Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 год
статья по теме
Отчет о проделанной работе педагога-психолога дошкольного учреждения за 2015-2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot.docx | 201.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №19 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка)
Аналитический отчет
педагога-психолога Гафуровой Г.Н.
за 2015-2016 учебный год
г. Кузнецк, 2016
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2015-2016 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
- Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.
- Оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
- Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
- Создать соответствующие психологические условия для успешного освоения дошкольниками образовательных областей.
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- Психопрофилактика, психологическое просвещение;
- Психологическая диагностика;
- Развивающая работа и психологическая коррекция;
- Психологическое консультирование;
- Организационно-методическая работа.
Количество охваченных групп – 12 групп.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на предотвращение дидактогений; профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (тренинги, психологические гостиные, семинары-практикумы, круглые столы, консультации).
В течение года использовалась стендовая информация:
- Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
- Игрушка в жизни ребенка;
- Если ребенок не хочет идти в детский сад;
- Адаптационный период в детском саду;
- Гиперактивный ребенок;
- Как отучить ребенка перебивать взрослых;
- Застенчивый ребенок;
- Детские обиды;
- Если ребенок устал;
- Занимательный аутотренинг;
- Прежде, чем взяться за ремень;
- Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет;
- Ребенок, который любит быть главным;
- Темперамент ребенка;
- Организация дня ребенка в своей семье;
- Психологическая готовность к школе;
- Скоро в школу;
- Детская ложь;
- Страхи - это серьезно.
Консультации размещались на личном сайте педагога-психолога. Ссылка на сайт:
«http://nsportal.ru/gafurova-gulnara-nyazifovna»
Родители охотно идут на контакт, интересуются психологическими особенностями своих детей, результатами диагностических обследований, принимают участие в анкетировании.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
2. Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):
Таблица 1. Психодиагностика
Категории обследуемых, сроки выполнения | Методика и цель |
Дети младших групп (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения |
Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь) | Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении |
Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель) | Диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике «Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л.Г.Руденко) для детей 6-7 лет |
«Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) | |
Определение уровня умственной работоспособности детей и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба» (тест Бурдона) | |
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года | Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей |
Дети старших групп (октябрь, ноябрь) | Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по методикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Два дома» (И. Вандвик, П. Эксблад); «Секрет», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Страхи в домиках» и др. |
Дети старших групп (декабрь) | Диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении: отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям, к игре (Т. С. Воробьева) |
Дети вторых младших групп (январь, февраль) | Диагностика познавательного развития детей 3-4 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 3-4 лет |
Дети старшей логопедической группы (февраль, март) | Диагностика познавательного развития детей 5-6 лет. Определение уровня психического развития (экспресс-диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко) для детей 5-6 лет |
Диагностика родителей | Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду (Анкета) |
Диагностика типов семейного воспитания (Анкета) | |
Диагностика готовности детей подготовительной к школе группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания ) | |
Диагностика педагогического коллектива | Стиль общения с детьми (Анкета) |
Результатом данной работы являлось:
- Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
- Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
- Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
- Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;
- Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
Диагностическая работа с воспитанниками
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей (48 детей) к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% - средний уровень адаптации (рис.1).
Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ
Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали дошкольное учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консультация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетирование родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
В подготовительных к школе группах № 7, 10, и в старшей группе № 9 с 7 дошкольниками, которые пойдут в школу, был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики, разработанной Павловой Н.Н., Руденко Л.Г. Результаты представлены в таблице:
Распределение показателей психологической готовности к школе в начале года
Группа Уровень | Старшая группа №9 | Подготовительная логопедическая группа №7 | Подготовительная группа №10 | Всего |
высокий | 1 | 1 | 2 | 4 (9%) |
средний | 6 | 15 | 19 | 40 (85%) |
низкий | 0 | 2 | 1 | 3 (6%) |
В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе.
Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
Результаты оказались следующие:
Распределение показателей психологической готовности к школе в конце года
Группа Уровень | Старшая группа №9 | Подготовительная логопедическая группа №7 | Подготовительная группа №10 | Всего |
высокий | 4 | 13 | 20 | 37(79%) |
средний | 3 | 5 | 2 | 10 (21%) |
низкий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Представим полученные результаты (см. рис.2, 3, 4, 5).
Рисунок 2. Старшая группа №9
Рисунок 3. Подготовительная к школе группа №10
Рисунок 4. Подготовительная к школе группа №7(логопедическая)
Рисунок 5.Обобщенные результаты
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
В период с октября - по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей старших и подготовительных к школе групп по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в домиках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Тест тревожности» (М. Дорки, В. Амен), «Рисунок человека» и др. Обследование проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют проблемы, были включены в коррекционно-развивающие группы. С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми», индивидуальные консультации.
Изучение статуса каждого ребенка в старших и подготовительной группах, характера отношений со сверстниками осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Дети имеют положительные выборы, но есть ребята, которые являются изолированными, т.е. не имеют ни одного предпочтения у сверстников (в беседе с воспитателями выяснилось, что такие дети очень редко посещают ДОУ, поэтому их ребята не выбрали). Воспитателям были предложены рекомендации: особое внимание следует уделить детям, относящимся к категории «непринятые». Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совместную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.
С целью определения самооценки была проведена методика «Лесенка».
Были получены следующие данные рис.6,7,8
Рис. 6 Типы самооценок
Рис. 7. Типы самооценок в начале года
Рис. 8. Типы самооценок в конце года
Не всегда самооценка старших дошкольников была адекватной и соответствовала его реальным проявлениям. Воспитателям и родителям были предложены рекомендации как формировать адекватную самооценку у дошкольников. С детьми с неадекватной низкой и завышенной самооценкой проводились коррекционно-развивающие занятия, в результате которых сформировалась адекватная самооценка.
В старшей группе №5(логопедической) в ноябре была проведена диагностика эмоционального благополучия в ДОУ (Т. С. Воробьева): отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям, к игре. Выявлено:
- 79% детей ходят в дошкольное учреждение с удовольствием,
- 21% нейтральное отношение к детскому саду.
Отношение к занятиям:
- у 68%-хорошее,
- у 7%-плохое,
- у 25%-нейтральное.
Отношение ко сну:
- у 8% детей - хорошее,
- у 24%-плохое,
- у 68 %-нейтральное.
Отношение к обеду:
- у 78% детей - хорошее,
- у 10 %-плохое,
- у 12 %-нейтральное.
Отношение к игре:
- у 84% детей - хорошее,
- у 16 %-нейтральное.
Можно сделать вывод о том, что большинство детей любят ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. Детям в саду интересно. По результатам диагностики были проведены консультации с воспитателями.
В декабре, январе была проведена диагностика познавательного развития детей 3-4 лет по методике «Экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л. Г. Руденко. Вторая младшая группа. 3-4 года.» Обследование проводилось индивидуально. Результаты представлены на рис.8.
Рисунок. 8. Результаты диагностики познавательной сферы детей 3-4 лет.
Так как дети данной возрастной группы переживают возрастной кризис 3 лет, были сформированы развивающие группы по преодолению данного кризиса. С родителями и воспитателями была проведена консультация «Кризис трехлетнего возраста», практикум «Развивающие игры и упражнения для детей 3-4 лет». Родителям детей с низким уровнем развития были рекомендованы консультации невролога, логопеда, развивающие игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей познавательной сферы. Для воспитателей была проведена консультация «Умственное развитие детей 3-4 лет».
В феврале была исследована мотивационная готовность к школе. Использовалась методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова). Результаты представлены на рис.9.
Рис.9. Распределение уровней мотивационной готовности к обучению в школе
Обследование проводилось индивидуально. Большинство детей показало высокую мотивационную готовность к школе.
Выявлено 10% детей с I этапом формирования внутренней позиции школьника (ВПШ). Дети ориентированы лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).
II этап формирования ВПШ характерен для 32% ребят. Дети ориентированы на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе дети выделяют в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.
У 52% детей данной группы (III этап) внутренняя позиция школьника полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Результаты опроса были освещены на индивидуальных консультациях с воспитателями, было рекомендовано обратить внимание на детей с I этапом формирования ВПШ. В работе с такими детьми использовались беседы с целью повышения мотивации. Общие результаты обследования были освещены на родительских собраниях.
Также исследовался уровень умственной работоспособности детей подготовительных к школе групп и умения работать по определенному правилу («Корректурная проба» (тест Бурдона). Обследование проводилось по подгруппам. В результате обработки результатов диагностики выявлено, что 78% детей имеют высокий уровень развития умственной работоспособности и умеют работать по определенному правилу; 22% детей имеют средний уровень (см. рис.10).
Рис.10. Распределение уровней умственной работоспособности
В феврале-марте была проведена диагностика познавательного развития детей старшей группы №5(логопедической) по методике «Экспресс-диагностика в детском саду по Н.Н. Павловой, Л. Г. Руденко. Старшая группа. 5-6 лет.» Обследование проводилось индивидуально. Результаты представлены в таблице
Таблица. Уровень познавательного развития детей старшей группы №5 (логопедической)
Старшая группа (5-6 лет) 17 детей
Познавательные процессы | ||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
зрительная память | 1 | 6% | 2 | 12% | 14 | 82% |
Общая осведомленность | 14 | 82% | 3 | 18% | 0 | 0% |
восприятие | 10 | 59% | 7 | 41% | 0 | 0% |
внимание | 10 | 59% | 6 | 35% | 1 | 6% |
вербально-логическое мышление | 5 | 29% | 8 | 47% | 4 | 24% |
наглядно-образное мышление | 6 | 35% | 11 | 65% | 0 | 0% |
воображение | 4 | 24% | 13 | 76% | 0 | 0% |
общий уровень развития | 2 | 12% | 13 | 76% | 2 | 12% |
Рис.11. Уровень познавательного развития детей старшей группы№5
У многих детей хорошо развито внимание, воображение, наглядно-образное мышление, общая осведомленность. С детьми с низким уровнем развития была проведена коррекционная работа, направленная на преодоление сложностей в познавательной сфере.
Диагностическая работа с родителями
В группах детей раннего возраста происходило психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода. С родителями данных детей было проведено анкетирование.
С целью изучения родительской позиции, взаимоотношений в семье, стиля, типа семейного воспитания с родителями подготовительной группы №7 использовалась анкета. Результаты представлены на рис.12
Рис. 12 Распределение типов семейного воспитания в подготовительной группе №7
Тип А- тип авторитарного стиля воспитания, в такой семье мало доверия ребенку и учета его потребностей (2 семьи).
Тип Б – стиль воспитания, при котором в семье признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки (7 семей).
Тип В – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка в семье, основные методы – порицание и наказание (1 семья)
Смешанный тип – используют в воспитании два и более типов (7 семей).
По результатам обследования родителям на родительском собрании были представлены результаты и даны рекомендации по воспитанию детей в своей семье.
С целью комплексного изучения вопроса готовности детей подготовительной к школе группы №7 с родителями данных детей было проведено анкетирование («Готов ли ребенок к школе»). Получены следующие данные (см. рис.13).
Рис.13 Распределение показателей готовности к обучению
Таким образом, из полученных данных видно, что в целом группа готова к обучению в школе. Результаты обследования педагога-психолога и результаты родителей практически одинаковы.
Диагностическая работа с педагогами
С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педагогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомендована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.
Вывод:
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;
положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
3. Психокоррекционная и развивающая работа
По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.
Мероприятия коррекционной и развивающей работы
Направления работы | Виды и формы работы |
Развивающая работа в период адаптации к ДОО | Групповые развивающие занятия |
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений | Групповые и индивидуальные развивающие занятия |
Коррекционная работа с детьми «группы риска» (коррекция эмоциональной, личностной и познавательной сферы) | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Развивающая и коррекционная работа осуществлялась по следующим программам:
- «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А. С. Роньжина
- «Давайте жить дружно» С. В. Крюкова. Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения.
- «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» О.В. Хухлаева с целью развития и коррекции эмоционально-волевой сферы.
- «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами» Н. Ю. Галай с целью развития эмоциональной и познавательной сферы.
- «Психогимнастика в детском саду» Е. А. Алябьева с целью развития и коррекции личностной и эмоциональной сферы детей с нормой развития и «пограничными нарушениями.
- «Психологический тренинг для будущих первоклассников» И. Л. Арцишевская, направленная на формирование психологической готовности детей к школьному обучению
- «Телесно-ориентированные подходы в коррекционной и развивающей работе с детьми» И. В. Ганичева, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной сфере, на совершенствование психомоторной функции.
- «Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция.»Т. П. Трясорукова.
- «Учусь дружить» Т. Т. Кириченко, групповые тренинги-занятия преодоления тревожности и развития навыков общения
- «Мы смелые» Т. Т. Кириченко, направленные на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста
- «Лесенка успеха» Т. Т. Кириченко, индивидуальные коррекционные занятия, направленные на формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.
С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.
Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа
Дети | Познавательная сфера | Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера | ||
Индивидуальные занятия | Групповые занятия | Индивидуальные занятия | Групповые занятия | |
Ранние группы (2-3 года) | 11 | 39 | ||
2-я младшая (3-4 года) | 42 | |||
Средняя группа (4-5 лет) | 1 | 28 | ||
Старшая группа (5-6 лет) | 2 | 3 | 40 | |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | 5 | 6 | 39 |
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком, Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
- Психологическое консультирование
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.(см. Табл. 7)
Таблица 7.
«Консультации (индивидуальные)»
№ | Тема | Количество | |
родители | педагоги | ||
1 | Психологическое консультирование по проблемам трудностей в обучении | 46 | 3 |
2 | Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений | 22 | 7 |
3 | Психологическое консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе. | 12 | 12 |
4 | Психологическое консультирование по проблемам раннего развития | 35 | 4 |
6 | Психологическое консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе | 45 | 4 |
7 | Психологическое консультирование по проблемам возрастных кризисов ребенка | 46 | 2 |
8 | Всего | 206 | 32 |
Мероприятия, проводимые с родителями (родительский клуб, семинары, тренинги, родительские встречи, собрания и др.):
1. Встречи родительского клуба «Кроха» – 3 встречи;
2. Выступление на родительских собраниях (особенности психологического развития детей дошкольного возраста) – 8 встреч;
3. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – 3 встречи.
4. Родительская встреча «Познай себя как родителя»
5. Родительская встреча «Психологическое благополучие ребенка»
6.Тренинги детско-родительского взаимодействия-3 встречи.
7. Групповая консультация «Кризис трехлетнего возраста»
8. Родительская встреча «Страхи - это серьезно»
9. Практикум «Игры, в которые играют ваши дети»
Мероприятия, проводимые с педагогами (семинары, лекции и др.):
1. Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Адаптация детей к дошкольному учреждению. Современный подход»
2. «Значение игр с песком и водой для детей с тяжелой адаптацией»
3. Семинар-практикум «Когда дуща с душою говорит»
4. Семинар-практикум «Ораторами не рождаются, ораторами становятся»
5. Тренинг «Разговор через стекло»
6. Консультация: «Индивидуальные и возрастные особенности ребёнка дошкольного возраста».
7. Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС»
8. Практикум «Профилактика стрессов у педагогов».
9. Семинар-практикум: «Создание психологически безопасной образовательной среды».
10. «Подготовка ребенка к школьному обучению с учетом его индивидуальных особенностей»
Вывод:
Увеличился запрос родителей на проблемы, связанные с эмоциональным развитием детей: психологическая травма ребенка в период сложных семейных отношений, повышенная опека и последствия в развитии ребенка, утомляемость ребенка, отказ от любого вида деятельности, заниженная самооценка, повышенная тревожность, непринятие родителей, тесное взаимодействие с бабушками, отказ от еды, невроз навязчивых состояний, невротические страхи.
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
Организационно-методическая работа
В рамках данного направления было принято непосредственное участие в работе педагогического совета, городского объединения психологов, в работе ПМПк дошкольного учреждения. В начале года на внутреннем учете ДОО стояло 16 семей, 18 детей (3.9%), после проведенной работы сняты с учета в 1 полугодии 2 семьи, 2 ребенка (0.4%); во 2 полугодии – 8 семей, 8 детей (1.8%).
Осуществлялось планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания, составление индивидуальных маршрутов.
В целях повышения квалификации были пройдены курсы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование и психодиагностика с основами психотерапии», 1380 ч. с 25.06.2015, АНО ВО «Московский институт современного академического образования». Особое место уделялось изучению методической и специальной литературы в целях самообразования по акмеологическому консультированию, психотерапии, гештальт-терапии, психосоматике, системной семейной психотерапии, НЛП, телесно-ориентированной психотерапии, песочной терапии(sand-play), дистанционному психологическому консультированию; просмотру вебинаров; прохождению практикумов по индивидуальному и семейному консультированию во время прохождении курсов переподготовки. Все это способствовало овладению способами организации и проведения различных форм психологического консультирования и психодиагностики; созданию индивидуального стиля психолога-консультанта на базе освоения современных подходов и методов психологического консультирования.
Принимала участие во Всероссийском вебинаре «Оптимизация социальной адаптации дошкольника к условиям детского сада. Современный подход» (Сертификат).
На протяжении года размещались публикации на персональном сайте педагога-психолога: «Гиперактивность», «Игра «Семейное дерево», «Адаптация детей к условиям детского сада», «Профессия «Психолог», «Отчет о проделанной работе за 2015-2016 год»; на сайте «Академия интеллектуального развития» - «Формирование коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста в игре» (сертификат). Был выдан сертификат по ИКТ компетентности от «Академии интеллектуального развития».
Участвовала в разных конкурсах. Результаты представлены в таблице№8.
Таблица №8
«Участие в конкурсах педагога-психолога»
Конкурс | Результат |
Всероссийский конкурс «Ты - гений». Учебно-методическая разработка. Дидактическая игра «Цветок эмоций» | 1 место |
Международный конкурс «Дипломкин». Исследовательская работа «Формирование коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в игре» | 1 место |
Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Основы правовых знаний педагога» | 1 место |
Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Особенности диагностической работы психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» | 2 место |
Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Преодоление проблем личностного развития детей» | 2 место |
Всероссийский конкурс «Умната». Блиц-олимпиада: «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС» | 2 место |
Всероссийский конкурс «Вопросита». Блиц-олимпиада: «Сущность и организация психологической службы в системе образования» | Лауреат |
Всероссийское комплексное тестирование «Академия интеллектуального развития» | Участник |
Участие в конкурсах 4 детей старшего дошкольного возраста, куратором которых я являюсь, привело к следующим результатам:
Конкурс | Результат |
Всероссийский конкурс «Вопросита». Блиц-олимпиада: «Читаем русские народные сказки» | 1 место |
Всероссийская занимательная викторина «Времена года - сентябрь» | 2 место |
Всероссийская викторина «И зимой и летом…» (Викторина на сайте «Вестник педагога» | Участник |
Всероссийская викторина «Весна» (на сайте «Академия интеллектуального развития») | 2 место |
Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.
Задачи на следующий год: качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития с целью выявления индивидуальных образовательных потребностей детей, создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательной программы. Планировать работу по выявлению ранних признаков одаренности и преодолению психологических трудностей в развитии воспитанников; по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОО; по составлению и реализации коррекционно-развивающих программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 учебный год
Психолого – педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....
Отчет о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье» За 2015-2016 уч. Год (средняя группа)
Отчет о проделанной работе по программе "Омское Прииртышье" за 2015-2016 уч.год в средней группе №5...
Рабочая программа педагога - психолога ДОУ на 2015 - 2016 уч.г.
Рабочая программа педагога - психолога ГБДОУ № 32 Пушкинского района СПб Рябченко Е.А. на 2015 - 2016 уч.г....
Отчет о проделанной работе за учебный год 2015-2016
Отчет о проделанной работе за учебный год 2015-2016...
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год.
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год....