расширять знания детей о том , как народные мастера делают игрушки. -Формировать интерес к народному промыслу. -Вызвать желание изображать персонажей данного промысла в лепке. -Учить лепить матрешку, правильно передавая форму одежды , частей тела,  соблюдая пропорции. -Использовать усвоенные приемы лепки.

 

Методические приемы: -наглядные: рассматривание картинок с матрешками, деревянных игрушек-матрешек; -словесные: беседа с детьми, рассказ педагога; -игровые: физминутка;

 

Оборудование: -деревянные игрушки-матрешки; -иллюстрации картинок с матрешками; -пластилин,дощечка для лепки,стек; -ситцевая ткань;

 

Предварительная работа: -чтение стихов, потешек про матрешек; -загадывание загадок; -аппликация на тему: «Сестрички- матрешки»; -декупаж деревянных матрешек;

2. Мероприятие НОД:

Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника

1 половина дня. Утренний сбор.

«Декоративная роспись  игрушки «Кот» (по мотивам филимоновский свистульки).

Цель: научить детей расписывать объемные фигурки  филимоновской росписью. Закрепить элементы росписи: точки, полоски и цвета, используемые в росписи: красный, желтый, зеленый.

Прогулка Наблюдение за изменением продолжительностью дня.

Цель: Провести очередной этап сравнительного наблюдения, помочь детям выявить изменение положения солнца на небе.

Игры-эстафеты.                            «Кто первый?»                          Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать доброжелательность.

Игры-забавы.                        «Снайперы»,                         Цель: Способствовать развитию ориентации в пространстве, меткости

2 половина дня

Эксперименты с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды.

Игра «Конструируем из палочек»Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.Состав числа 2, 3, 4, 5

Лото «Назови картинку и найди гласный звук» Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

с.р.и«Ярмарка»

Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей.

.Знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями и способами поведения в них

Итоговое мероприятие, дата проведения:

День недели

Организованная образовательная деятельность  

Образовательная деятельность, осуществляемая  в ходе режимных  моментов

Самостоятельная деятельность  детей

Взаимодействие с  семьями по реализации  основной образовательной программы

Понед.

30.03

1. Мероприятие НОД:

Познавательное развитие.

Интегрированное занятие «Знакомство детей с Городецкой росписью» Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. познакомить с городецкой росписью, учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), Активизировать словарь детей по теме занятия; Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

3.Мероприятие НОД: Х.Э.Р.

 «Городецкая роспись» Учить  выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок). Формировать  интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении. Развивать мышление, мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; Развивать  самостоятельность и творческую фантазию. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества.Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка). Воспитывать  любовь к искусству, народным традициям; воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.  

     Оборудование:Демонстрационный материал — выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа. Раздаточный материал: гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага.                                                                                                                                      

2.Физическая культура по плану физ. Инструктора

1 половина дня.

Утренний сбор. Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках.

Игра «Бусы для Маруси»  предложить нанизать на шнурок крупные бусины.

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук.

Д/и «Узнай узор» закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Прогулка: №

2 половина дня

Игра «Сложи узор». Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие.

Игра «Назови число»

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.

Самостоятельный пересказ сказки «Заюшкина избушка».Цель: Учить детей пересказывать знакомые русские народные сказки с использованием  театра по желанию.

1..Информационный стенд для родителей на тему…

2..Индивидуальные консультации, беседы

по проблемам  развития коммуникативной сферы ребенка в семье

3.Рекомендации

родителям по  чтению .

Вторн.

31.03

Мероприятие НОД:

1. Мероприятие НОД: Развитие речи Интегрированное занятие с элементами мнемотехники

Тема: «Путешествие в сказку»

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы

2.Задачи:

- продолжать учить детей отвечать полным предложением;

- закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования;

- активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, мышление, логику,

- продолжать развивать творческие способности детей, воображение;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование: маски, игрушка лисы, волшебный мешочек, атрибуты для инсценировки сказки.

Предварительная подготовка.

Рассматривание иллюстрации «Дикие животные», слушание аудиозаписи «Звуки природы», «Дикие животные», пение песни «Лисонька – лиса».

2. Мероприятие НОД:

Х.Э.Р Музыкальная деятельность по плану музыкального работника

1 половина дня.

Утренний сбор.  

Раскрашивание силуэта дымковской игрушки. Цель: формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Прогулка №

2 половина дня

Вода — растворитель. Очищение воды

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием

Игра «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в порядковом счёте.

Диктант по клеточкам. Цель:  развивать умение ориентироваться на плоскости листа в клетку.

Украшение барыни по мотивам дымковской игрушки.

Цель: продолжать формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Закрепить умение детей правильно держать кисть, широкие линии проводить всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

1.Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»

на данном занятии закрепляются знания о величине предметов . способах их сравнения. знакомятся  с народным праздником "масленица" и некоторыми масленичными забавами....

Календарный план образовательной деятельности в средней группе ДОУ Тема интегрирующая: «Знакомство с народной культурой и традициями» Событие недели: «Нарядная дымка»

Календарный план образовательной деятельности в средней «А» группе ДОУТема интегрирующая: «Знакомство с народной культурой и традициями»Событие недели: «Нарядная дымка&ra...

Календарный план образовательной деятельности в старшей группе дошкольного возраста "Народная культура"

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Народная культура и традиции"...

Календарный план образовательной деятельности в первой младшей группе Тема недели: «Народная игрушка"

Задачи: Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек.Знакомить с народными игрушками: дымковской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать вним...