проект на тему " Волшебные свойства воды"
проект (средняя группа) по теме

Шатько Наталия Вячеславовна

опытно эксперементальная деятельность в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_may_2016_2.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Вода и ее свойства» для детей средней группы

 Исследовательский проект « Вода и ее свойства» для детей средней группы.

Воспитатель МАДОУ № 35 Шатько Н.В

«Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять». 

Актуальность:

Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение — естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший « строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса.

Вид проекта:

Познавательный

Сроки реализации:

Краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта:

Дети
Педагоги
Родители
Цель проекта:

формирование представлений о свойствах воды; расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи:

Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.
Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Этапы проекта:

Подготовительный:

— выбор темы;

-постановка проблемы;

-определение цели и задач исследовательской работы;

-изучение методической литературы;

-обследования уровня развития познавательного интереса у детей;

-разработка плана мероприятий проекта.

Основной:

-занятия;

-наблюдения на прогулках;

-беседы;

— игры-эксперименты;

-чтение художественной литературы;

-работа с родителями.

Заключительный этап:

-повторное обследование детей;

— итоговое занятие по теме « Волшебница — вода»;

-оформление фотовыставки « Мы – экспериментаторы»;

-создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;

-создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.

Формы работы:

— оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;

— оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;

— проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;

— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо-плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);

— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями;

— чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,

«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С.Добрицкой

— беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

— опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»);

Детско-родительская опытно-экспериментальная деятельность

в рамках проекта «Вода и ее свойства»


ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель:
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход:
взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и
др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить ребенку найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод:

Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.


ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода — прозрачная»,
а «грязная — непрозрачная».

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить ребенку найти прозрачные предметы в комнате (стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребенок опустит в стакан мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем — продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

 


 

ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ.

Цель:Выявить свойства воды.

Ход.

Взять два стакана с водой.

В первый стакан добавляем

1 ложки соли, и хорошо размешиваем.

Соль растворится в воде.

В другой стакан добавляем 1 ложку сахара и тоже размешиваем. Сахар также растворится в воде.

Вывод: соль и сахар растворяются в воде.

Что понадобится для опытов
 
Для наших опытов будет достаточно иметь под рукой обычную воду и минимальный набор вспомогательных инструментов (каких именно, напишу ниже). При проведении экспериментов я старалась как можно меньше вмешиваться в процесс и дети делали все самостоятельно. Только так они запомнят все свойства воды.
 
Замораживание воды

 
Этот эксперимент стоил мне любимой керамической чашки для кофе. Старшая дочь хотела узнать, как расширяется вода во время замораживания. Налила воду в чашку и поставила в морозилку. Но можно обойтись малыми жертвами и налить воду во что-нибудь пластмассовое. После замораживания уровень воды в емкости поднимется.
 
Выталкиваем воду

 
Цель опыта – увидеть, как повышается уровень воды, если класть в нее предметы. В стакан кладем что-нибудь легкое, наливаем воду, но не до конца. Даем детям камешки, которые они будут кидать в стакан до тех пор, пока легкие предметы не перельются с водой через край.
  
Как тает снег
 
Этот опыт моя дочь пыталась провести всю зиму и регулярно притаскивала домой снег. Еще помню, что когда я еще училась в классе первом, мы с подружкой запихали в сменку снег и принесли его домой в качестве научного эксперимента. Собственно в этом опыт и заключается – показать ребенку, как тает снег и рассказать, что он состоит из воды.

Невидимые чернила

 
Ленин писал письма молоком, а мы будет писать секретные письма с помощью воды и лимона. Смешиваем в равных пропорциях сок лимона и воду. С помощью ватной палочки пишем этой смесью на листке бумаги или рисуем. Дожидаемся, когда бумага высохнет, и нагреваем ее под настольной лампой. Чернила проявятся!
 
Опыт с воздухом
 
Этот опыт можно проводить в ванне или в тазике. Наливаем туда воду и осторожно опускаем пустой стакан вверх дном. Задача детей не допустить, чтобы пузырьки воздуха вышли из стакана. На втором этапе, опуская стакан, немного приподнимаем его край и обращаем внимание детей на то, что вместо воздуха в емкости появилась вода.

Плавающее яйцо

 


Опускаем сырое яйцо в стакан. Оно тонет. Вытаскиваем его и добавляем в стакан соль – несколько ложек. После того как яйцо положили в соляной раствор, оно будет плавать на поверхности. Соленая вода плотнее обычной, именно поэтому в море плавать легче.

 
В Хакассии (она находится на юге Красноярского края) есть озеро Тус. По солености его можно сравнить со знаменитым Мертвым морем в Израиле. Я пыталась плавать в этом озере, ощущения незабываемые. Ты просто повисаешь в воде и можешь совершенно не шевелиться, вода будет выталкивать. Но и понырять, и порезвиться в озере также не получится, вода как будто тягучая и выедает глаза.
 
Опыт с соломинкой

 
Наливаем воду в один стакан, а второй оставляем пустым. Опускаем в воду соломинку, зажимаем пальцем ее кончик, вытаскиваем и над пустым стаканом убираем палец. Вода выльется из трубочки.
 
Это только часть опытов, которые можно провести с водой и немного рассказать детям о ее свойствах. Так, играя, они получат свои первые уроки по физике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....

Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе

Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды» 2019г

Цель занятия: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить...

Муниципальный конкурс исследовательских и творческих проектов дошкольников " Я исследователь!" Тема: " Волшебные свойства воды" МБДОУ № 4 Теремок Г. Курганинск

В данной работе изучены основные свойства воды.Проведены опыты. Сделаны выводы о значении воды для человека....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...